Пристальное внимание к формированию здорового образа жизни связано со многими факторами, в том числе и с неблагоприятными тенденциями в изменении показателей здоровья населения СССР по сравнению с передовыми странами. Принято говорить, что здоровье людей только на 7—8% зависит от здравоохранения, а на 50%—от образа жизни.
Образ жизни — более общее понятие, чем здоровый образ жизни, и описывается как совокупность индивидуальных форм и способов организации и реализации повседневной жизнедеятельности. В структуре образа жизни неизбежно присутствуют типичные формы организации, которые являются довольно устойчивыми. Поиск факторов, их детерминирующих, — важная исследовательская задача.
Каким требованиям должен отвечать образ жизни, чтобы считаться здоровым? Понятие «здоровый образ жизни», имеющее эмоционально-ценностный оттенок, как и само понятие «здоровье», является комплексным и содержит социальные, биологические, медицинские и другие аспекты. В современной литературе здоровый образ жизни определяется как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также как совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, труду и отдыху.
Под здоровьем обычно понимается форма жизнедеятельности, обеспечивающая необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность [Гундаров и др., 1989]. В «качестве жизни различают два аспекта. Первый представлен преимущественно объективными показателями: степенью временной нетрудоспособности, возрастом перехода на инвалидность и т. д. Второй характеризуется главным образом субъективными показателями: степенью социальной поддержки, величиной невротизации и др. При таком подходе нельзя оценивать здоровье только по факту заболеваемости и инвалидности, необходимо учитывать субъективные ощущения человека. Здоровье ценно тем, что обеспечивает долгую жизнь с высоким уровнем душевного комфорта [Амосов, 1968].
Хотят ли люди быть здоровыми? По данным социологических исследований АН СССР [1988 г.], проведенных в различных социальных группах, достаточно широко представляющих все слои населения, здоровье занимает четвертое место в системе ценностей после благополучия в семье, хорошей интересной работы, и материального достатка. Необходимо обратить внимание на возрастную динамику значимости здоровья: у молодежи здоровье стоит на пятом месте в иерархии ценностей; у людей в возрасте 31—40 лет—на третьем, у 60-летних на первом месте. Более глубокий анализ данных показал, что здоровье является инструментом достижения тех или иных целей. Так, для получения квартиры готова рисковать здоровьем пятая часть опрошенных, ради денег — шестая, а ради пенсии — десятая.
Формирование здорового образа жизни — не кратковременное мероприятие, распространяющееся только на некоторые группы, а длительный, требующий усилий всего общества процесс. При этом сложность состоит не в отсутствии знаний о направлениях и технологиях формирования здорового образа жизни, а в трудностях переноса имеющихся знаний в практическую деятельность. Кроме того, и уровень развития профилактической науки недостаточно высок.
Если говорить о медицинских методах формирования здорового образа жизни, направленных на борьбу с традиционными факторами риска (курение, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание, высокий уровень холестерина плазмы крови, артериальная гипертония), то можно констатировать их низкую эффективность. Официальная санитарная пропаганда до последнего времени придерживалась концепции абсолютизации личной ответственности каждого за неудачи при формировании здорового образа жизни, за личные привычки и склонности, т. е. главную причину болезней отдельного человека видела в его собственном поведении, а не в общественной системе.
Однако формирование здорового образа жизни нельзя отделять от реальных условий жизни, от культурного, социального, экономического и политического аспектов развития общества. Безусловно, огромное влияние на состояние здоровья оказывает и ухудшение экологической ситуации.
Таким образом, формирование здорового образа жизни обусловливается как индивидуально-популяционным подходом, так и взаимодействием среды и организма.
Психологический фактор непосредственно воздействует на конкретную деятельность и образ жизни, однако именно ему уделяется недостаточное внимание. Это касается индивидуальных механизмов заболеваний и индивидуальных методов профилактики.
Совершенно неразработанными остаются механизмы подержания здоровья. Медицина не располагает опытом укрепления здоровья здоровых, а медицинская этика Направлена на взаимоотношения врача и больного, а не врача и здорового человека. Мы не можем определять и измерять уровень здоровья, количественно выражать его динамику. В связи с этим следовало бы на наш взгляд, разработать несложные методики контроля за состоянием и самочувствием, простые и доступные тесты для определения состояния здоровья и начальных стадий заболеваний.
При исследовании заболеваемости известные факторы риска зачастую ошибочно отождествляются с причинами болезни. При этом механизмы устойчивости, противодействия заболеванию остаются вне поля зрения. А ведь заболеть или не заболеть, в конечном счете зависит от того, насколько защитные механизмы организма способны блокировать патогенные воздействия (так называемые саногенные факторы). К числу возможных неудач профилактических программ следует отнести от факт, что традиционные факторы риска всегда рассматриваются в отрицательном смысле. Однако накопленный эмпирический материал не позволяет согласиться с этим [Гундарев; 1989]. Более того, факторы риска (например, избыточная масса тела) могут иметь компенсаторное значение. Игнорирование качественных различий между здоровьем и болезнью снимает потребность в качественной дифференциации методов вмешательства при формировании здорового образа жизни; становится излишним и учет индивидуальных реакций на такое вмешательство. Тем не менее, многочисленные медицинские исследования свидетельствуют о многообразии свойств человеческого организма, о широком распространении неоднозначных характеристик. Обнаруженная универсальность U-об-разных связей между факторами риска и смертностью приводит к необходимости нового подхода при формировании здорового образа жизни. Суть этого подхода заключается в следующем: рекомендации по здоровому образу жизни не могут быть одинаковыми для всех; нельзя бесконечно бесконтрольно снижать в популяции уровень факторов риска, так как абсолютное значение нормы для разных популяций может различаться.
Весьма плодотворным подходом, разрабатываемым в последнее время в США, является синтез двух дисциплин: поведенческой медицины и психологии здоровья [Rodin, Salovey, 989]. Поведенческая медицина определяется как интегратор поведенческих научных направлений и биомедицинских методов с применением поведенческой терапии. Под психологией здоровья понимается совокупность всех базовых знаний по психологии, которые могут быть применены к пониманию здоровья и болезни. Внимание этих дисциплин направлено в основном на практические методы— обучение и тренинг. Кроме того, изучаются возможности использования результатов данного направления для теоретического объяснения процессуальных моделей и взаимосвязи между переменными, ведущими к здоровью или болезни. В частности, описываются группы независимых переменных, показывающих самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью: 1) предрасполагающие переменные (поведенческая модель типа А)*; 2) когнитивные факторы (представление и оценка болезни); 3) переменные социальной Среды, включающие социальную поддержку; 4) социокультурные факторы (возраст, пол, национальность, материальное положение). Эти переменные влияют на здоровье или болезнь прямо или посредством воздействия на вторую категорию переменных, которая включает: 1) регуляционные процессы, 2) приверженность выполнению рекомендаций, 3) использование определенных веществ и злоупотребление ими (например, алкоголь и пищевые продукты), 4) физические упражнения и другое способствующее здоровью поведение. Эта группа, стимулирующая или ухудшающая здоровье, нестатична. В нее входят широко исследованные провоцирующие события: общий стресс (независимо от того, относится он к здоровью или болезни) и болезненное существование.
Существенным недостатком профилактических программ является недостаточное внимание к вопросам психологии вмешательства. Нельзя рассматривать человека как объект вмешательства, пассивного носителя фактора риска. Человек является сознательным инициатором здорового образа жизни и субъектом самосохранительного поведения. Термином «самосохранительное поведение» обозначается широкий спектр специфических черт стиля жизни человека, влияющих на здоровье, условия и характер труда и отдыха, особенности питания, взаимоотношения в семье, привычки (и вредные, и полезные), то или иное отношение к здоровью. Кроме того, на самосохранительное поведение влияют познавательные и эмоциональные факторы. Изучение представлений, убеждений, мнений по вопросам здоровья наиболее часто основывается на теоретической модели отношения к здоровью. Согласно данной модели причины поведения людей рассматриваются на трех уровнях. На первом уровне изучается готовность действовать определенным образом. Подобного рода готовность обусловливается оценкой пациентом своею состояния в зависимости от наличия или отсутствия заболеваний, предрасположенности к заболеванию и возможных последствий имеющегося заболевания. Второй уровень включает в себя оценку затрат (усилий) выгод от выполнения рекомендаций. Третьим уровнем является «толчок» к действию — то, что заставляет почувствовать возможные последствия.
В психологии вмешательства важное место отводится изучению факторов, препятствующих формированию оздоровительного поведения. Главным препятствием к изменению стиля жизни считаются две группы причин. К первой относится «градиент подкрепления» — понятие из теории научения, отражающee следующую закономерность: немедленное вознаграждение, (или наказание) значительно эффективнее, чем отсроченное. Вторую группу причин составляют социальные и экономические факторы, когда здоровые и нездоровые привычки создаются и поддерживаются определенными условиями, существующими в семье и обществе.
При разработке методов вмешательства используется ряд подходов, начиная от индивидуального консультирования в целях воздействия на какой-либо один фактор риска и кончая обширным воздействием на население через средства массовой коммуникации. Эти воздействия влияют на факторы, способствующие приобретению оздоровительных навыков и повышению оздоровительной активности людей. Выделяются три группы факторов такого рода: 1) факторы, формирующие готовность и желание заниматься оздоровительной деятельностью, способствующие принятию решений выполнять те или иные действия, о укреплению здоровья (к ним относятся традиционные цели санитарного просвещения); 2) умения, необходимые для выполнения определенных действий независимо от наличия мотивации; 3) факторы подкрепления — «вознаграждения» за выполнение определенных действий. В наиболее эффективных программах сочетаются информационные материалы, направленные на все три группы факторов.
Кроме того, изучалась роль страха в формировании установок на оздоровление и изменение поведения. Так, при сильно запугивающей информации снижалась или отрицалась значимость угрозы. В связи с этим была предложена модель параллельных процессов возникновения страха и изменения установок, согласно которой человек преодолевает страх от запугивающей информации двумя путями: ослаблением страха или ослаблением возможной опасности. Ослабление последней может происходить с помощью попыток изменить ситуацию, устранить сам источник опасности. Ослабление страха, наоборот, происходит в результате попыток облегчить состояние человека независимо от наличия угрозы. Данная теоретическая модель объясняет, почему в определенных условиях сильно запугивающая информация оказывается неубеждающей и недейственной.
Собственные представления человека о здоровье и болезни могут играть важную роль в детерминировании поведения, связанного с лечением болезни. Помимо ощущения состояния организма и симптомов заболеваний, на отношение людей к здоровью влияет представление о причине возникновения болезни, о способах лечения и профилактики. Если рекомендации по укреплению здоровья, получаемые человеком из средств массовой информации или от врача, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет низкой. Поэтому важно, чтобы при подготовке информации о здоровом образе жизни учитывалось, что значительная часть самосохранительного поведения человека определяется его представлениями о здоровье. Для этого необходимо, во-первых, предоставлять информацию по проблемам здоровья (в том числе и затрагивающую неправильные убеждения с тем, чтобы скорректировать их) и, во-вторых, учитывать существующие у людей сформированные мнения о заболевании при подготовке профилактических программ и мероприятий.
При формировании здорового образа жизни в США и некоторых странах Западной Европы нашли применение методы когнитивно-поведенческой терапии, основанной на теории социального обучения.
Прикладной анализ поведения—это метод изменения поведения, основанный на представлении о том, что поведение детерминируется определенными предпосылками, последствиями, результатами. При реализации программы модификации поведения (например, при уменьшении избыточной массы тела) рассматривают исходный уровень данной формы поведения, а также его предпосылки и последствия. По прошествии определенного периода наблюдений внешние предпосылки и последствия поведения изменяются. Поэтому время от времени вносятся коррективы в ход формирования поведения.
С помощью метода, учитывающего когнитивную опосредованность значительной части социального научения, — анализа когнитивно-поведенческих перспектив — выясняется, что люди ведут себя в соответствии скорее не с внешними условиями, а со своими представлениями и мнениями о них. В таком под ходе признается сильное влияние иррационального образа мышления на возникновение неадаптивных форм поведения.
Оптимальной стратегией считается объединение когнитивной терапии и методик, непосредственно влияющих на поведение людей.
На основе изучения когнитивных факторов разрабатывались различные подходы к профилактике рецидивов. В рамках этих подходов, как правило, ставились две цели: 1) научить пациентов предвидеть и предотвращать появление рецидивов после достигнутого изменения поведения; 2) помочь пациенту преодолевать кратковременный срыв до того, как он превратится в стойкий возврат к прежней форме поведения. Для достижения названных целей у пациентов вырабатывалась поведенческие навыки узнавания ситуаций, в которых повышается риск срыва. Кроме того, вырабатывались когнитивные навыки, способствующие формированию реалистических ожиданий возможности срывов, снижению чувства вины, сознанию фрустрации и тревожности в случае возникновения срывов.
В программах профилактики курения среди подростков использовались различные социально-психологические методики моделирования отношений со сверстниками, методики изменения установок. Школьники вырабатывали навык отказа от сигарет и наркотиков, учились противостоять социальному давлению (сверстников, старших подростков, курящих родителей, рекламы сигарет) [Гундаров и др. 1989].
В качестве механизма формирования и внедрения новых идей здорового образа жизни предлагается социальный маркетинг [Гундаров и др., 1989]. Формирование здорового образа жизни зависит не только от желаний индивида и его личных склонностей к определенному образу жизни. В ряде ситуаций имеется обратная тенденция, когда социальный образ жизни условия существования навязывают человеку рискогенный, нездоровый стиль поведения. Существует большое число ограничений, барьеров перед тем или иным выбором. Перечисленныe вопросы аналогичны тем, которые решаются в сфере экономических отношений. Социальный маркетинг представляет бой новое направление в социологии по использованию экономических принципов внедрения среди населения идей, взглядов, товаров, общественной политики, авторитета к политической партии или индивидуальному деятелю. Объектом внедрения вполне могут служить и профилактические рекомендации, модели здорового образа жизни. Маркетинг не только пассивно удовлетворяют запросы населения, но и активно их формирует.
Современный этап развитая профилактики болезней характеризуется доминированием интересов производителя над интересами потребителя. Он ограничивается «казарменной» моделью здорового образа жизни, когда всем рекомендуется одинаковое поведение, и отсутствует возможность выбора. Более высоким уровнем отношений в маркетинге считается доминирование интересов потребителя над интересами производителя.
Социальный маркетинг полезен только там, где существующая или прогнозируемая потребность в укреплении здоровья может быть удовлетворена путем изменения поведения каждого человека. При этом переход к новому стилю поведения не должен быть трудным, а выбор должен иметь реальную основу с учетом разнообразных запросов, ограничений во времени и в материальных средствах.
Социальный маркетинг в формировании здорового образа жизни не должен превращаться в механизм убеждения, а тем более принуждения. Если потребители непосредственно не вовлечены в процесс принятия решений, то социальный маркетинг отмирает и на его место приходят грубая пропаганда и коммерческая реклама. Охват населения в программах формирования здорового образа жизни ограничивается экономическими соображениями, эффективностью мероприятий и конкуренцией между основными потребностями, особенно в среде необеспеченных групп населения. При формировании концепции здорового образа жизни в настоящее время необходим системный взгляд на здоровье общества и отдельного человека, причем понимание здорового поведения может существенно различаться для разных людей. Это создает объективное основание для существования многообразия моделей здорового образа жизни.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.