Учитель проводит фронтальную работу по составлению таблицы деления на 5.
– Вставьте пропущенные числа в «окошки», чтобы равенства были верными.
5 · 1 = | 5 · 2 = | 5 · 3 = | 5 · 4 = |
: 5 = | : 5 = | : 5 = | : 5 = и т. д. |
Далее учащиеся сравнивают свою таблицу с таблицей деления на 5 (учебник, с. 7).
Задание № 12 (с. 7).
Используя таблицу умножения и деления на 5, учащиеся выполняют деление.
Задание № 14 (с. 7).
Запись: 0 · 5 = 0
0 : 5 = 0
– Объясните, какое число получилось. Почему?
Задание № 16 (с. 7).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите условие задачи в таблице.
Количество в 1 клетке | Количество клеток | Всего хомячков |
? х. одинаковое ? х. | 5 кл. | 20 х. |
3 кл. | ? х. |
Решение: 1) 20 : 5 = 4 (х.) – в 1 клетке.
2) 4 · 3 = 12 (х.) – в 3 клетках.
Ответ: 4 хомячка, 12 хомячков.
Задание № 17 (с. 7).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Заполните таблицу:
Количество фото на 1 с. | Количество страниц | Всего фото |
5 ф. | ? с. | 30 ф. |
одинаковое | ? с. | 15 ф. |
Решение: 1) 30 : 5 = 6 (с.) – заняли 30 фото.
2) 15 : 5 = 3 (с.) – заняли 15 фото.
Ответ: 6 страниц, 3 страницы.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 5.
Все вычисления учащиеся выполняют устно, но так как они еще незнакомы со знаками «>» и «<», то решение оформляется так:
5 · 3 меньше 3 · 6
7 · 5 больше 7 · 4
8 · 5 равно 5 · 8
Сильные учащиеся выполняют сравнение, не производя вычисления.
Задание № 7.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу разными способами.
Решение:
I способ:
1) 1 · 5 = 5 (р.).
2) 5 + 5 = 10 (р.) или 5 · 2 = 10 (р.).
– Монетой какого достоинства можно заменить все Катины монеты по 1 рублю? (Одной монетой достоинством 5 рублей.)
– Сколько действий теперь надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно действие.)
II способ:
1) 5 · 2 = 10 (р.).
– Какой способ решения вам понравился больше?
2. Работа по учебнику.
Задание № 35 (с. 12).
– Какие фрукты лежат на тарелке?
– Обозначим название этих фруктов первой буквой. (Я – яблоко, Г – груша, А – апельсин.)
– Сколькими способами можно выбрать один плод? (Тремя способами.)
– Как изменится решение, если на тарелке лежат яблоко и апельсин?
– Как изменится решение, если на тарелке лежат яблоко, апельсин, груша и банан?
Задание № 36 (с. 12).
После чтения задания учитель проводит беседу.
– Чему равна сумма двух чисел? (32.)
– Что вам известно про одно слагаемое?
При затруднении в решении учитель использует карточку-помощницу.
Решение: 32 – 20 = 12.
Значит, сложим числа 20 + 12 и получим 32.
Задание № 37 (с. 12).
Все фигуры, изображенные на чертеже, – многоугольники. Данное задание можно использовать для тренировки учащихся в выполнении логической операции классификации. Попросите детей разбить фигуры на группы так, чтобы в каждой были многоугольники с равным числом сторон (а значит, и углов, и вершин). Получатся 2 группы:
I группа – фигуры 3, 4 и 1 – четырехугольники.
II группа – фигура 2 – пятиугольник.
Задание № 38 (с. 12).
Каждое число в нижней клетке является результатом умножения числа в верхней клетке на такое же число, поэтому в пустую клетку надо поставить число 25 : 5 · 5 = 25.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки четырехугольника.
– Назовите признаки пятиугольника.
Домашнее задание: № 13, 15 (учебник); № 2, 3 (рабочая тетрадь).
Урок 55
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа
Цели урока : ввести понятие «пятая часть числа»; учить находить пятую часть числа действием деление; совершенствовать навыки построения геометрических фигур; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел:
а) 99, 78, 57, … , … , … ;
б) 15, 30, 45, … , … , … ;
в) 1, 11, 23, 37, … , … , … ;
г) 12, 24, 36, … , … , … ;
д) 87, 76, 65, … , … , … .
2. Задача.
Подумайте, что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой?
1) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9 девочек. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
2) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?
3) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?
3. Назовите пары отрезков, у которых одинаковая длина. Проверьте себя!
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите иллюстрации на доске:
– Какая часть круга закрашена на каждом рисунке?
– Сегодня на уроке мы научимся находить пятую часть числа.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 443.