Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, точнее, сюжетно-ролевая игра. Игра как особый вид деятельности человека является важным условием психического развития человека. Игра также выступает в роли средства обучения и воспитания.

Широка роль игра в развитии психики ребенка:

1) в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;

2) ребёнок учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо»;

3) в игре интенсивно развиваются все психические процессы (память, мышление, воображение, речь, воля), формируются первые нравственные чувства (доброта, гуманизм, товарищество и др.);

4) формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

В сюжетно-ролевой игре как творческой самостоятельно деятельности выделяются следующие компоненты: воображаемая или мнимая ситуация, сюжет, роль, содержание, игровые правила, игровые действия, игровое употребление игрушек и предметов.

1. Основой игры дошкольника является мнимая, или воображаемая, ситуация. Волшебные слова «понарошку», «как будто» позволяют создать мнимую ситуацию.

2. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет (содержательная канва игры) – эта сфера действительности, которая отражается в игре. Дети играют в человеческий быт («в магазин», «в дочки-матери», «детский сад»), в профессии, которые их привлекают (в «пожарных», «строителей», «врачей», «учителей», «спасателей» и др.), искусство (в "цирк", «театр», «кино»), в путешествия, войну, сказку. Развитие сюжетов идет от бытовых тем к производственным, и, наконец, к играм на общественную тематику.

Игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

3. Содержание игры – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми (предметная деятельность; отношения между людьми; поведение людей)

4. Стержнем сюжетно-ролевой игры является роль – это изображение в игре того или иного конкретного реально существующего или обобщенного лица в типичных для него проявлениях (моряка, продавца, мамы, волшебника). Роли различают по содержанию (дочка, матрос, продавец) и по значимости (главные, второстепенные). При выборе ребенком роли проявляются не только его интересы к той или иной сферы

деятельности, но и процессы половой социализации, когда мальчик не хочет исполнять женскую роль

5. Любая роль связана с правилами, которые в сюжетно-ролевой игре не проговариваются специально и скорее чувствуются, чем осознаются ребенком. У каждой роли есть свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из взаимоотношений в мире взрослых. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

6. В сюжетно-ролевой игре выделяют два плана взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения, учитывая или не учитывая интересы партнера, справедливо или несправедливо решать возникающие споры и конфликты.

7. Игровые действия являются обязательным компонентом сюжетно-ролевой игры. Игровые действия носят условный характер, поскольку действительность в сюжетно-ролевой игре представлена «не взаправду», а «понарошку». Дети «как будто» тушат пожар, «как будто» водят машину и т.п.

8. Очень важным компонентом игры является игровое употребление предметов. Игровое употребление предметов может быть реализовано как в форме изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную, стилизованную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и форме замещения одних предметов другими.

Все структурные компоненты игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием сюжетно-ролевой игры и обеспечивают позитивное развитие ребенка

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью

Игровая деятельность, как особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Познавательная сфера и все сферы личности дошкольника наиболее интенсивно развиваются в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок берет на себя определенные функции взрослого и в специально создаваемых им игровых, воображаемых условиях моделирует деятельность взрослых людей и отношения между ними.

Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание.

Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в условиях игры, чем по

прямому заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы (процессы памяти).

Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения.

Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей.

Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно- логическому мышлению

Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка — со своей индивидуальной и специфически детской — на новую позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и связанное с этим изменение значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую. Поэтому является такой деятельностью, в которой происходят процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма. Например, в игре в «доктора» обязательно есть два партнера – доктор и пациент. Доктор должен координировать свои действия с ролью пациента и наоборот. Это относится и к игровым предметам. Допустим, у доктора в руках палочка, изображающая шприц. Она для доктора шприц потому, что он с ней определенным образом действует. Но для пациента палочка есть палочка. Она может для него стать шприцем только в том случае, если он станет на точку зрения доктора, не принимая вместе с тем на себя его роли.

Таким образом, игра выступает как реальная практика смены позиции при взятии на себя роли, отношений к партнеру по игре с точки зрения той роли, которую выполняет партнер, координации точек зрения на значения игровых предметов без непосредственного манипулирования ими.

Игровая деятельность имеет решающее значение для личностного развития ребенка. Всякая ролевая игра содержит в себе правила и в ней постоянно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. В игре поведение ребенка становится произвольным, интенсивно развиваются волевые свойства. Большое значение при этом имеет мотивация деятельности, поскольку выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение игровых действий, соответствующих роли. Образец поведения, содержащийся в роли, является эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Весь процесс игры эмоционально окрашен и она способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащению его эмоциональной сферы. Так как содержание ролей главным образом сосредоточено вокруг норм межличностных отношений, то в игре происходит развитие нравственных свойств личности ребенка. Игра имеет большое значение для развития коммуникативных умений и формирования дружного детского коллектива, для развития самостоятельности дошкольника, для формирования положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении.

Л.С. Выготский выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения сюжетно-ролевой игры. Окружающие предметы и действия с ними включаются в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую эмоционально-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобретают новый смысл. Дети действуют в направлении своего желания, объективно ставят себя в положение взрослого, при этом происходит

эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности.

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоционально- действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. К концу дошкольного возраста у ребенка появляются новые мотивы, которые приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. В игре возникает новая психологическая форма мотивов: происходит переход от мотивов, имеющих форму неосознаваемых эмоционально окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра способствует формированию основных психических новообразований дошкольника: развивает когнитивные процессы, дает возможность действовать в плане представлений, расширяет познавательные интересы, формирует произвольность поведения и другие сферы личности. На основе игровой деятельности создаются условия для развития других видов деятельности (продуктивной, учебной и др.), приобретающих затем самостоятельный характер.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 333.