Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности.
Существует несколько возрастных этапов, которые оказывают влияние на способность ребенка жить в обществе других детей.
Этап первый. В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. Ребенок полностью сосредоточен на том, во что играет сам. Это очень важный этап, которые позволяет детям проявлять самостоятельность в окружении других людей.
Второй этап. Дети начинают играть в свои игры рядом друг с другом. Они по-прежнему не отвлекаются на игры друг друга, но теперь стремятся находиться рядом с теми, кто им больше нравится. На этом этапе формируется осознание того, как правильно относиться к играм другого человека, чтобы ему не мешать.
Третий этап. Начинает строить попытки действовать в соответствии с общим замыслом. Он пытается договариваться с другими о том, чтобы поиграть вместе и даже подбирает нужные для этого игрушки. Однако такие совместные попытки игры быстро заканчиваются.
Этап четвертый. Характеризуется в том, что дети начинают объединяться в группы и совместно играть по общему замыслу. При этом начинают давать внутреннюю оценку собственным действиям в соответствии с общим замыслом, а также действиям других. Дети способны придумывать совместные игры, организовывать их и долго вместе в них играть.
Этап пятый. Характеризуется тем, что дети приобретают способность действовать, учитывая интересы других. В процессе игры они склонны уступать другим при распределении ролей.
Описанные выше этапы характерны в возрасте от одного года до семи лет.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
В общении со сверстниками появляется и соревновательное начало: возрастает число конфликтов, открыто проявляется зависть, ревность, обида на сверстника. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников (к 6-7 годам).
Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении получить признание и уважение ровесника, потребность
в самовыражении. Изменяется ведущий мотив общения – стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие ребенка. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, творчества. А внеситуативно-деловая форма формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет уточнить ребенку представления о самом себе.
Изменяется и характер общения ребенка-дошкольника со взрослыми. Сотрудничество носит внеситуативный характер, т.к могут обсуждаться проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. В дошкольном возрасте складываются внеситуативно–познавательная и внеситуативно–личностная формы общения ребенка со взрослыми.
Внеситуативно–познавательная (3–5 лет) – совместная познавательная деятельность. Ведущий мотив – познавательный (вопросы о предметах, явлениях, связях между ними) Взрослые начинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения и ответить на возникающие у них вопросы. У дошкольников возникает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении со стороны взрослого. Очень важной для детей становится оценка взрослых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Основное средство коммуникации – речь.
Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, способствует развитию наглядных форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного.
Внеситуативно–личностная (6–7 лет)– служит целям познания социального, а не предметного мира. Ведущий мотив – личностный. Взрослый привлекает ребенка как личность и побуждает его искать контакты с ним. Предмет обсуждения – сам взрослый его жизнь, работа, взаимоотношения. Потребность – внимание со стороны взрослого, взаимопонимание, эмоциональная поддержка, сопереживание.
Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
Эти формы сменяют друг друга, зависят от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и со сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам общения и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и со сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 348.