Вопрос 15. Понятие памяти. Развитие памяти у ребенка раннего и дошкольного возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память – это психический познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

К свойствам памяти относят объем, быстроту запоминания, точность, длительность, готовность к воспроизведению. Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов.

К основным процессам памяти относят;

- запоминание (бывает кратковременным, долговременным, оперативным, произвольным и непроизвольным);

- сохранение (направлено на удержание в психике сведений о мире);

- воспроизведение – бывает непреднамеренным (происходит независимо от желания и воли человека) и преднамеренным (в результате сознательно поставленной цели);

- забывание (полное и частичное).

Существуют различные подходы к классификации памяти.

I. По характеру психической активности: двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память.

II. По длительности сохранения воспринятой информации: кратковременная, долговременная и оперативная память.

III. ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: непроизвольная и произвольная память.

IV. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЗАПОМИНАНИЯ: механическая и смысловая память.

Следует отметить, что в процессе развития человека все виды памяти необходимы и самоценны. В процессе жизни и взросления они не исчезают, а взаимодействуют между собой.

На развитие памяти в раннем детстве оказывает влияние расширение жизненного пространства ребенка, его способность к самостоятельному передвижению и манипулированию с окружающими предметами. У ребенка формируются представления об объектах, удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях событиях.

Переход ребенка от пассивной речи к активной, увеличение словаря, усвоение грам-матики родного языка также отражается на способности запоминать, сохранять и воспроизводить самую различную информацию.

К концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главная особенность памяти в этот период — ее непреднамеренный характер (дети, в первую очередь, запоминают то, что в той или иной мере включено в их деятельность, что им непосредственно нужно и интересно и что воздействует на них эмоционально, производит глубокое впечатление). Память детей начинает характеризоваться пластичностью (ребенок может воспроизвести ненужный материал, неожиданно «всплывший» в его психике), запоминание информации идет быстро и легко, но часто беспорядочно.

Характерными особенностями запоминаемых детских представлений является их бессистемность, слитность, неподвижность, отрывочность. Ребенок «перескакивает» с одного признака предмета на другой, от одного компонента ситуации к другой. В памяти часто удерживаются второстепенные, а не существенные признаки.

В целом для развития памяти в раннем детстве характерны:

- обогащение запоминаемых представлений;

- возрастание объема и прочности сохранения материала;

- появление нового процесса памяти — воспроизведения;

- активное развитие словесной памяти;

- преобладание двигательной, эмоциональной и образной памяти;

- непроизвольный характер памяти.

Таким образом, период от рождения до 3-х лет — важнейшее время для интенсивного развития различных свойств и видов памяти.

Развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется по следующим направлениям:

1. увеличение объема памяти, совершенствование непроизвольной образной памяти;

2. интеграция памяти с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер;

3.формирование словесно-логической памяти;

4. развитие элементов произвольной памяти;

5. формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную (мнемическую) деятельность.

В дошкольном возрасте преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память. Дети легко запоминают то, что можно наглядно представить в виде образов, что им интересно, эмоционально и личностно значимо. Развитие памяти дошкольника связано с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.

Представления памяти часто отрывочны и бессистемны, очень динамичны. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но информация сохраняется непродолжительное время. В дошкольном возрасте происходит развитие разных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической. Чем лучше развиты мышление и речь, тем точнее происходит воспроизведение информации.

Память ребенка приобретает элементы произвольности примерно в 4-хлетнем возрасте. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели – запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить, использовать простейшие мнемические приемы запоминания, осуществляет самоконтроль. Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». Дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, включенностью в игровую деятельность.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых. Развитие произвольной памяти связано с развитием регулирующей функции речи и волевых механизмов поведения и деятельности.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

1) степени освоения соответствующих мыслительных операций;

2) содержания и характера материала;

3) характера обучения – только при его организации запоминание становится логическим;

4) наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Таким образом, память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущим познавательным процессом.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 368.