Вопрос 16. Понятие мышления. Предпосылки развития мышления в раннем возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Мышление можно рассматривать как психическую деятельность, включающую ряд операций: - анализ (мысленное расчленение какого-либо сложного явления на составляющие элементы);- синтез (мысленное воссоединение различных элементов явления в одно целое);- сравнение (установление сходства и различия между явлениями);- абстрагирование (отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков);- конкретизация (представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств);- обобщение (объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам).

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

1. По форме мышления:наглядно-действенное (связано с практическими действиями с предметами, манипуляциями);наглядно-образное (для нахождения решения индивид использует конкретные образы);абстрактно-логическое (или словесно-логическое) – мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности.

2. По степени развёрнутости:дискурсивное (аналитическое) – развёрнутое мышление, в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы;интуитивное – свёрнутое мышление, мыслительное озарение, догадка.

3. По степени оригинальности:репродуктивное – построенное на использовании человеком имеющихся способов решения задачи;творческое – создание новых оригинальных решений.

4. По характеру задач:теоретическое – связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений; практическое мышление – определяет успешность решения реальных, практических задач, подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий ведет к возникновению наглядно-действенного мышления. Интенсивное развитие соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Это происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками, что всегда предполагает решение умственной задачи, когда нужно добиться результата.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. Влияние речи на развитие мышления ребенка отчетливо проявляется на 2-м году жизни, когда взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы, что прида

мышлению целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Освоение речи значительно перестраивает процесс мышления: возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений. Оформление вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняются цели найти ответ на вопрос. Взрослый помогает постановке вопроса, предваряющего практическое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?». Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте.

В раннем детстве начинают складываться мыслительные операции. Их формирование также происходит при овладении орудийными действиями. Ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения.

На основе предметных действий у ребенка формируется способность группировать предметы по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предметными действиями и производит наглядные обобщения.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На 3-м году жизни сравнение привлекает малыша, и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2‒3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 302.