Вопрос 14. Понятие внимания. Развитие внимания у ребенка раннего и дошкольного возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризуется следующими свойствами:

концентрация – степень сосредоточения психики на объекте или деятельности при отвлечении от всего остального; устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности; объем – количество одновременно воспринимаемых человеком объектов с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объём внимания – 5-7 объектов); распределение –одновременное удержание в поле сознания двух или более объектов при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними; переключение – произвольное перемещение сознательного сосредоточения с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.

Различают внимание внутреннее, направленное на собственные мысли, чувства, переживания, и внешнее – направлено на окружающие предметы и явления.

Внимание может быть непроизвольным (возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требующее волевых усилий), произвольным (целенаправленное и преднамеренное внимание), послепроизвольным (это внимание, вызванное усилиями воли, а затем переходящее в непреднамеренное).

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Перемещение в пространстве, расширяя круг внимания малыша, открывает для него новые возможности: теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой — совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).Овладевая речью, малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах; начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней. При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказчика. Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

Ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, однако он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания.Кроме того, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво, как бы скользит по поверхности, «порхает». Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку – и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. Как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

В дошкольном возрасте ребёнок способен концентрироваться на объекте деятельности, но его внимание носит неустойчивый, непроизвольный характер. У дошкольников наблюдаются трудности переключения и распределения внимания, невелик объем. На протяжении дошкольного возраста в результате воспитания и обучения, индивидуально-коррекционной работы происходит развитие основных свойств внимания и совершенствование различных его видов.

В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Его внимание привлекают раздражители, которые имеют сигнальное значение и непосредственную связь с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими эмоциональными переживаниями. Внимание младшего дошкольника – это его интерес, как только интерес угасает, ребенок отвлекается. Даже самой увлекательной деятельностью ребенок может сосредоточенно заниматься 10-15 минут, поэтому сказки, игры и беседы должны быть непродолжительными.

В этом возрасте детям сложно распределить свое внимание между несколькими предметами. При рассматривании картинки выделяет не более 1-2 объектов и фон.Появление нового предмета вызывает переключение внимания. Однако переключить внимание по требованию взрослого ребенку еще трудно. Легче переключить внимание ребенка с помощью яркой игрушки, художественного слова, интересной картинки.

В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ возрастает устойчивость внимания, что позволяет сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) до 15–20 минут. Игры могут привлекать ребенка в течение 30 минут. Увеличивается объем внимания. В игровой ситуации ребенок может действовать с 2–3 предметами, сосредотачиваться на картинке с 3–5 изображениями.

Возросшая устойчивость внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу даже неинтересную. Он может не отвлекаться, если понимает, что дело нужно довести до конца, несмотря на появление более привлекательного занятия.Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется способность действовать по правилу. Это первые признаки проявления произвольности внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки).Во многом развитие внимание связано с освоением новых видов деятельности (игровой, художественной, учебной, трудовой), а также зависит от влияния взрослых людей.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ увеличивается объем и возрастает устойчивость внимания. Старший дошкольник может рассматривать интересную картинку до 10 минут. Занятия могут длиться до 30 минут. Интересная игра может привлекать ребенка в течение 1ч. В этом возрасте дети способны одновременно сосредотачиваться на нескольких объектах и быстрее переключить внимание с объекта на объект, способны распределять свое внимание между несколькими предметами (например, в их играх задействовано много персонажей и игрушек).

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развитие произвольного внимания тесно связано: с развитием речи:пониманием значения предстоящей деятельности;осознанием ее цели;освоением норм и правил поведения;со становлением волевого действия; со способностью сосредоточиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.Внимание становится механизмом регуляции и управления деятельностью и поведением ребенка. Старшие дошкольники концентрируют внимание не только на привлекательных объектах, но и на словесных указаниях («Слушайте внимательно!», Посмотрите на…», «Обратите внимание»).

У старших дошкольников так же наблюдаются элементы послепроизвольного внимания, когда внимание к деятельности требует проявления воли, а затем ребенок увлекается, и внимание поддерживается на интересе. Таким образом, основными направлениями развития внимания в дошкольном возрасте являются:увеличение объема, устойчивости внимания;совершенствование распределения и переключения, складываются элементы произвольности и управления вниманием на основе развития воли, мышления и речи; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 434.