Процесс профессиональной адаптации привлекает к себе внимание многих исследователей. Адаптацию в широком смысле трактуют как: процесс приспособления индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования (Сиомичев, 1985), процесс активного взаимодействия личности и среды (Ронгинская, 1987), процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий, в зависимости от степени активности личности, к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности или к преобладанию зависимости личности от среды (Мацкевич, 1987), изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции процесс активного приспособления индивида к новым условиям жизнедеятельности (Бушурова, 1985), процесс, являющийся целостной реакцией личности на сложные изменения жизни и деятельности (Робалде, 1986). Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда—профессиональная среда» (Дмитриева, 1990), есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание включает в себя все приведенные выше определения и вместе с тем не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе «человек—среда» (Березин, 1988).
В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации. Чтобы упорядочить это Многообразие, обратимся к работе Б. Г. Ананьева [1967], в которой человек—субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности. В таком случае профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (первый аспект, назовем его психофизиологическим), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т. д. (второй аспект, собственно профессиональный) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (третий, социально-психологический аспект).
Адаптация индивида к гипер- и гипотермическим воздействи ям, физическим нагрузкам и гиподинамии, оксическим факторам среды, гипоксии, гипо- и гипербории, шуму, вибрациям, замкнутому пространству и к другим неблагоприятным факторам: профессиональной среды, являясь областью специальных интересов физиологии и медицины (Физиология. . , 1982; Березин,, 1988), подлежит в то же время и психологическому исследованию. Неблагоприятные воздействия физической среды приводят не только к сдвигам физиологических систем организма, но и к изменению его психических состояний, преломляются через соответствующие субъективные отношения личности (Ломов 1984), нейтрализуются в процессе адаптации разными путями в том числе психическими средствами (Алдашева, 1984). Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность (Галыгин, 1986; Робалде, 1986).
Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовности к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д.
Нельзя не согласиться с теми исследователями (Овдей, 1978; Казначеев, 1980; Березин, 1988), которые определяют процесс адаптации как непрерывный, но активизирующийся в тех случаях, когда в системе «субъект труда — профессиональная среда» возникает рассогласование. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные «возмущения», предполагающие ситуативную адаптацию. По-видимому в процессе и общей и ситуативной адаптации можно выделить три периода: адаптационное напряжение, стабилизация и адаптационное утомление. Эти представления о периодичности психической адаптации формулирует Ф. Б. Березин, соотнося периоды адаптации с основными стадиями стресса, описанными Т. Селье. Сближение этих двух систем понятий особенно отчетливо проявляется при изучении профессиональной деятельности в экстремальных условиях, например в условиях Крайнего Севера (Березин, 1988; Селин, 1990).
Адаптированность, т. е. динамическое равновесие в системе «человек—профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф. Б. Березин [1988] формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.
Е. А. Милерян [1974] ввел понятие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во времени. Гибкость проявляется в способности человека своевременно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью понимается общее количество вариантов стратегий, приемов и способов осуществления действий, каждое из которых ведет к достижению поставленной цели труда.
С. Л. Арефьев [1978] в качестве критериев адаптированности специалиста использовал два показателя: «удовлетворенность работой» и «удовлетворенность администрации работником», предложив для их оценки оригинальную методику. С помощью специальной анкеты он получал информацию относительно специфических трудностей на пути специалиста, характера его профессиональных интересов и темпов их формирования. По результатам ответов на отдельные вопросы вычислялись «индекс удовлетворенности работой», «индекс интереса к работе» и «индекс удовлетворенности профессией». Был также разработай план программированного интервью с руководителем, позволяющий получить данные как об изучаемом специалисте. так и о компетентности интервьюируемого. По разработанной исследователем формуле выводился интегральный показатель адаптированности,
Достаточно подробно разработаны критерии социально-психологической адаптации: в сфере общественной активности— участие в общественной работе и удовлетворенность этим участием; в сфере межличностного общения — социометрический статус и удовлетворенность отношениями с товарищами (Георгиева, 1986), отношение к объединению (большая группа), отношение к коллективу (малая группа), удовлетворенность собой на работе, отношение к руководителю (Исмагилов, 1981),. адекватность взаимодействия с другими участниками деятельности (Березин, 1988). Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, уровень тревожности, степень утомляемости, активность поведения (Блажене, 1986; Галыгин, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990).
Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.
Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют хорошо изученным и описанным признакам стресса.
Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и (или) в отказе от деятельности (Блажис, 1986; Березин, 1988; Селин, 1990). Формы отказа могут быть различными: прекращение выполнения профессиональной задачи, бездействие в аварийной ситуации, увольнение, социальный протест и т. д.
Оптимальное соотношение между субъектом труда и профессиональной средой, достигаемое в процессе профессиональной адаптации, не представляет собой статического, раз навсегда установившегося состояния. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с внедрением современной технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением иной профессии или должности, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека приводят к необходимости активизации процесса адаптации. Если рассогласования в системе невелики и не требуют больших усилий для их устранения, можно говорить о ситуативной адаптации, время от времени неизбежно возникающей в процессе любой профессиональной деятельности. Радикальное изменение профессиональных задач и социального окружения, имеющее место при смене профессии или предприятия, получило название вторичной адаптации. По данным, приведенным Р. У. Исмагиловым [1981], в процессе вторичной адаптации ежегодно вовлекается до 20—25 млн работников, тогда как процесс адаптации молодых работников, впервые поступающих на производство, охватывает лишь около 3 млн человек в год. Р. У. Исмагилов исследовал адаптацию. молодых рабочих и рабочих со стажем на нескольких крупных предприятиях и установил значимые различия между этими. группами по всем критериям. Рабочие со стажем, меняющие место работы, в значительной степени уже оценили свои способности к той или иной профессии. Их запросы и требования к сферам труда и общения складываются на основе реальных знаний и представлений о производстве, носят конкретный характер. Они знают требования коллективного труда, обладают навыками и умениями общения в производственном коллективе, способны к социально-психологическому предвидению и предвосхищению коллективных взаимоотношений в процессах труда и общения. Освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего трудового опыта, сохраняет в себе многое из прежней структуры адаптации, что совместно» с новой структурой обусловливает предпосылки для дальнейшего развития личности. Вместе с тем Р. У. Исмагилов отметил, что в группе первичной социально-психологической адаптации женщины более успешно адаптируются по сравнению с мужчинами. Иная картина наблюдается при вторичной адаптации: мужчины адаптируются гораздо успешнее, на вторичную адаптацию женщин тормозящее влияние оказывает семейное положение.
Л. А. Ясюкова [1987] изучала проблемы вторичной адаптации, связанные с естественным движением кадров внутри предприятия. По ее мнению, оптимизация процесса вторичной адаптации руководителя по сравнению с первичной является менее сложной проблемой, поскольку среда, к которой необходимо адаптироваться, значительно сужается. При продвижении работника по служебной лестнице полностью исключается в качестве объекта адаптации само предприятие с его специфическими условиями работы, значительно сокращается круг проблем социально-психологической адаптации, так как даже в случае назначения работника руководителем нового для него коллектива остается неизменным круг друзей и знакомых внутри предприятия, а также частично сохраняется структура общественных и административных контактов. Основным объектом адаптации оказывается трудовая сфера, так как именно она претерпевает наибольшие изменения. Причем, если при повышении в должности происходит хотя и существенная, но частичная смена функций, то при первом назначении на руководящую должность имеет место полная смена деятельности — инженерной на управленческую. Процесс частичного разрушения не соответствующих изменившейся деятельности навыков и формирование новых характеризуются временной дезорганизацией индивидуальной деятельности, степень и глубина которой отражают интенсивность и кардинальность происходящих адаптивных перестроек.
Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: субъектные и средовые (Ананьев, 1967). К субъектным факторам относите возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека; к средовым—условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды.
Можно говорить о двустороннем влиянии возраста на успешность адаптации: с одной стороны, адаптационные возможности .молодого человека выше, в пожилом возрасте они заметно снижаются; с другой стороны, с возрастом накапливается опыт, уравновешивания с профессиональной средой, складывается готовность к развитию адаптации. Сравнительные данные об адаптации мужчин и женщин получены Н. Г. Колызаевст, [1989]. Она обнаружила, что в профессиональной адаптации женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, мужчины же адаптируются прежде всего к деятельности. Отмечены также разнонаправленные изменения личностных характеристик в процессе адаптации: у женщин эти изменения происходят в основном в эмоционально-коммуникативном блоке, а у мужчин—в коммуникативно-волевом. Т. А. Кухарева, .изучавшая адаптацию молодых специалистов-инженеров, обнаружила, что женщины более настойчивы в достижении целей, мужчины же умеют лучше организовать свою работу и более -конформны.
Многие исследователи сходятся во мнении, что ведущей характеристикой, влияющей на протекание процесса адаптации, является эмоциональная стабильность—нестабильность (Овдей, 1978; Алдашева, 1984; Березин, 1988; Селин, 1990). Единодушно подчеркивается значение активности личности (Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Алдашева, 1984; Сиомичев, 1985; Георгева, 1986; Мацкевич, 1987; Березин, 1988). Т. А. Кухаре] [1980] различает при этом активное отношение к работе, интеллектуальную активность, активность в общении, которые проявляются в таких личностных свойствах, как инициативность самостоятельность, целеустремленность.
Многие исследователи (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Сиомичев, 1985; Селин, 1990) отмечают значение профессионально значимых свойств (мыслительных, мнемических, аттенционных, сенсомоторных, коммуникативных), влияние на адаптационный процесс и на сохранение способности к эффективной психической адаптации. Так, В. Ю. Селин [1990], исследовавший адаптацию водителей большегрузных" автосамосвалов и машинистов экскаваторов к профессиональной деятельности в условиях Крайнего Севера, отметил, что способность к оценке ситуации и к воздействию на нее зависит от уровня как когнитивных, так и сенсомоторных показателей.
Исследования А. А. Алдашевой [1984] обнаружили, что по таким личностным характеристикам, как общительность, интеллектуальность и организованность оказалось возможным прогнозировать успешность психической адаптации к экстремальным условиям социальной изоляции и природным факторам среды в Антарктиде.
Ряд исследователей отмечает значение самооценки и саморегуляции в целом для эффективности адаптации (Арефьев, 1978; Овдей, 1978; Кухарева, 1980; Ясюкова, 1987; Березин, 1988; Корнеева, 1989). Неоднозначно интерпретируется значение фактора интроверсия—экстраверсия. В. Ю. Селин обнаружил, что в группе экскаваторщиков с низкой производственной результативностью интроверсия, положительно влияющая на успешность деятельности в стабильных условиях, в ситуации, требующей ситуативной адаптации, сопровождалась снижением способности к интеграции поведения, повышением уровня тревоги и другими признаками, характерными для нарушений, психической адаптации.. Уровень экстраверсии—интроверсии успешных рабочих не влиял на устойчивость психической адаптации в стрессовых условиях. С. В. Овдей [1978] отметила положительное влияние экстраверсии на процесс социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей.
Л. А. Ясюкова [1987], исследовавшая проблемы адаптации руководителей научных подразделений промышленного предприятия, выявила, что успешному освоению функций руководи-. теля группы способствует высокое развитие качеств личностного самоуправления и препятствует выраженность коммуникативных характеристик личности. По ее данным, большинство успешных руководителей групп необщительны и не испытывают потребности в поддержании хороших взаимоотношений с окружающими, мало озабочены своей репутацией. Они обычно недооценивают возможные осложнения на пути к достижению цели и склонны не обращать внимания на препятствия, что в целом позволяет им действовать свободно и активно. В то же время они способны быстро обучаться, обладают развитым воображением, склонны к самообвинительным реакциям и принятию ответственности, самокритичны, адекватны в оценке своего поведения и деятельности, в связи с чем их активность оказывается эффективной. Менее успешные руководители групп более тщеславны, они заботятся о собственной репутации, в поведении и деятельности ориентированы на официальные нормы и требования, для них важны хорошие взаимоотношения с окружающими и комфортные условия работы. Они практичны, осмотрительны, обычно адекватно представляют себе возможные препятствия на пути к достижению цели, что в целом ограничивает их активность. В исследовании Л. А. Ясюковой общительность как фактор адаптации выступает не сама по себе, а в структуре дpyгих свойств личности.
Эффективность психической адаптации связывают также тревожностью как свойством личности, с ее реалистичностью энергетическим потенциалом (Алдашева, 1984; Сиомичев, 1985| Березин, 1988; Селин, 1990). -
Особое место в структуре личностных факторов психической адаптации исследователи отводят мотивации. Ф. Б. Березин [1988] ставит во главу угла мотивацию достижения успеха. По его мнению, высокий энергетический потенциал оказывается наиболее важным в деятельности, требующей мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, в которых конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи способствует и эффективной психической адаптации, и успешности деятельности.
Наряду с интенсивностью мотивации существенное влияние на процесс адаптации оказывает структура мотивации. Исследование М. С. Рубажявичене [1985], посвященное изучению психологических факторов профессиональной устойчивости молодых работниц, показало, что увольнение с работы как крайнее проявление неспособности и профессиональной адаптации связано с несоответствием структуры мотивации особенностям деятельности при вполне благоприятном раскладе профессионально значимых свойств.
Исследование В. В. Сиволобовой (см.: Дмитриева, 1989) выявило влияние ценностных ориентации на успешность вторичной адаптации. При поступлении на работу станочники (20 человек) и слесари-сборщики (20 человек) заполняли анкету, позволяющую судить о том, какую работу они предпочитают (коллективную или индивидуальную, однообразную или разнообразную и т. п.). Затем этих рабочих (основная группа) направили на соответствующие участки производства по рекомендации психолога. Контрольная группа—40 человек того же возраста, стажа, квалификации—распределялась по цехам и участкам работником отдела кадров, исходившим лишь из интересов производства. Через несколько месяцев рабочие были опрошены вновь. Из 40 человек основной группы лишь один выразил желание перейти в другой цех. Из 40 же человек контрольной группы довольны трудом были только 8, 6 уволились, 9 перешли на другие рабочие места, 12 человек хотели бы сменить место работы, 5 человек сказали, что работой своей недовольны, но будут работать, потому что их привлекает высокий заработок.
Изучение личностных факторов психической адаптации привело к гипотезе, получившей многочисленные подтверждения, суть которой заключается в следующем: психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что сказывается на общем поведении индивида и его устойчивости к комплексу экстремальных (природных и социальных) факторов среды (Алдашева, 1984). В исследовании автора этой гипотезы установлено, что в условиях высокогорья в начальный период адаптации на организацию поведения влияют черты личности, обеспечивающие формирование конформных типов реакции. Формирование же адаптивного поведения в начале зимовки в Антарктиде определяется влиянием коммуникативных свойств личности, в середине зимовки—эмоциональных, а в конце зимовки — энергетических.
Изучая процесс адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе, А. В. Сиомичев [1985] отметил, что у студентов, адаптированных в познании, показатели вербального интеллекта коррелируют с показателями познавательной направленности, радикализма и доминантности личности, в то время как у адаптированных в общении показатели вербального интеллекта имеют связь как с познавательной, так и с коммуникативной направленностью и не коррелируют с радикализмом и доминантностью личности.
В. Ю. Селин [1990], исследовавший процесс адаптации водителей самосвалов и машинистов экскаваторов в условиях Крайнего Севера, установил, что на эффективность психической адаптации и ее устойчивость оказывают влияние не только выраженность профессионально значимых операциональных и личностных показателей, но и соотношение между ними. При этом имеет значение как интегрированность внутриуровневых связей, так и структура межуровневых связей. С. Л. Арефьев [1978] описал корреляционную структуру профессионально значимых свойств психолога, связанную с эффективностью его адаптации к деятельности в условиях промышленного предприятия.
Использование факторного анализа позволило уточнить структуру личностных свойств, влияющих на успешность адаптации. Так, Т. А. Кухарева [1980], изучавшая адаптацию молодых инженеров, выявила фактор «гармоничная активность», в который вошли такие признаки, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, интеллектуальная продуктивность, умение организовать свою работу, уверенность в себе и др. Во второй фактор, который интерпретирован исследователем как «высокий уровень притязаний», вошли лидерство, самооценка, толерантность к фрустрации, коммуникативные способности, интеллектуальная продуктивность, социальный статус. Третий фактор, объединяющий признаки, связанные с реакцией на фрустрацию, получил название «фактор самокритичности» для успешно адаптирующихся молодых специалистов и «фактор агрессивности поведения» для молодых специалистов, испытывающих трудности при адаптации. Интересно сравнить эти данные с результатами исследования А. Л. Мацкевич [1987], которая провела факторный анализ личностных свойств будущего учителя в связи с задачами его адаптации к профессиональной среде. Различия данных, полученных в исследованиях Т. А. Кухаревой и А. Л. Мацкевич, обусловлены как особенностями изучаемой деятельности, так и разными методическими арсеналами. А. Л. Мацкевич уделила большее внимание проявлениям дезадаптации и выявила комплекс признаков (нервозность, импульсивность, тревожность, напряженность, эмоциональная лабильность и др.), который интерпретировала как фактор цены адаптации. Еще два комплекса признаков получили название «фактор общительности» и «фактор эмоционально-коммуникативной зрелости» (в последнем наибольший факторный вес имеет признак спокойствия, хладнокровия).
А. В. Сиомичев [1985] основными психологическими факторами адаптивности студентов в техническом вузе назвал интеллектуальность, тревожность, общительность и социальную зрелость. Здесь мы видим сходство результатов,определяемое сходством объектов исследования.
Знание факторов, влияющих на эффективность процесса адаптации и на сохранение равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда», имеет несомненное значение для выбора путей и средств управления процессом профессиональной адаптации. Но еще большее значение для разработки системы управляющих воздействий этим процессом имеет анализ психологических механизмов адаптации.
Один из важнейших аспектов понимания сути профессиональной адаптации—оценка соотношения активной (регулирование) и .пассивной (отражение) функций субъекта адаптации в адаптационной ситуации. В. Ф. Сержантов [1990] считает, что адаптация и активность суть противоположности, поскольку адаптация есть страдание, претерпевание некоторых внутренних изменений под влиянием внешних причин, а активность—нечто, исходящее из субъекта и направленное вовне. Однако будучи противоположностью активности, адаптация неотрывна от активности, в том числе и социальной. Конкретные исследования показывают, что соотношение этих двух сторон взаимодействия человека со средой зависит от индивидуальных особенностей, от характера деятельности и от этапа адаптации.
А. Л. Мацкевич [1987] выделила две составляющие процесса профессиональной адаптации студентов: конформную и творческую. Соотношение этих составляющих она определяла по оценке целей, средств и результатов своей деятельности, которую давали студенты разных курсов пединститута. Конформная составляющая целей, по мнению автора, нашла выражение в стремлении соответствовать нормам, правилам и требованиям конкретной профессиональной среды, выполнять определяемые этой средой обязанности, достигать согласия в межличностных отношениях с отдельными представителями этой среды;
творческая составляющая целей проявляется в стремлении к самостоятельному определению сущности своей будущей профессиональной деятельности и необходимых для этой деятельности качеств личности специалиста, а также в поиске своего подхода к решению проблем подготовки к этой деятельности. Конформная составляющая средств адаптационного процесса выражается в потребности тесного контакта, хороших взаимоотношений с другими субъектами той же деятельности, в потребности получать советы, указания старших коллег. Творческая составляющая средств проявляется в потребности самопознания и самовоспитания. Наконец, по третьей характеристике— оценке результатов своей деятельности—автор видит проявление конформной составляющей в зависимости самооценки студента от оценок старших коллег, руководителей, авторитетов. Творческая составляющая результатов деятельности находит выражение в оценках, опирающихся на самостоятельно найденные критерии хорошей и правильной работы, на выработанное самим субъектом понимание нравственного смысла отдельных адаптационных ситуаций и деятельности в целом. А. Л. Мацкевич выявила значимые различия в представленности обеих составляющих процесса адаптации на разных курсах. Начиная со второго курса и далее увеличивается преобладание творческой составляющей над конформной. Это преобладание становится особенно выраженным у студентов, имеющих внутреннюю определенность по отношению к будущей профессии. Автор расценивает различное количественное соотношение активных и пассивных способов уравновешивания со средой на разных этапах профессиональной адаптации как условие ее эффективности. На первой стадии профессиональной адаптации оптимальным можно считать некоторое преобладание конформной, составляющей. Степень удовлетворенности субъекта своей работой, полнота его включения в новую среду и деятельность и необходимое для этого включения время определяются мерой владения субъекта средствами этой конформной адаптации (социально-психологическими умениями).
С. В. Овдей [1978], рассмотрев различные точки зрения на эту проблему, пришла к выводу, что адаптации свойственны два вида активности. Прежде всего речь идет об «активности для себя», в которой выражается активность как свойство любой живой системы. С помощью этой активности новичок познает ту среду, к которой он должен адаптироваться, усваивает те требования, которые ему предъявляет эта среда. И в момент достижения индивидом определенного знания о среде, определенной степени свободы деятельности в ней, к адаптации подключается та активность, которая большинством исследователей обозначается как социальная активность («активность для других»)—внешняя активность. Адаптация к профессиональной деятельности начинается при определенном опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности. Таким образом, не только социальная активность влияет на процесс адаптации, но и сама она зависит от этого процесса. Все это позволило «активность для других» определять одновременно как критерий адаптированное™ и как один из ведущих факторов адаптации.
Несомненный интерес для понимания механизмов психической адаптации представляет недостаточно пока исследованный вопрос о соотношении различных аспектов, сторон этого процесса, гетерохронность которого отмечают все исследователи. Т. А. Кухарева [1980] установила, что адаптация молодых специалистов к коллективу достигается быстрее, чем к должностным, профессиональным обязанностям. С. В. Овдей [1978] пришла к выводу, что адаптация молодого учителя к школе проходит путь от утверждения себя как личности в коллективе учителей до восприятия себя прежде всего как профессионала, когда все отношения и все общение с окружающими переходят из области общечеловеческой в область профессиональную. А. В. Сиомичев выделяет три способа адаптации студентов в техническом вузе: 1) успех в одном из доминирующих направлений деятельности не зависит от уровня адаптированно-сти в других направлениях, 2) успех или неудача в познании дополняются соответственно успехом или неудачей в общении, 3) успех в доминирующем направлении деятельности сопровождается неуспехом в дополнительном направлении. Исследователь пришел к выводу, что наиболее характерной для студентов является адаптация преимущественно в одной сфере деятельности (либо в познании, либо в общении).
Различные типы связи внутри одного из аспектов адаптации—процесса адаптации личности в коллективе—обнаружила И. А, Георгиева [1986]:
— детерминация, когда адаптированность в одной сфере коллективных отношений определяет адаптированность в другой (или других);
— компенсация, когда успешность включения в одну сферу восполняет недостаточную адаптированность в другой (или других);
— отношения независимой дополнительности, подразумевающие параллельное развитие адаптированности в отдельных сферах коллективной жизни, когда соответствующие стороны адаптации достаточно развиты независимо друг от друга;
— отношения связанной, зависимой дополнительности, когда развитие адаптированности в разных сферах коллективных отношений определяются общими факторами.
Особенности соотношения факторов адаптации личности, как утверждает И. А. Георгиева, обусловлены характеристиками конкретного коллектива, в частности содержанием основной деятельности группы. Для соотношения сторон адаптации в условиях промышленного предприятия выявлен такой тип связи, как детерминация, проявляющаяся во влиянии успешности деятельности на благополучие в межличностных отношениях и во влиянии общественной активности на отношения к деятельности, специальности. Для вуза такой тип связи не характерен:
полнота адаптации к ведущей деятельности не оказывает здесь столь большого влияния (как в условиях промышленного предприятия) на успешность включения в межличностное общение и общественную активность. По данным, полученным И. А. Геориевой на студенческой выборке, были выявлены компенсатор-ные отношения между адаптированностью в учебной деятельности и общественной активности и между адаптированностью в неофициальном межличностном общении и общественной активности. Автор связывает эти различия с более определенным и детальным характером требований, предъявляемых к человеку в производственной среде.
А. А. Алдашева [1984] поставила интересный вопрос о выборе стратегии адаптации лицами с различным уровнем индивидуальной адаптивности. В частности, она рассмотрела особенности построения индивидуальных программ поведения в ситуации адаптации у лиц с различным уровнем пластичности нервной системы. Было установлено, что адаптация к социальной среде у лиц с высоким уровнем пластичности происходит преимущественно за счет коммуникативных характеристик личности, рационального поведения. Лица с низким уровнем нейродинамических процессов адаптируются к социальному окружению в основном за счет эмоционально-волевого компонента личности. Лица же со средним уровнем пластичности имеют возможность выбора из большего числа программ поведения.
Существенное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Ее роль на разных этапах профессиональной жизни человека подробно проанализирована Л. Н. Корнеевой. Завышенная самооценка провоцирует постановку Целей выше реальных возможностей, пренебрежение необходимой информацией, снижение субъективной вероятности неуспеха, минимизацию усилий для достижения цели, расхолаживающее! действие успехов и сильное эмоциональное переживание неудач;
потребность в сохранении уровня самооценки приводит к защит- -ному игнорированию неудач, объяснению их внешними причинами, что ослабляет стимул к их преодолению. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, сниженную профессиональную мотивацию. Следствие заниженной самооценки—пассивность, боязнь ответственности, склонность к постановке слишком легких задач, занижение субъективной вероятности успеха, дезорганизующее влияние неудач. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях—отказ от нее (Корнеева, 19896). Очевидно, что неадекватность самооценки становится препятствием на пути профессиональной адаптации. Но и адекватная высокая самооценка, стихийно сформированная в процессе профессиональной подготовки, может стать дезорганизующим фактором профессиональной адаптации, если она без корректив переносится из учебной деятельности в профессиональную. В этом случае этап вхождения в профессиональную деятельность, для которого и так характерно снижение устойчивости самооценки, осложняется слишком сильными ее колебаниями. Так, у молодых начинающих учителей в первый год наблюдается столь резкое падение самооценки, что оно сопровождается устойчивым снижением уверенности в себе, низкой удовлетворенностью трудом, падением мотивации к профессиональной деятельности и даже отказом от нее. Резкая ломка самооценки негативно сказывается на успешности деятельности, сопровождается устойчивыми отрицательными эмоциями, невротизацией. Однако защитное сохранение неадекватной самооценки, временно обеспечивающее личности относительный комфорт, для деятельности еще более неблагоприятно.
Л. Н. Корнеева затронула еще один психологический механизм адаптации, тесно связанный с самооценкой,—механизм психологической защиты. Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что речь идет не о способе достижения желаемой цели, а о способе организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, — так определяет функцию психологической защиты, незаменимую для процесса профессиональной адаптации, Р. М. Грановская [1984]. Действие защитных механизмов может проявляться либо в. том, что неблагоприятные факторы не воспринимаются или не осознаются; либо в том, что дискомфорт, возникший в процессе адаптации, связывается с определенным лицом или объектом; либо в снижений мотивации, подавлении нереализованных склонностей и желаний; либо в переосмыслении ситуации, позволяющем снизить ее отрицательное эмоциональное влияние.
ф. Б. Березин [1988], рассмотрев несколько классификации механизмов интрапсихической адаптации (синоним психологической защиты, подчеркивающий внутренний характер действий человека в адаптационной ситуации), выделяет четыре типа защит: 1) препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение); 2) позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах (фиксация тревоги); 3) снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей); 4) устраняющие тревогу или модифицирующие ее интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций (концептуализация). Автор предлагает общую схему поведения человека в связи с фрустрацией (одним из вариантов которой может быть резкое рассогласование в системе «субъект труда — профессиональная среда»). По этой схеме вариантами поведенческих защит являются: изменение ситуации, уход из ситуации, паника (хаотический поиск), психологическая защита.
Было бы ошибкой видеть в механизме психологической защиты простое «заметание проблем под ковер». Некоторые способы психологической защиты могут выполнять роль амортизатора, смягчающего отрицательное эмоциональное действие адаптационной ситуации. Принципиальное значение имеет степень амортизации, которая не должна быть настолько велика, чтобы избавить человека от желания активных действий.
Психологическое обеспечение профессиональной адаптации должно строиться на всестороннем учете рассмотренных факторов в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом следует исходить из принципиально важного теоретического положения о единстве процесса психического развития человека и вытекающего из этого положения понимания взаимосвязи этапов профессионального пути. Внутри любого предшествующего периода складываются ресурсы и резервы последующего развития (Ананьев, 1969). Процесс психического развития является процессом кумулятивным; в его ходе результат развития каждой предшествующей стадии, трансформируясь, определенным образом включается в последующую (Ломов, 1984).
Адаптивные возможности человека закладываются уже в Детстве, в процессе формирования его личности, опыта взаимодействия с различными людьми и коллективами, опыта успешного и неуспешного поведения в непривычных обстоятельствах. Успешность профессионального самоопределения создает базу для установления равновесия между способностями будущего работника и требованиями профессии, между ценностями ориентациями субъекта выбора профессии и особенности конкретной профессиональной среды.
В процессе профессионального обучения формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности Е. П. Кораблина [1990] определяет психологическую готовность как активно-положительное отношение к профессии и к себе как к будущему профессионалу и предлагает программу управления процессом становления психологической готовности студентов технического вуза к предстоящей профессиональной деятельности. Эта программа заслуживает внимания своей обоснованностью и конкретностью, а также ориентацией на последующую адаптацию молодого инженера в условиях производства. По замыслу Е. П. Кораблиной, психокоррекционная работа, проводимая с целью помощи в становлении готовности к предстоящей профессиональной деятельности, должна позволить студенту, во-первых, познать себя, свои индивидуальные? особенности и возможности, осознать свои интересы, мотивы,желания, избавиться от ложных представлений о себе, научиться быть честным с самим собой, во-вторых, пересмотреть свое отношение к себе и принять на себя ответственность за свое; профессиональное становление и развитие, а в более широком плане—за весь свой жизненный путь, в-третьих, овладеть приемами самосовершенствования, самоуправления и самоконтроля. Предлагаемые виды психологической коррекции—информирование студентов в форме лекционных занятий по основным разделам психологии, консультирование в форме индивидуальной беседы и проведение активного социального обучения студентов в форме тренинга—дифференцируются в зависимости от психологических проблем, характерных для каждого из эталов обучения.
Первокурсники только начинают адаптироваться к условиям обучения в вузе, они еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи определенными трудностями в учебной деятельности и в общении. Исходя из этого Е. П. Кораблина считает актуальными н этом этапе информирование по основным вопросам психологии личности и общения, консультирование по вопросам познания себя и других, проведение тренинга по развитию навыков общения.
Для студентов третьего курса, как показало исследование, проведенное Е. П. Кораблиной, характерны сомнения в отношении предстоящей профессиональной деятельности, переживания, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии. В связи с этим психокоррекционная работа на этом этапе предполагает информирование студентов по вопросам психологии эмоциональных состояний и управления ими, консультационную помощь в решении возникающих проблем и при кризисных состояниях, в определении путей саморазвития, активные групповые занятия с элементами аутотренинга и сензитивного тренинга.
Студенты пятого курса, как правило, более оптимистичны по сравнению со студентами начальных курсов в своем отношении к будущей профессии, в своих возможностях справиться с работой инженера. Актуальными для них являются перспективы реализации своего творческого потенциала, самостоятельное решение профессиональных задач и достижение успеха в инженерной деятельности. Поэтому психокоррекционная работа со студентами старших курсов предполагает: информирование студентов по вопросам эргономики, инженерной психологии, психологии труда и инженерного творчества, социальной психологии и психологии управления; индивидуальное консультирование по определению планов перспективного профессионального развития; активное групповое обучение в целях развития творческого потенциала, проведение деловых игр. При индивидуальном консультировании предполагается учет того или иного типа профессиональной ориентированности студента.
Предложенная разработка психологического обеспечения формирования готовности к деятельности сохраняет 'свое значение и для решения задачи обеспечения эффективности профессиональной адаптации. Все предложенные Е. П. Кораблиной формы психологической коррекции (информирование, консультирование, тренинг) могут применяться в той или иной модификации в адаптивной ситуации для различных профессиональных групп. Так, психологическое информирование и индивидуальные консультации с предварительной психодиагностикой использовала С. В. Фирсова [1990] в своей психокоррекционной работе с молодыми водителями троллейбуса.
Самые первые шаги новичка на профессиональном пути сопровождаются высокой неопределенностью, дефицитом информации и соответствующим напряжением. Поэтому психологическое обеспечение профессиональной адаптации на этом отрезке времени предполагает определение объема, качества и формы предоставления информации о предприятии, цехе, участке, различных службах, о коллективе, его структуре, традициях, групповых нормах, социальных ожиданиях по отношению к новичку и т. д. Как правило, такая информация поступает к адаптируемому в той или иной форме, в достаточном или избыточном количестве, но без всякого научного обоснования. Эта проблема требует дальнейшей разработки, прежде всего со стороны психологических служб предприятий.
Психологической службе следует позаботиться и об условиях труда начинающего специалиста. Несомненно, в благоприятных условиях труда адаптация происходит быстрее, и также несомненно, что многие виды профессиональной деятельности не неотделимы от сложных условий ее протекания, требующих повышенных адаптационных возможностей. Но здесь речь о другом: на многих предприятиях «по традиции» новичку достается самая дряхлая машина, самый старый станок, самая деквалифицированная или невыгодная работа, самый темный угол в рабочем помещении. Аргумент при этом «неотразимый»: «Он еще не заслужил». Такой подход к молодому специалисту существенно снижает эффективность его адаптации.
Отношение к новичку со стороны коллектива и его руководителя—специальный вопрос, требующий внимания социальной психологии в теоретическом плане и психологической службы предприятия в плане практическом.
Потребность в достижениях, уровень притязаний, самооценка — все эти важнейшие факторы профессиональной адаптации поддаются управлению, главным рычагом которого служит психологически выверенное сочетание санкции за неудачу и награды за успех. Исследования Ю. М. Орлова [1984] и его сотрудников в рабочих, научных и студенческих 'коллективах, убедительно доказали, что если эмоциональное значение поощрения за успех сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу эмоционально более значимо, чем поощрение за успех, то постепенно формируется стремление избегать неудачи. Ю. М. Орлов подчеркивает значение отношения к работающему, к его труду со стороны других людей, занятых в совместной деятельности, со стороны администрации, общественных организаций и общества в целом. Узловым пунктом этих отношений является система оценки результатов труда в самом широком смысле. Чем совершеннее такая система, тем больше возможностей у работника видеть, как отражается его личность в том, что им сделано (Орлов, 1984).
Для профессий, предъявляющих повышенные требования к эмоциональной устойчивости, к специальным способностям, требующих толерантности к тем или иным факторам среды (например, к таким, как социальная изоляция), необходим психологический профессиональный отбор, в результате которого существенно снижается вероятность неэффективной адаптации или резких проявлений дезадаптации. И все же главные средства психологического обеспечения профессиональной адаптации—психологическое просвещение, вооружающее человека способами самооптимизации, индивидуальное психологическое консультирование и различные формы психологического тренинга.
Ближайшая задача практической психологии—довести разработку средств психологического обеспечения профессиональной адаптации до уровня технологий.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1096.