Финансирование здравоохранения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей обще- ства, типа и реальных возможностей экономики страны. По расчетам специалистов расходы на здравоохранение составляют от 3 до 15% валового национального продукта, или валового внутреннего продукта. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не ме- нее 6,0% валового внутреннего продукта, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества - не менее 12%. Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для этого необходимо тратить средства с максимальной эф- фективностью. Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения, добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8% валового внутреннего продукта. Расходы на здравоохранение в нашей стране состав-

 

ляют примерно 4,0% валового внутреннего продукта.

В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 41) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с этой статьей должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья указаны в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоро- вья граждан; это:

1. Средства бюджетов всех уровней.

2. Средства, направляемые на ОМС и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

3. Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

4. Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.

5. Доходы от ценных бумаг.

6. Кредиты банков и других кредиторов.

7. Безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования.

8. Иные источники, не запрещенные законом.

В этой же статье указаны источники средств непосредственно для финансирования органов и учреждений системы здравоохра- нения. Это:

- средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и мест- ных бюджетов;

 

- средства государственных и общественных организацией, объединений, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

- личные средства граждан;

- безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Как видно, они составляют часть средств, идущих на охрану и улучшение здоровья населения. Это, по существу, отраслевые ассигнования на деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и государ- ственной системы ОМС. Финансовые средства используются:

- для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;

- для обеспечения профессиональной подготовки кадров;

- для финансирования научных исследований;

- для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по

ОМС;

- для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

- для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;

- для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Эти средства на- ходятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами ОМС.

 

Так как здравоохранение находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, то субъек-

ты Федерации несут более 2/3 всех расходов на текущие нужды здравоохранения и могут в соответствии с законами РФ и своими правовыми документами использовать различные, в том числе местные, источники финансирования для решения проблем здравоохранения.

По данным Всемирного банка, в среднем в мире тратится на здравоохранение 8% внутреннего валового продукта, причем в странах с развитой рыночной экономикой - 9,5%, в развивающихся странах - 2,5%.

В последние годы ассигнования на здравоохранение значительно увеличились, и, как отмечалось, из всех источников к 2007 г. они составят около 900,0 млрд руб., при этом основная часть расходов уже в 2006 г. увеличится до 665 млрд, чуть более 1% ВВП или 30% - ФМС. Особенно увеличиваются расходы на социальную поддержку, в том числе бесплатную лекарственную помощь 50 млн че- ловек или 208 млрд руб.

Уже к концу ХХ века ассигнования на здравоохранения в большинстве стран мира существенно увеличились в сравнении с 1990 г. В целом из всех источников (общественных, государственных, частных и др.) они в США, например, достигли 14% от размера ВВП, или 4500 долл. на душу населения, в Германии - более 15% ВВП, или около 3000 долларов. В целом в экономически развитых странах на человека приходится не менее 1000 долларов на здравоохранение.

В 1995 г. расходы на здравоохранение в России составили более 4,0% внутреннего валового продукта.

В сентябре 1998 г. Постановлением Правительства (?1096) утверждена программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, в которую вошла базовая программа ОМС. Программа гарантий, кроме средств ОМС, определяет средства бюджета и других источников для обеспечения бесплатной медицинской, скорой, стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью. В 1998-1999 гг. расходы бюджета на здравоохранение несколько повысились (до 70 млрд руб. и более), но не превышали 4% внутреннего валового продукта.

 

С 2001 г. средства на здравоохранение распределялись так: 60% бюджетные из федерального и территориальных бюджетов,

Таблица 48. Расходы на здравоохранение в нах мира в 1995 г.1

отдельных странах и регио-

 

 

Страна, регион

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.