Одним из важнейших путей сохранения здоровья трудящихся является предупреждение аварий и несчастных случаев на производстве, последствия которых—различные травмы и гибель людей. По данным ЦСУ в нашей стране в 1988 г. только на производстве пострадало свыше 668 тыс. человек, а 14,4 тыс. погибло.
Причинами несчастных случаев наряду с дефектами оборудования или его неудовлетворительным состоянием (14,49%), отсутствием или недостатком средств защиты и безопасности:
(2,75%), неудовлетворительным состоянием или неправильной организацией рабочего места (2,56%), плохой организацией труда (1,85%) становятся недостатки профессиональных навыков (1,28%), использование небезопасных методов и способов труда (55,02%), игнорирование правил техники безопасности (2,27%), неблагоприятные индивидуальные особенности, психические состояния (9,39%). Приведя эту классификацию причин производственного травматизма, выявленных в процессе расследования 2112 несчастных случаев, И. Пикала [1979] делает вывод, что более 70% несчастных случаев на производстве происходят по вине человека (эта цифра существенно не отличается от типичной для промышленно развитых стран).
В современной литературе существует несколько различных определений несчастного случая. В них. отражаются как различные теоретические и методологические принципы исследований, так и различные подходы, обусловленные спецификой той или иной науки. Обобщая их, приведем определение несчастного случая, основанное на самых существенных его особенностях. Несчастным случаем называется происшествие, при котором в результате внешнего, внезапного и непреднамеренного воздействия последовало повреждение человеческого организма или нарушилось правильное его функционирование. Совокупность несчастных случаев, происшедших в трудовой обстановке, называется производственным травматизмом (Дмитриева, Соколов, 1977).
С точки зрения анализа конкретной деятельности несчастный случай рассматривается как результат развития и реализации аварийной ситуации — осложнения условий трудовой Деятельности, которое делает невозможным дальнейшее ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии (Платонов, 1970). Чаще всего несчастный случай является следствием неадекватного поведения человека в условиях аварийной ситуации, которая отличается от других производственныx ситуаций тем, что, угрожая человеку своим неожиданным появлением и серьезными последствиями, предъявляет более высокие требования к его психофизиологическим функциям, знаниям и условиям взаимодействия человека и технической среды. Требуется восприятие большого объема стимулов и в то же время более высокая концентрация внимания и быстрая его переключаемость. В условиях аварийной ситуации необходимо в минимальный срок опознать опасность, принять решение на основе полученной, часто недостаточной информации, реализовать это решение и затем контролировать и корректировать свои действия, опираясь на информацию об их результатах и об изменениях в окружающей обстановке.
Таким образом, поведение в условиях аварийной ситуации — это сложная перцептивная и мыслительная деятельность, совершаемая с одновременным выполнением различных действий в состоянии психической напряженности, обусловленном влиянием эмоциогенного фактора, который несет в себе аварийная ситуация (наличие проблемной ситуации, жесткий лимит времени, отпущенный на ее решение, и т. д.). Неадекватная реакция человека может быть вызвана ошибкой на любом из этапов ответного действия и привести к несчастному случаю. Адекватное аварийной ситуации поведение позволяет ликвидировать ее, избежать опасного внешнего воздействия.
Реакция на аварийную ситуацию обусловлена индивидуальными особенностями человека и зависит от многих факторов трудовой деятельности. Правильная реакция вырабатывается при выполнении правил и инструкций по безопасному поведению и при организации производственной среды соответственно требованиям человека. Результатом неоптимального соотношения этих переменных является возникновение психологических предпосылок неадекватного поведения в аварийной ситуации.
Аварийная ситуация может возникнуть в процессе трудовой деятельности и в результате неисправности или поломки Механизмов, т. е. вне непосредственной зависимости от действий человека, но может быть прямо вызвана ошибочными действиями рабочего, в том числе и пострадавшего. Под ошибочным действием надо понимать элемент деятельности, нарушающий ее целенаправленное протекание и приводящий к нежелательному для действующего лица результату. Отсутствие действия, пассивность, заторможенность в тех случаях, когда требуется вмешательство человека, является своеобразной формой ошибочного действия.
Наряду с ошибочными действиями ряд психологов рассматривает в качестве причины аварийной ситуации и возникшего в ее результате несчастного случая неправильные действия, выполненные рабочим, который знал их возможные опасные последствия и умел выполнить их безопасно. Такие действия в отличие от ошибок называются нарушениями (Мясоед, 1980).
Таким образом, психологическими предпосылками возникновения несчастных случаев можно считать психологические причины неправильных действий, ведущих к возникновению аварийных ситуаций, и психологические причины неадекватных реакций на аварийную ситуацию.
Несоответствие индивидуально-психологических особенностей работающего требованиям деятельности может проявиться до аварийной ситуации, но, как правило, выявляется именно в ней. Подавляющее большинство профессий не предъявляет повышенных требований к психике человека. Профессиональной успешности может добиться человек с «нормальным» глазомером, с «нормальной» памятью, с обычной (средней) устойчивостью внимания и скоростью движений и т. п. Кроме того, необходимые психические свойства развиваются в процессе деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способов действия. Лишь в экстремальных случаях, к числу которых относится аварийная ситуация, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются, в то же время многие механизмы компенсации здесь не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней достаточно часто, появляется необходимость в отсеве людей, несоответствующих по индивидуально-психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок к несчастным случаям.
Обычно в числе индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих адекватное поведение в экстремальных условиях, называют эмоциональную устойчивость, широту распределения и скорость переключения внимания, психомоторные свойства, способность к выделению главного объекта среди большой совокупности разных объектов, пространственные представления, динамический глазомер, наблюдательность критичность мышления, выдержку и другие волевые качества (Небылицын, 1964; Дмитриева, Елисеев, 1976; Мясоед, 1980-Котик,1981).
Исследование В. Ю. Селина [1990], посвященное изучению профессионально значимых свойств водителей большегрузных самосвалов и машинистов экскаваторов, работающих в условиях Крайнего Севера, показало, что в число факторов, определяющих профессиональную успешность, входят как операциональные, так и личностные показатели. На предрасположенность к аварийности и травматизму большое влияние оказывают параметры, характеризующие выраженность психического стресса и степень самостоятельности поведения индивида. К числу параметров, дифференцирующих рабочих на имевших и не имевших аварии и травмы, относятся уровень фрустрационной напряженности и тревоги, эмоциональная вовлеченность, потребность в доминировании, реалистичность, предпочтение воспитанных форм поведения непосредственным реакциям, способность к принятию самостоятельных решений. При этом в наибольшей степени предрасположенность к неадекватным действиям в аварийных ситуациях у водителей определяли характеристики, отражающие выраженность психического стресса, а у экскаваторщиков — отражающие независимость поведения. Установлено также, что успешность деятельности зависит не только от выраженности операциональных и личностных показателей, но и от их соотношения. В группе рабочих с высокой успешностью деятельности (в том числе по показателям ее безопасности) операциональные показатели имели многочисленные связи с личностными характеристиками.
С. А. Елисеев [1982] предложил рассматривать индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие адекватное поведение в травматогенной ситуации, как аксидентальные способности (лат. accidens—несчастный случай, неудача). Он называет, например, способность к различению слабых сигналов — предвестников опасности, способность критически оценивать соотношение между успешностью и безопасностью деятельности, способность к предвидению вариантов действий источника опасности, способность к быстрому переключению внимания, способность травмобезопасного взаимодействия с другими людьми, участвующими в совместной деятельности, способность учитывать предыдущий опыт встреч и борьбы с опасностью и т. д. Позитивной стороной предлагаемой концепции является вытекающий из нее тезис о необходимости и возможности развития аксидентальных способностей.
Необходимо отметить, что связь между индивидуально-психологическими свойствами и вероятностью несчастного случая неоднозначна, так как любое свойство выступает в комплексе с другими индивидуальными особенностями. Например, подвижность нервных процессов во взаимосвязи с решительностью, эгоизмом, низкой критичностью мышления, психомоторной ловкостью входит в травматогенный комплекс индивидуально-психологических свойств. Но та же подвижность нервных процессов в сочетании с критичностью мышления, самостоятельностью, коллективизмом обеспечивает защищенность .личности в аварийных ситуациях. Более того, один и тот же комплекс свойств может определять полярные способы безопасного поведения. Например, критичность мышления, целеустремленность и настойчивость, включенные в ориентировочно регуляторный комплекс, дают два крайних варианта безопасности труда: высокоразвитые целеустремленность и настойчивость имеют хорошее интеллектуальное обеспечение, с одной стороны, а с другой—слабость критики компенсируется ослаблением целеустремленности и настойчивости. В последнем случае имеет смысл говорить о защитном снижении активности личности в связи со сниженными интеллектуальными возможностями человека (Дмитриева и др., 1976). Исходя из сказанного целенаправленное формирование безопасных способов поведения в процессе профессиональной подготовки можно считать более эффективным, если учитываются индивидуально-психологические свойства личности и имеет место индивидуализация обучающих воздействий.
Несоблюдение правил и инструкций по безопасному поведению вызывается несколькими факторами.
1. Незнание правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы, причинами которых являются:
— неэффективные методы преподавания;
— отсутствие пособий и учебно-методических материалов, отвечающих современным требованиям;
— низкий уровень требований и отсутствие постоянного контроля со стороны ответственных лиц.
2. Недооценка важности соблюдения правил и инструкций, которая возникает в результате:
— недостаточной осведомленности о случаях травматизма, возникших из-за пренебрежения правилами техники безопасности;
— индифферентных или негативных групповых установок на соблюдение правил безопасности;
— формального отношения к соблюдению правил лиц, отвечающих за состояние техники безопасности;
— привыкания к опасности у работников с большим производственным стажем, ранее не попадавших в аварию.
3. Отрицательный характер мотивов к данной трудовой деятельности и к соблюдению правил и инструкций по технике безопасности, который формируется под влиянием:
— низких общественной значимости и престижа профессии;
— недостаточной материальной заинтересованности;
— неудовлетворительных условий труда;
— дополнительных неудобств и нагрузок, связанных с соблюдением некоторых правил и инструкций по технике безопасности (Дмитриева, Соколов, 1977).
П. А. Мясоед [1980] предлагает все случаи несоблюдения правил и инструкций по безопасности разделить на две принципиально отличные группы, в зависимости от того, применяет ли работающий опасный способ действий умышленно (нарушение) или неумышленно (ошибка). Нарушение требований безопасности возникает прежде всего в условиях, которые позволяют работающему выполнить трудовое действие опасным способом. С другой стороны, нарушению объективно способствуют и обстоятельства, затрудняющие правильное, безопасное осуществление действия. Умышленно нарушает требования безопасности в названных условиях и обстоятельствах только тот работающий, для которого неправильное действие имеет личностный смысл эффективного средства выполнения производственного задания. Существенно, что такое действие в самом деле бывает эффективным. Его выполнение часто требует от работника (за счет отступлений от правил безопасности) меньших затрат времени и физических усилий, чем выполнение безопасного действия. Указанный смысл формируется в процессе длительного пребывания работающего в условиях, создающих возможность применения опасного способа, при наличии обстоятельств, препятствующих безопасному осуществлению действия. Механизм этого процесса П. А. Мясоед объясняет с позиций теории А. Н. Леотьева известным явлением сдвига мотива на цель: применение опасного способа предполагает своеобразную трансформацию деятельности. Целью деятельности становится применение опасного способа» а мотивом—прежняя цель, т. е. предвосхищаемый результат труда. Только при таком мотиве действие, выполняемое опасным способом, может получить смысл эффективного средства решения производственного задания. Неправильное действие становится тем самым травмоопасной деятельностью — психологической причиной травмы. Важную роль здесь играет вероятностный характер травм: в связи с тем, что не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай, у работающего может возникнуть иллюзия полной личной безопасности (Мясоед, 1980). Такая интерпретация нарушений позволила П. А. Мясоеду предложить интересный метод профилактической диагностики, о котором будет сказано ниже. М. А. Котик [1981] предлагает дифференцировать мотивы безопасности деятельности на мотивы избегания «физической»,, «духовной» и «социальной» опасности. Применительно к деятельности пилота в первом случае имеются в виду угроза жизни и здоровью пассажиров, возможный материальный ущерб, в третьем—возможность административного наказания, потери авторитета, уважения и пр. Автором была предложена эффективная методика, позволяющая сопоставлять между собой силы отдельных мотивов и выявлять их удельные веса в общем побуждении. С помощью этой методики М. А. Котик установил, что у более опытных пилотов мотивация к избеганию аварийной ситуации сильнее, чем у менее опытных. Применение этой же методики к изучению группы электриков высоковольтных сетей позволило установить, что те электрики, которые неоднократно нарушали правила безопасного поведения наказывались и имели несчастные случаи, меньше боятся опасности и менее мотивированы к ее избеганию, чем те, которые не допускали нарушений и не имели несчастных случаев.
С. В. Фирсова [1990] сравнила с помощью методики М. А.. Котика две группы водителей троллейбусов, полярные по критерию количества дорожно-транспортных происшествий. По ее данным, «аварийщики» по сравнению с «успешными» обладают более сильной мотивацией на избегание ДТП в целом, но в иерархии мотивов на первом месте стоит мотив избегания социальной опасности. В группе «успешных» угроза социального» наказания занимает последнее место, наиболее сильным является мотив избегания «духовной» опасности, т. е. высока ответственность за жизнь пассажиров.
Временное снижение индивидуального уровня психофизиологических параметров происходит в результате ряда причин: заболевания, утомления, нарушения эмоционального равновесия. «Вклад» рабочих состояний в статистику несчастных случаев достаточно велик, поэтому им необходимо уделять соответствующее внимание. Динамика психофизиологических состояний человека в процессе труда зависит как от субъективных, так и от объективных причин. К объективным причинам относятся:
1) неправильная организация труда: необоснованный выбор режима труда и отдыха, нерациональные темп и амплитуда. Движений, высокое физическое и нервно-психическое напряжение, наличие отвлекающего воздействия и т. д.;
2) неудовлетворительные условия:
а) социальной среды как результат травмирующих взаимоотношений в коллективе, наличия конфликтных ситуаций,
б) физической среды как результат наличия разнообразных производственных вредностей;
3) неблагоприятные бытовые условия: плохие жилищные условия, неудовлетворительная организация питания, нерациональное использование времени на отдых, травмирующие .бытовые взаимоотношения и т, д.
Вместе с тем любые неблагоприятные воздействия на человека преломляются через его личность. Например, рабочее состояние уравновешенного, доброжелательного, мудрого человека в меньшей мере подвержено воздействию конфликтной ситуации, чем состояние человека ранимого, самолюбивого, вспыльчивого или агрессивного.
Исследование С. А. Елисеева, посвященное изучению состояний утомления, сонливости, а также настроения в группах травмированных и нетравмированных работниц хлопкоочистительных заводов Узбекистана, позволило сделать вывод, что негативные психические состояния не опасны, если они нейтрализованы теми или иными личностными чертами. Так, при низкой подвижности нервных процессов хорошее настроение (радость, душевный подъем) усиливает тонус, что повышает защищенность, в то время как связанные с высокой подвижностью нервных процессов самонадеянность, беспечность, неоправданный оптимизм усугубляются повышенным настроением, следовательно, для таких людей хорошее настроение может быть чревато неблагоприятными последствиями. Известно, что утомленный человек позднее реагирует на аварийную ситуацию не столько в силу повышения сенсорных, порогов, сколько из-за повышения «критерия опасности». Но если в индивидуальной структуре профессионально значимых свойств соответствующее место занимает критичность мышления, вероятность повышения данного критерия уменьшается. Дальнейший корреляционный анализ травмированных и нетравмированных работниц показал, что у травмированных в одну плеяду объединяются признаки, характеризующие эмоциональную сферу, образуя своеобразный аффективный комплекс, в то время как интеллектуально-волевые черты складываются в единую систему; для нетравмированных наблюдается прямо противоположная тенденция к дезинтеграции эмоциональной сферы и объединению интеллектуально-волевых черт в ориентировочно-регуляторный комплекс (Дмитриева и др., 1976). Эти данные подтверждают необходимость комплексного анализа индивидуально-психологических свойств, мотивов и состояний работающих для формирования у них психологических предпосылок защищенности от опасности.
Изучение взаимосвязи несчастных случаев с индивидуально-психологическими свойствами, мотивацией, навыками безопасного поведения, изменениями психофизиологических параметров —человека под влиянием негативных рабочих состояний —эти лишь один из аспектов психологического обеспечения безопасности деятельности, который можно назвать теоретическим.
Второй аспект—методический. Он включает в себя классификацию ошибок и других неадекватных действий (Котик, Емельянов, 1985; Хаккер, 1985), разработку методик изучения причин несчастных случаев и травмоопасных свойств человека (Мясоед, 1980; Дмитриева, 1981; Котик, 1981), совершенствование способов анализа полученных данных (Дмитриева, Елисеев, 1976; Дмитриева и др., 1976).
Методические разработки тесно связаны с теорией. Например, уже упомянутый подход к изучению нарушений правил безопасного поведения с позиций теории А. Н. Леонтьева позволил П. А. Мясоеду [1980] предложить оригинальный метод измерения установки нарушения. Стимульным материалом метода послужили шесть картинок, изображающих участников неопределенного процесса подземного труда. Анализ описаний этих процессов злостными нарушителями и рабочими, строго соблюдающими требования безопасности, показал, что первые часто акцентируют свое внимание на целях действий участников изображаемых процессов, вторые же—на способах достижения этих целей. Таким образом проявляет себя стремление нарушителя достичь цели труда любым, в том числе и опасным, способом и стремление рабочего, соблюдающего требования безопасности, продумать прежде всего пути достижения стоящих перед ним целей. Поэтому есть основания полагать, что если при описании неопределенного трудового процесса работающий говорит в первую очередь о конечном результате, а не о способах его достижения, то проявляется установка, которая может привести к нарушениям. Когда внимание акцентируется на способах осуществления действия, то находит выражение установка, обеспечивающая безопасность деятельности.
Метод обобщения независимых характеристик, предложенный К. К. Платоновым [1970] для изучения структуры личности, нашел применение в разработанной нами методике оценки индивидуально-психологических свойств и рабочих состояний, or которых зависит степень защищенности человека в травматогенных ситуациях (Дмитриева, 1981). По этой методике опрашиваются 5—7 человек, хорошо знающих оцениваемого по работе, общественной деятельности и поведению в быту. Им предлагается набор оценок того или иного свойства личности, из которых нужно выбрать одну, наиболее характерную для оцениваемого. Каждой оценке соответствует определенный бал (от 1 до 5), который фиксируется исследователем.
Приведем шкалу оценок отношения человека к порученному делу («добросовестность — безответственность»).
Всегда и во всем добивается качественного и своевременного решения Взятой на себя задачи; обязательно выполняет данное обещание, несмотря на трудности; о таких людях обычно говорят, что на них «можно положиться, как на самого себя», «обязательный человек»—5.
В основном хорошо выполняет свои производственные функции и свои обещания; иногда пасует перед трудностями и позволяет себе (правда, очень Редко) не сдержать слова, выполнить что-то не лучшим образом — 4.
На этого человека трудно положиться, так как он может забыть о своем обещании или сделать работу кое-как, хотя может сделать ее и как надо ( зависимости от усилий и настроения) —3.
Ни в чем на него положиться нельзя; если он не сделает того, что должен, то «сумеет договориться со своей совестью», а она его не очень угрызает— 2.
Абсолютно ненадежный человек; самые разные обстоятельства могут отвлечь .его от цели, и при этом он будет считать себя ни в чем не виноватым может пообещать что угодно, но тут же забудет свое обещание; делает все •«спустя рукава», «лишь бы отделаться»— 1.
При обработке результатов опроса выставленные оценки складываются и сумма делится на число экспертов. Средние баллы, полученные по каждому качеству, заносятся в «Карту личности» и в дальнейшем подвергаются корреляционному анализу для выявления структуры индивидуально-психологических свойств.
Метод обобщения независимых характеристик, опирающийся на общественное мнение о человеке, которое сохраняет инерцию прежней оценки и после того, как человек получил травму, имеет определенные преимущества по сравнению с тестовыми методами и личностными опросниками. Последние выявляют не столько травматогенные, сколько постравматогенные свойства личности. Использование этого метода делает более правомерным сравнение групп «травмированных» и «нетравмированных» работников.
Третий аспект психологического обеспечения безопасности деятельности—практический. Он включает в себя разработки, направленные на формирование психологических предпосылок безопасного поведения человека в конкретной травмоопасной среде. Так, С. А. Елисеев [1976] подготовил методические рекомендации по проведению обучения, воспитания и профотбора в связи с охраной труда на хлопкоочистительном заводе. С. В. Фирсова [1989] разработала методику формирования профессионально значимых свойств водителя троллейбуса, центральное место в деятельности которого занимает безопасность движения, на основе принципов комплексности, индивидуализации я самооптимизации. Комплексность этой методики реализуется в единстве формируемых свойств, навыков и мотивов. Индивидуализация осуществляется как путем подбора учебных групп по сходному уровню развития профессионально значимых качеств, так и на основе индивидуального плана психологической подготовки; при этом в задачу психолога входят предварительная и текущая психодиагностика, индивидуальные консультации водителей и подготовка рекомендаций для инструктора по учету психологических особенностей ученика в период учебной и пассажирской практики. Самооптимизация обеспечивается сформированием правильной самооценки и навыков самоконтроля.
Практический аспект психологического обеспечения безопасности деятельности предполагает также инженерно-психологические разработки при конструировании и установке защитного оборудования, организации поступления информации, для блокировки неправильных действий работающего. Важная роль принадлежит также совершенствованию условий труда, влияющих на рабочие состояния.
Прикладное психологическое исследование предполагает единство всех трех аспектов обеспечения безопасности деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ
Признавая фазный характер развития социальной активности, который проявляется в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности (Ананьев, 1969), соглашаясь с тем, что каждая из фаз: подготовительная, старт, кульминация (пик), финиш—характеризует структурное изменение субъекта деятельности, психологи труда весьма неравномерно делят свое внимание между названными фазами. Исследований, посвященных заключительной фазе (фазе финиша), практически нет.
По данным многочисленных исследований, в основном зарубежных, кульминационные моменты в различных областях профессиональной деятельности располагаются между 20 и 45 годами, в то же время имеется довольно много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60—70 лет. Таким образом, заключительная фаза продуктивной деятельности и охватывает не менее двух десятилетий. Закономерности этого периода, специфическое действие факторов, определяющих профессиональную деятельность на этой стадии, заслуживают самого серьезного изучения. При этом возникают две взаимосвязанные практические задачи: 1) психологическое обеспечение эффективной деятельности в предпенсионный период, 2) психологическое обеспечение внутренне бесконфликтного выхода на пенсию.
Для решения этих задач необходимо прежде всего рассмотреть изменения в структуре операциональных и личностных свойств, влияющих на успешность профессиональной деятельности в тот период, когда «пик» этой успешности остался позади и начинается ее спад. Возрастные границы этого периода и темпы регресса очень размыты, определяются индивидуальными особенностями субъекта труда, характером профессиональной деятельности, а также конкретными условиями труда и социальным окружением профессионала.
Исследования советских и зарубежных авторов показали, что некоторый спад ряда сенсорно-перцептивных функций отмечается уже после 30 лет, а после 50 лет этот спад становится все более заметным. Темпы этого снижения, характер зависимости между изменением показателей и возрастом могут быть различными, однако большинство психических способностей отрицательно корреляционно связано с возрастом: снижается способность к цветоразличению, причем это снижение носит гетерохронный характер и более выражено в коротко- и длинноволновой части спектра; повышаются пороги слуховой чувствительности, особенно высокочастотного слуха; снижаются острота зрения, статико-динамическая, вкусовая, обонятельная чувствительность; повышается негативное влияние кратковременности стимула, его сложности, различных помех отмечаются увеличение времени реакции, сужение поля зрения. Приводя эти данные, М. Д. Александрова [1974] утверждает, что инволюция сенсорно-перцептивных функций не обязательно приводит к резкому профессиональному спаду, в силу того, что анализаторы взрослого человека в норме воспринимают некоторую избыточность информации, которая обеспечивает большую надежность перцептивных функций. Поэтому некоторое уменьшение сенсорного входа вследствие возрастных | изменений отдельных анализаторов может не повлечь за собой существенных изменений поведения в быту и в привычной трудовой деятельности, если она не связана с использованием максимальных возможностей анализаторных функций. Обычно уровень стимуляции, на который организм отвечает поведенческими актами, значительно превосходит нижний порог ощущения, поэтому только очень существенное повышение пороговой величины может повлечь за собой неадекватное реагирование.
Спад одних модальностей может компенсироваться подъёмом других, — поэтому перцептивные функции могут быть восстановлены вводом дополнительной сенсорной информации, большее время, необходимое для ее оценки, может быть уменьшено за счет интенсивности стимула. Наряду с этим отмечается и сенсибилизирующая роль профессиональной деятельности по отношению к перцептивным свойствам, играющим системообразующую роль в структуре профессионально значимых свойств (к таким, как обонятельная чувствительность у парфюмеров, обонятельная и вкусовая—у дегустаторов, звуковысотное различение у музыкантов, пространственно-различительные функции у водителей транспортных средств и т. п.). По мнению Б. Г. Ананьева [1969], сенсорные функции, включенные в постоянную практическую деятельность, проявляют свой действительный потенциал под систематической нагрузкой, в состоянии полезного для нее оптимального, а не только посильного, напряжения. Это именно то основное условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процессе труда. Вместе с тем Б. Г. Ананьев отмечает роль повышенной профессиональной мотивации, а также интеллектуальной деятельности, которые обеспечивают упорядочение сенсорной информации и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи ( окружающей средой, являясь фактором, противостоящим тотальной инволюции элементарных психофизиологических функций в процессе старения.
Линейная зависимость между возрастом и психофизиологическими свойствами отмечается чрезвычайно редко еще и потому,—считает М. Д. Александрова,—что одни психические явления больше подчиняются общевозрастным тенденциям, а другие—индивидуальным, которые могут перекрывать возрастные тенденции.
По данным многочисленных исследований, обобщенных М. Д. Александровой [1974], аналогичные закономерности проявляются в возрастной динамике интеллектуальных свойств.
По мнению Д. Векслера, интеллект молодых не тождествен интеллекту старых, так как у первых он обозначает скорее умственную готовность, способность к обучению и решению новых задач, а у вторых—способность справляться с широким кругом знакомых задач на основе богатого жизненного опыта, т. е. интеллект старых людей является скорее тем, что на обыденном языке называют мудростью. В этом направлении и происходят возрастные сдвиги интеллектуальных свойств.
Двумя основными причинами ослабления интеллекта с возрастом считаются уменьшение объективности мышления и косность суждений. Под первым понимается преобладание суждений здравого смысла, окрашенных субъективным опытом, под вторым — излишняя категоричность суждений, стремление подвести все под рубрику верного и неверного. М. Д. Александрова, анализируя диаграмму возрастных изменений критичности мышления по данным американских авторов, делает вывод, что снижение критичности мышления у мужчин начинается после 30 лет, у женщин — после 40 лет, но у женщин спад более резкий.
Результаты многих исследований показывают, что пожилые и старые люди с трудом адаптируются к новым условиям. Например, было обнаружено, что пожилые (после 50 лет) значительно чаще оперируют установившимися схемами, чем молодые. Английский психолог С. Чаун объясняет это явление преобладанием вербального интеллекта над невербальным, что ведет к большей стереотипности суждений и, как следствие, к догматизму и косности поведения.
Высокий уровень образования уменьшает степень отрицательной корреляции интеллекта с возрастом. В работах, посвященных влиянию рода занятий на результаты тестовых испытаний, отмечается, что у пожилых ученых почти не изменяются с возрастом запас слов и общая эрудиция, у инженеров— многие невербальные функции, у бухгалтеров — быстрота арифметических действий и т. д. 3. Ф. Есарева [1971], изучая научную продуктивность преподавателей университета, установила, что первый пик научной продуктивности у преподавателей всех факультетов совпадает с периодом зрелости, второй пик продуктивности отмечается после 40 лет, если же преподаватель решает продолжать научную и педагогическую деятельность в пенсионном возрасте, он переживает третий пик научной продуктивности. Автор объяснила этот феномен сохранностыо интеллектуальных функций пожилых преподавателей и тем, что их жизненная установка концентрируется на научной и педагогической работе, а сфера общения сужается в основном до научного общения.
Развивая свою мысль о сенсибилизации функций в процессе трудовой деятельности человека, Б.Г.Ананьев в уже упоминавшейся работе говорит о второй фазе эволюции функций, уже прошедших возрастное развитие,—о фазе специализации этих функций применительно к определенным объектам, операциям деятельности и более или менее значительным по масштабам сферам жизни. При этом не исключено, что оптимум специализированных функций может совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этих функций. В качестве примера, приводится известное явление возрастающего объема и совершенствования профессиональной памяти в сочетании с общим снижением мнемической функции. Деятельность второй фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности, продуктивностью его труда и значительностью его вклада в общий фонд материальных и духовных ценностей общества.
И наконец, фактором, стабилизирующим нарастание возрастных изменений, является индивидуальность. Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия (Ананьев, 3969).
Специфику генезиса эмоций и их проявления в пожилом возрасте проанализировал Т. А. Немчин [1987]. Прежде всего, отмечает он, в психике пожилого человека находят свое отражение все те физические недуги, которые к этому времени развиваются постепенно и иногда даже незаметно. Каждое из соматических нарушений отражается либо прямым, либо косвенным образом в переживаниях человека. Если такое нарушение не осознается, оно все равно отражается в психике человека на неосознанном уровне и так или иначе сопровождается неприятными ощущениями и в дальнейшем негативно окрашенными переживаниями этих ощущений. Изменения в деятельности анализаторов, ослабление памяти, снижение объема, переключаемости, насыщаемости внимания, рост показателей утомляемости внимания, падение физической и умственной работоспособности—все это не может не сопровождаться и негативно окрашенными эмоциональными переживаниями.
Изменения темперамента заключаются в росте интровертированности, общем снижении инициативности, в частности коммуникативной активности, возрастании пассивности» снижении волевых качеств личности.
Нередко возникают трудности, связанные с использованием накопленных в течение жизни знаний, поскольку эти знания устарели. Во многих случаях эта проблема решается успешно: знания и опыт, которыми располагает профессионал, активно применяются в новых условиях. Однако бывает и так, что их использование тормозится некоторыми индивидуально-психологическими особенностями пожилых людей. Прежде всего, это относится к устаревшим методам работы, стилю деятельности, не отвечающим изменившимся требованиям жизни. В таких случаях нужна глубокая перестройка, а она с возрастом удается все труднее. Особенно заметно это в тех областях науки и производства, которые изменяются наиболее интенсивно. Указанные обстоятельства очень остро переживаются пожилыми людьми. У них может развиться чувство ненужности, бесполезности, неуверенности в себе, иногда чувство страха перед будущим. Возникают также семейные проблемы, утрачиваются коммуникации, что может сопровождаться чувством опустошенности, переживанием одиночества.
Общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека Т. А. Немчин характеризует следующими признаками: изменение подвижности, динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая временная устойчивость высших эмоций, в том числе эмоций, связанных с индивидуальным творчеством. В пожилом возрасте значительно изменяется способность контролировать внешние проявления чувств (смех, радость, печаль). Однако нередко наблюдаются и противоположные явления— эмоциональная черствость, снижение эмпатичности.
К частным признакам эмоциональности у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний. Это могут быть состояния тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Эти изменения типичны, но не всеобщи. Имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа. Большую роль в сохранении положительных эмоций играют специфический склад характера и личности, конкретные особенности темперамента и другие психические свойства, а также здоровый образ жизни, овладение специальными методами психической саморегуляции. Однако главными факторами, автор считает благоприятную социально-психологическую обстановку и плодотворный творческий труд.
Говоря о возникающем под влиянием возрастных изменений «чувстве неуверенности в себе», Т. А. Немчин затронул проблему самооценки, которую более подробно рассматривают другие авторы (Борисова, 1981; Грановская, 1984; Корнеева, 19896). Л. Н. Корнеева [19896] считает, что этап выхода из профессиональной деятельности труден прежде всего для лиц с высокой устойчивой самооценкой. Способность к выполнению профессиональных задач на высоком уровне с годами падает, но самооценка остается прежней, что снижает успешность саморегуляции деятельности. До определенного момента это маскируется опытом, но в конечном итоге в деятельности начинают проявляться все характерные признаки неадекватной самооценки: постановка целей, не соответствующих возможностям, неспособность к оперативной самокоррекции и др. Коррекция же, тем более ломка самооценки, для данной возрастной группы очень болезненна. Основную задачу Л. Н. Корнеева видит в мягком изменении самооценки ситуативной успешности профессиональной деятельности, в обеспечении устойчивости общей самооценки личности и в ее компенсации за счет других видов деятельности. Отмечается также необходимость профилактики защитных способов сохранения устойчивости самооценки. Подробнее отношение самооценки и саморегуляции рассмотрено в параграфе 3.2 настоящей монографии.
Значение профессиональной мотивации для этапа выхода из профессии неоднозначно. Мотивация, как уже упоминалось, является фактором, стабилизирующим возрастную инволюцию психических свойств. По мнению Р. М. Грановской [1984], профессиональная мотивация в этом возрасте усиливается в связи ослаблением конкурирующих мотивов. Для пожилого человека его труд важен прежде всего с точки зрения самооценки: само преодоление трудностей дает ему положительно окрашенное ощущение одержанной победы во имя жизни и здоровья.
Вместе с тем по мере снижения уровня функциональных возможностей возрастает вероятность конфликта между этим уровнем, с одной стороны, самооценкой и мотивацией достижений — другой. Такой конфликт может иметь место в любом возрасте, но на этапе выхода из профессиональной деятельности он заостряется в силу нереальности развития или восстановления прежнего уровня психических функций. Эффективная профессиональная деятельность может в течение какого-то времени осуществляться за счет дополнительного напряжения, стимулируемого самоконтролем, однако при этом возрастает физиологическая цена успешности.
Интропсихический конфликт заключается в необходимости выбора между двумя адаптационными стратегиями: сохранении психического и физиологического гомеостаза через отказ от достижения профессионально значимых результатов и достижением таких результатов ценой нарастания психофизиологической напряженности. Первая из этих стратегий предпочтительна, во всяком случае, для пожилого человека. Пример ее реалиации приводит Е. М. Борисова [1981], описывая работниц с несложившейся профессиональной судьбой, у которых отсутствует конфликт между самооценкой и уровнем достижений в профессии, так как они находят возможность для самовыражения, раскрытия своих способностей в отношениях с окружающими и за пределами профессии. И тут целесообразно еще раз вернуться к работе Р. М. Грановской [1984], которая считает, что многие пожилые люди, относясь к себе с повышенной требовательностью, не учитывают, что работоспособность человека старшего возраста, его производственная ценность оцениваются не только его индивидуальной производительностью, но и по тому полезному влиянию, которое он оказывает на коллектив в целом, поскольку его труд сочетается с передачей опыта и знаний молодым. И, надо добавить, по тому примеру ответственного отношения к труду, который он подает.
Очень важную мысль о соотношении профессиональных и внепрофессиональных интересов высказал Б. М. Теплов [1985] в «Заметках психолога при чтении художественной литературы». Анализируя одну из «Маленьких трагедий» Пушкина, автор делает вывод, что трагедия Сальери началась гораздо раньше того момента, когда он позавидовал Моцарту. Она началась с того, что, достигнув полного профессионального успеха в той самой музыкальной области, которую он «упрямо и надменно» избрал единственным содержанием своей жизни, он начал переживать глубокую неудовлетворенность, и перед ним встал вопрос о самоубийстве. И Моцарта Сальери ненавидит больше всего за то, что Моцарт в противоположность ему является представителем величайшей свободы духа. Сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным отражением и переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, стала бессмысленной. И далее Б. М. Теплов расставляет все точки над «и»: Сальери становится рабом «злой страсти», зависти, потому что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, — человек с пустой душой. Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать общий вывод: фундамент профессионального долголетия закладывается на всем протяжении продуктивной жизни человека, начиная с этапа выбора профессии. Формирование профессиональной мотивации, адекватно высокой, устойчивой и в то же время гибкой самооценки, образование, высокий профессионализм, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции, развитие интеллекта, расширение сферы интересов за рамки профессиональной области, наконец, становление индивидуальности человека—все это достигается годами оптимизации и самооптимизации, в этом заключается важнейший аспект психологического обеспечения профессиональной деятельности и долголетия.
Другой аспект—оптимизация профессиональной среды пожилого человека. Благоприятная социальная среда, рациональная организация труда, профилактика негативных возрастных изменений организма и психики—залог стабилизации работоспособности и сохранения психологического комфорта стареющего человека. Р. М. Грановская подчеркивает значение общения профессионала, находящегося на заключительном этапе профессионального пути, с молодыми коллегами: поддерживая и укрепляя контакты с молодыми, сопереживая их поражениям и победам, он завоевывает их уважение и любовь и вместе с тем укрепляет свою активную позицию. В том случае, когда он связывает свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности и духовную молодость.
Было бы ошибкой отказываться от использования различных форм повышения квалификации для лиц предпенсионного возраста, объясняя это их, якобы, «неперспективностью». Овладение новыми методами (например, компьютерной грамотностью) позволяет опытному профессионалу ощутить возможность роста, открывает перед ним новые перспективы, освобождает от рутины и шаблона в работе и тем самым отодвигает конец продуктивного периода жизни.
Важнейшей социальной и психологической проблемой является выход человека на пенсию, обеспечение внутренне бесконфликтного профессионального финиша. Вот как ярко раскрывает психологический смысл этого рубежа Б. Г. Ананьев: «Естественно, конец трудовой деятельности неизбежно становится финалом самой человеческой жизни, драматической развязкой в форме открытого или скрытого конфликта человека и мира. Психологическая драма старости человека, как на это справедливо указывают многие исследователи, заключается не только в том, что старый человек постепенно теряет своих близких и вообще людей своего поколения, но и в том, что он выключается из общественного процесса совокупного производительного труда, перестает трудиться, пользуясь правом на пенсионное обеспечение. При этом причиной дезинтеграции личности является не только само прекращение систематического труда, но и постепенное разрушение в самом внутреннем мире человека главной ценности—переживания труда как блага, как субъективного творческого отношения человека к окружающему миру. Именно поэтому сохранение трудового тонуса, продолжение в разных видах общественно полезной деятельности и после наступления пенсионного возраста является важнейшим условием морально-психического здоровья пожилых и старых людей» [1969. С. 176].
Развивая эту мысль, Р. М. Грановская [1984] пишет, что хорошее самочувствие в пожилом возрасте опирается на сохранение некоторого объема трудовой деятельности. Труд отвлекает от болезненной сосредоточенности на физиологических и психологических изменениях своего организма и повышает интерес к внешнему миру. От того, в какой мере сохранена возможность посильного труда и общения с внешним миром, зависит не только общее самочувствие и настроение, но и уверенность в себе старых людей. Более половины всех вышедших на пенсию отмечают ухудшение самочувствия. Поэтому если переход на пенсию неизбежен, его следует осуществлять не резко, а постепенно, ибо жизненный тонус и хорошее эмоциональное состояние зависят от сохранения и поддержания трудовых стереотипов и привычных форм общения в трудовом коллективе.
Когда в связи с выходом на пенсию лишается работы человек, для которого она составляла весь смысл жизни, он оказывается перед лицом старости психически безоружным. Резкое изменение всего склада жизни, невзирая на снятие нагрузки, может привести к ухудшению психического здоровья, поскольку подобная перемена может обернуться стрессовой ситуацией. Для предотвращения подобных последствий желательно изменить психологическую ориентацию специалистов, связанную с их нежеланием менять свое высокое должностное положение: они предпочитают остаться совсем вне производственной сферы, чем потерять престиж. Отдавая себе отчет в необходимости частичного сохранения рабочей нагрузки, но страшась утраты достигнутого положения, они ищут работу на новом месте. Разумнее преодолевать этот психологический барьер и искать пути перехода к менее ответственному и более простому труду по возможности на прежнем месте работы, так как всякий переход сопряжен с изменением стереотипа, что может потребовать слишком больших усилий.
Особое значение на заключительном этапе профессиональной жизни человека приобретают психологическое время личности и возможности регуляции психологического возраста. Эти вопросы подробно рассмотрены в работе Е. И. Головахи, А. Д. Кроника [1984], которые отмечают несовпадение субъективной оценки человеком своего возраста и действительного возраста. Объяснение этого несовпадения авторы видят в социальных факторах, обусловливающих оценку личностью собственногo возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, предъявляемых к достижению личностью определенного статуса, соответствующего тому или иному возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В случае, если достижение человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Авторы оговаривают, что эти закономерности относятся к зрелому возрасту, что для пожилого и старческого возраста могут быть характерны иные механизмы. Следуя их логике, попробуем распространить влияние фактора социальных ожиданий на пожилой возраст. По-видимому, существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий исходит из закономерностей снижения активности, работоспособности, творческих достижений по мере старения человека. Поэтому, если снижение активности и эффективности деятельности меньше, чем от человека ждут в данном возрасте, он чувствует себя моложе, и наоборот.
Психологический возраст принципиально обратим,—считают Е. И. Головаха и А. А. Кроник,—человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения психологического прошлого. Психологический возраст как мера субъективной реализованности психологического времени личности дает возможность в любом хронологическом возрасте выйти за пределы его фатальной определенности, изменить положение личности в возрастной градации. Возможности эти, однако, не безграничны. Авторы предлагают метод психовозрастной саморегуляции, основанный на активном творческом отношении к собственной жизни. Поскольку по развиваемой ими теории психологический возраст определяется прежде всего долей реализованных межсобытийных связей в их общей структуре, он может быть изменен благодаря реконструкции личностью этих связей — пересмотру будущей жизненной перспективы и переосмыслению роли прошлых событий, их влияния на настоящее и будущее. Так, психологическая старость может наступить для человека и в сравнительно молодом возрасте, когда он большинство наиболее значимых событий относит к прошлому и не видит в них причин и средств реализации значимых событий в будущем. В этом случае прошлое становится замкнутой, самодовлеющей системой, оторванной от будущего человека, его жизненной перспективы, а сам человек психологически увеличивает свой возраст, преждевременно приближаясь к старости, если не по хронологическому и биологическому возрасту, то по крайней мере по субъективному самоощущению. Как показало проведенное авторами исследование, измерение психологического возраста выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, помогая отдельным лицам осознать пессимистический характер их отношения к собственному времени жизни, преобладание в нем реализованных отношений над актуальными и потенциальными. И здесь исключительно важно, чтобы, исходя из полученных данных о своем психологическом возрасте, чело-дек мог сознательно изменять соотношение ретроспективных и перспективных элементов в субъективной картине жизненного пути, реконструируя причинно-целевые связи между событиями так, чтобы они осознавались реальными условиями и предпосылками будущих достижений.
Из вышеизложенного вытекает еще один путь психологического обеспечения профессионального долголетия — выявления лиц с деформированной жизненной перспективой и проведение с ними специальной психотерапевтической работы, направленной на создание социально значимых и реально достижимых жизненных программ, учитывающих интересы и возможности самой личности, ее индивидуально-психологические особенности.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 528.