1. Работа по учебнику.
Задание № 28 (с. 54).
– Рассмотрите рисунки в учебнике.
– Сколько квадратов на первом рисунке? (Четыре.)
– Назовите их. (АХOY, АМКВ, APSN, AEДС.)
– Сколько квадратов на втором рисунке? (Шесть.)
– Назовите их. (АЕСР, ДМКВ, АМОД, МОКЕ, КОВС, ВОДР.)
2. Самостоятельная работа по карточкам (5–7 мин).
Задание № 1.
Дорисуй круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:
Задание № 2.
Вставь пропущенные слова и числа так, чтобы высказывания соответствовали рисунку:
а) Справа … 8 кругов … , чем слева.
б) Справа кругов … 3 … , чем слева.
в) Слева … 8 кругов … , чем справа.
3. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 95.
В помощь слабоуспевающим учащимся можно предложить следующую карточку-помощницу:
Длины отрезков: 3 см и 6 см.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки квадратов.
Домашнее задание: учебник, № 17, 29.
Урок 88
ВО СКОЛЬКО РАЗ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
Цели: совершенствовать умения решать составные задачи на кратное и разностное сравнение; закреплять умения вычислять периметр и площадь прямоугольника; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте в «окошки» знаки действий, чтобы получились верные равенства.
9 ∙ 8 = 80 □ 8 9 ∙ 9 = 90 □ 9
9 ∙ 8 = 9 □ 9 □ 9 9 ∙ 9 = 9 □ 8 □ 9
9 ∙ 8 = 90 □ 18 9 ∙ 9 = 9 □ 9 □ 9 □ 9 + 45
2. Задачи.
а) Цена килограмма яблок – 6 р. Какое наибольшее количество яблок можно купить, имея 50 р.?
б) С огорода принесли 24 помидора. Четвертую часть их израсходовали для приготовления салата. Сколько помидоров пошло на салат?
3. Геометрия на спичках.
а) Сложите такую фигуру. Сколько в ней квадратов? Какие еще есть многоугольники? Сколько их?
б) Уберите две палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
в) Уберите одну палочку так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники? Сколько их? Найдите два решения.
г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
д) Уберите три палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите два решения.
е) Переложите две палочки так, чтобы стало 2 квадрата.
4. Как связаны числа с рисунками?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем решать задачи и повторим отношения «больше (меньше) в несколько раз», «во сколько раз больше (меньше)».
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Учащиеся читают текст в учебнике (с. 52).
– Выполните рисунок к данному тексту.
– Почему детей оказалось в 2 раза больше, чем взрослых?
Задание № 15 (с. 52).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выполните рисунок к данному условию.
– Надо ли выполнять действие, чтобы ответить на вопрос задачи?
– Во сколько раз детей больше, чем взрослых? (так как на каждого взрослого приходится 7 детей, то детей в 7 раз больше, чем взрослых; взрослых в 7 раз меньше, чем детей.)
Задание № 16 (с. 52).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что надо узнать?
– Запишите кратко условие этой задачи.
Запись:
– Можно ли ответить на этот вопрос, не зная, что детей трое? (Нельзя, так как мы не знаем, сколько было игрушек.)
Скорее всего, учащиеся предложат решить задачу так.
Решение:
1) Сколько всего игрушек у детей?
5 · 3 = 15 (шт.).
2) Во сколько раз игрушек больше, чем детей?
15 : 3 = 5 (раз).
Ответ: в 5 раз больше.
Для того чтобы наметить другой путь решения, надо ситуацию, представленную в задаче, смоделировать на фишках. Сначала выложим в ряд столько желтых фишек, сколько всего играло детей:
Под каждой желтой фишкой выложим в столбик столько красных фишек, сколько игрушек было у каждого ребенка:
Игрушек 5 раз по столько, сколько детей. Значит, игрушек в 5 раз больше, чем детей.
Дополнительно спросите у учащихся: «Изменится ли ответ, если играть будут 6 детей, но игрушек у каждого опять будет по 5?» (Нет. Игрушек снова будет в 5 раз больше, чем детей.) «А изменится ли ответ, если играть будут трое детей, но игрушек у каждого будет 7?» (Да. Игрушек будет в 7 раз больше, чем детей.)
Делаем вывод: ответ на вопрос задачи не зависит от числа играющих детей. Важно только, сколько игрушек у каждого ребенка.
Задание № 17 (с. 52).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Надо выполнять действия, чтобы узнать, «во сколько раз книг больше, чем полок». (Не надо, так как ясно, что книг в 20 раз больше, чем полок.)
– Можно ли узнать, на сколько число полок меньше числа книг? (Нельзя, так как в задаче неизвестно, сколько было книг.)
– Ответьте на этот вопрос задачи, если полок было 5.
Запись:
Решение:
1) 20 · 5 = 100 (шт.) – книг.
2) 100 – 5 = 95 (шт.) – меньше полок, чем книг.
Ответ: на 95 шт. меньше.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 100.
Учащиеся вполне могут самостоятельно справиться с заданием, но предварительно обсудите с ними план выполнения работы:
1. Разбить фигуру на квадраты площадью 1 см2. Для этого каждую сторону четырехугольника разделить точками на последовательные отрезки длиной 1 см и через отмеченные точки провести горизонтальные и вертикальные отрезки.
2. Подсчитать площадь фигуры в квадратных сантиметрах.
3. Определить длину каждой стороны четырехугольника в сантиметрах.
4. Вычислить периметр фигуры.
Задание № 98.
Разбейте это задание на варианты. Для того чтобы учащимся было легче справиться с работой, подскажите им, что раскрашивание удобно начинать с того ряда, в котором уже есть цветной шар.
V. Самостоятельная работа по теме урока.
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунки в учебнике.
– Измерьте длину каждого отрезка.
– Объясните, что обозначают выражения:
12 : 6 6 : 2 12 : 2
Задание № 2.
– Рассмотрите рисунок.
– Какие арифметические действия нужно выполнить, чтобы ответить на вопросы?
а) Во сколько раз слева кругов меньше, чем справа?
б) На сколько слева кругов меньше, чем справа?
в) На сколько справа кругов больше, чем слева?
г) Во сколько раз справа кругов больше, чем слева?
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вычислить площадь фигуры?
– Как найти периметр четырехугольника?
Домашнее задание: № 96 (рабочая тетрадь).
Урок 89
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ
И УМЕНЬШЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ
Цели: учить решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; продолжить формирование умений находить симметричные фигуры, строить оси симметрии; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. По какому признаку можно разбить ряды чисел на две группы?
8, 16, 24, 32, 40, 48, …
7, 14, 21, 28, 35, 42, …
4, 12, 20, 28, 36, 44, …
2, 10, 18, 26, 34, 42, …
4, 11, 18, 25, 32, 39, …
5, 13, 21, 29, 37, 45, …
2. Задача.
В спортивный лагерь приехали школьники, тренеры и воспитатели, всего 96 человек. Тренеров было 4 человека, воспитателей столько же. Сколько было школьников?
3. Геометрия на спичках.
а) Уберите две палочки так, чтобы квадратов не осталось. Какие остались многоугольники? Сколько их?
б) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Какие еще остались многоугольники? Сколько их?
в) Переложите три палочки так, чтобы в получившейся фигуре оказался 1 квадрат. Найдите разные решения. Какие еще получились многоугольники?
г) Переложите три палочки так, чтобы получилась другая фигура из четырех квадратов.
III. Сообщение темы урока.
Задача.
Тетрадь в 6 раз дешевле книги, а ручка в 3 раза дороже тетради.
Выберите схему, которая соответствует данному условию, и ответьте на следующие вопросы.
Во сколько раз:
а) тетрадь дешевле ручки?
б) ручка дешевле книги?
– Сегодня на уроке будем решать задачи с соотношениями «в несколько раз больше», «в несколько раз меньше».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 478.