Элементарная трудовая деятельность детей раннего и дошкольного возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Эти действия помогают ребенку реализовать себя и проявляют стремление к самостоятельности. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовые действия и его результат («Подмел, помыл»), а к концу 3-его года жизни речь начинает предварять действия малыша («Буду подметать»).

Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например, когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Ребенок в дошкольном детстве постепенно овладевает все новыми и новыми трудовыми действиями и операциями. Сначала он выполняет самые простые, элементарные действия, которые усложняются, становятся все более разнообразными. Результаты трудовой деятельности ребенка становятся все более значимыми. Трудовые действия сочетаются с разнообразными действиями общественно полезной работы и начинают выполняться как во внешнем, так и внутреннем плане. Внешние действия, которые усваивает ребенок, становятся источником внутренних психических действий. Их соотношение в ходе выполнения трудовой деятельности и по мере развития ребенка постепенно изменяется. Первоначально преобладают внешние действия, а затем решающую роль начинают играть действия внутренние. Совершенствование трудовой деятельности происходит как овладение все более сложными действиями при возрастающей роли психических процессов.

Трудовая деятельность в УДО – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Виды трудовой деятельности             

1. Труд по самообслуживанию. Выполнение этого труда направлено на самого себя, постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого. Общественная значимость такого труда состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.

2. Хозяйственно-бытовой — предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Важную роль играют его внешние атрибуты (фартук, веник). Именно это привлекает малыша.

Существует 2 направления этого вида труда:

организация собственной бытовой деятельности;

направленность на облегчение труда других.

Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность — удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

3. Труд в природе. Направлен на объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Этот труд требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов

кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.п.

4. Ручной труд (примерно с 5 дет). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой и др., а также знания материалов. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

Мотивы ручного труда разнообразны:

игровые (сделать атрибуты для игры);

общественные (сделать приятное маме);

эстетические (создать что-то красивое). Ребенок создает замысел, воплощает его и получает результат в виде поделки.

Формы организации трудовой деятельности

1. Совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но постоянно контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

2. Поручение – характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает её значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими. По продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или разовыми. По содержанию – соответствовать видам труда.

3. Обязанность. Возможна в случае, если дошкольник понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-то дела. Содержание этой деятельности первоначально определяет взрослый, а затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда.

На протяжении дошкольного возраста характер трудовой деятельности существенно меняется. Младшие дошкольники выполняют трудовые задания не ради получения какого-либо результата, а ради удовольствия, которое им доставляет сам процесс деятельности. Границы между игрой и трудом, серьезным делом и забавой еще не определились.

Неумение планировать свои действия и подчинять их сознательно поставленной цели, а также ограниченный запас трудовых навыков мешают младшим дошкольникам справиться со сложным трудовым заданием. Поэтому они ограничиваются лишь самой простой работой: помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, могут полить цветок, накормить рыбку и т.п.

Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста становится сложнее и разнообразнее. Ребенок начинает отличать труд как серьезное дело от игры. Интерес к процессу деятельности начинает сочетаться с интересом к результату, продукту труда. Вместе с тем, создание известного замысла последующих действий начинает предшествовать их реальному выполнению. Продолжается накопление трудовых навыков. В выполнении трудовых заданий ребенок обнаруживает больше самостоятельности, меньше зависит от помощи взрослых.

Старший дошкольник интересуется уже не только непосредственными результатами своей деятельности, но и тем значением, которое она имеет для других людей. Начинают складываться высокие мотивы общественно полезного человеческого труда. Вместе с развитием мотивов трудовой деятельности идут формирование волевых качеств и накопление определенных трудовых навыков. Старшие дошкольники с увлечением мастерят что- либо из бумаги или из дерева, с удовольствием помогают взрослым в их домашней работе, более ответственно и сознательно относятся к даваемым им поручениям.

В рамках развития трудовой деятельности выделяют следующие фазы (или типы) взаимодействия ребенка и взрослого:

* фаза прямого научения (подчинения);

* фаза совместно разделенного взаимодействия;

* фаза внешнего контроля за самостоятельной деятельностью;

* фаза самостоятельной деятельности (творческой или исполнительной).

Трудовая деятельность оказывает существенное влияние на развитие психики ребенка, на формирование его личности. Поскольку ход трудовой деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата, ее выполнение требует планирования и контроля за выполнением, внутренней дисциплины. Процесс труда может характеризоваться определенной степенью сложности и предполагать напряжения, усилия, преодоление ребенком не только внешних, но и внутренних препятствий. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию произвольности поведения, волевых свойств личности.

Труд является важным условием формирования нравственных качеств личности. У детей формируются положительное отношение к труду взрослых и общественные мотивы собственной трудовой деятельности, развивается самостоятельность, углубляется объективная оценка своих умений и умений товарищей, появляется самооценка, связанная с выполнением общественно значимом деятельности, и, наконец, формируются некоторые устойчивые черты характера – трудолюбие, настойчивость и т. д.

Во всяком труде задействованы умственные процессы, всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Ребенок в процессе выполнения трудовых действия может сталкиваться с новыми ситуациями, в которых необходимо учитывать изменяющиеся условия, проявлять инициативу и решать новые задачи. В какой-то мере на определенном этапе развития в труде может быть представлен элемент творчества. Участвуя в коллективной трудовой деятельности ребенок должен действовать согласованно с другими людьми, считаться с определенными общественными требованиями, согласовывать свои усилия с усилиями других участников общего дела. Поэтому трудовая деятельность способствует развитию коммуникативных и организаторских умений.

Труд оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка. В труде воспитываются внимание и наблюдательность по отношению к деталям предмета, к двигающимся предметам, к изменениям в процессах и т.п. Труд связан с запоминанием фигур, форм, расстояний, движений. Он приучает к конкретному деловому мышлению, проверяемому результатами работы, продукцией, его количественными и качественными показателями. Работая, ребенок практически анализирует и синтезирует, сравнивает, обобщает, выносит суждение, делает выводы.

Решение производственных задач тренирует сообразительность, ориентировку, находчивость.

Трудовая деятельность способствуют познанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Чем старше становятся дети, тем все больше они замечают несоответствие своих замыслов получаемым результатам, находя причину этого в уровне собственных умений. Это приводит к тому, что ребенок начинает вычленять из своей деятельности отдельные, частные умения. И уже к старшему дошкольному возрасту он научается ставить задачи по овладению такими отдельными умениями, выделенными из совокупной деятельности по изготовлению какого-либо предмета. Это связано с постановкой перед собой учебной задачи. Возникновение оценки своих возможностей, а также принятия ребенком элементарных учебных задач по овладению самой техникой действий является важным итогом развития этих видов деятельности в дошкольном возрасте. Однако нужно иметь в виду, что положительное влияние различных видов деятельности на развитие ребенка во многом зависит от методов психолого-педагогического руководства.

На протяжении дошкольного возраста изменяется процесс трудовой деятельности и его результаты, соотношение внешних и внутренних действий в процессе труда. Дети постепенно овладевают новыми трудовыми действиями и операциями, начинают осознавать значимость своего труда, приобретают умения планировать, контролировать и оценивать результаты своей трудовой деятельности.

Таким образом, трудовая деятельность оказывает существенное влияние на психическое развитие дошкольника.

В процессе труда происходит:

* накопление практического опыта;

* формирование навыков и умений;

* формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);

* формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

* расширение кругозора, словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах;

* участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получать оценку;

* ощущение радости от результата труда, проявления внимания к партнерам

Дата: 2018-12-28, просмотров: 586.