– Используя фишки, выполните действие: 20 : 5.
20 : 5 = 4.
– Покажите пятую часть числа 20.
– Чему она равна?
– Как найти пятую часть какого-нибудь числа? (Надо это число разделить на 5.)
Далее учащиеся читают правило на с. 8 учебника.
Задание № 21 (с. 8).
– Что значит найти пятую часть числа?
Решение:
10 : 5 = 2 | 35 : 5 = 7 |
40 : 5 = 8 | 20 : 5 = 4 и т. д. |
Задание № 22 (с. 8).
– Можно ли сразу узнать длину пятой части отрезка 3 дм 5 см? (Нет, так как надо длину данного отрезка выразить в сантиметрах.)
Решение: 1) 3 дм 5 см = 35 см;
2) 35 : 5 = 7 (см) – пятая часть отрезка.
Ответ: 7 см.
Задание № 23 (с. 9).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что вам известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Решение: 1) 6 + 4 = 10 (р.) – поймал.
2) 10 : 5 = 2 (р.) – отдал.
Ответ: 2 р.
Задание № 24 (с. 9).
– Что известно в задании?
– Составьте схему к условию задания.
Решение: 9 · 5 = 45 (м).
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 40 (с. 13).
Первая часть задания продолжает линию логических задач на перебор возможных вариантов решения.
Возможные варианты оплаты покупки:
1. За ластик: монетами 1 р. и 2 р. – 1 вариант.
2. За карандаш: монетами 1 р., 2 р. и 2 р. или монетой 5 р. – 2 варианта.
3. За блокнот: монетами 1 р., 2 р., 2 р. и 5 р. или монетами 5 р. и 5 р. – 2 варианта.
Для того чтобы ответить на вопросы второй части задания, необходимо предварительно выполнить ряд вычислений:
1. 1 + 2 + 2 + 5 + 5 = 15; 15 р. – всего денег было у Юли.
2. 1) 5 + 10 = 15; 15 р. – стоимость карандаша и блокнота.
2) 15 р. = 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку карандаша и блокнота.
3. 1) 5 · 2 = 10; 10 р. – стоят два карандаша.
2) 10 + 3 = 13; 13 р. – стоят два карандаша и ластик.
3) 13 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку двух карандашей и ластика.
4. 1) 3 · 3 = 9; 9 р. стоят три ластика.
2) 9 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку ластиков.
5. 1) 3 + 5 + 10 = 18; 18 р. – стоимость всех трех предметов.
2) 18 р. больше 15 р., значит, Юле не хватит денег на покупку всех трех предметов.
Разобрать задание вместе с классом можно во время устной фронтальной работы.
Задание № 41 (с. 13).
– Какие фигуры необходимо построить?
– Как они расположены?
Чертеж:
Задание № 42 (с. 13).
Разобрать и решить задачу можно устно, фронтально. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, надо сначала выяснить, сколько всего примеров записано на карточке. Сделать это можно по-разному: просто последовательно пересчитать примеры или найти их число вычислением. (Способ 1: на карточке 2 столбика по 6 примеров. Всего: 2 · 6 = 12 примеров. Способ 2: на карточке 6 строк по 2 примера. Всего: 6 · 2 = 12 примеров.)
Теперь можно ответить на вопрос задачи. 12 примеров записали по 4 в столбик, значит, в каждом столбике будет 3 примера (12 : 4 = 3).
В качестве дополнительного задания можно предложить устно выполнить все вычисления на карточке.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 176.
Запись: Решение: 2 · 3 = 6 (д.) – всего.
Ответ: 6 деревьев.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти пятую часть числа?
Домашнее задание: № 18, 19 (учебник); № 8, 14 (рабочая тетрадь).
Урок 56
Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.
Самостоятельная работа
Цели урока : закреплять знание табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5; совершенствовать умение находить доли числа действием деление; познакомить учащихся с историей русских мер массы; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».
2. Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?
На верхней полке 10 книг. На нижней – столько же. Сколько книг на нижней полке? |
На верхней полке 10 книг. На нижней – столько же. Сколько книг на двух полках? |
3. Догадайтесь, какому из прямоугольников соответствует каждое выражение и что оно обозначает:
(3 · 2) + (8 · 2) | 3 · 4 | (4 · 2) + (3 · 2) |
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы будем совершенствовать умение находить пятую часть числа действием деление.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Статья «Путешествие в прошлое» (с. 10).
Из истории мер массы.
Система мер у русского народа
– Сегодня мы узнаем, как люди научились определять массу различных предметов. Определите, что весит больше: карандаш или тетрадь? Теперь возьмите 8 карандашей в одну руку и тетрадь в другую. Что получилось? Значит, 1 тетрадь весит 8 карандашей. Вот мы и придумали новую единицу массы – «1 карандаш». Теперь в «карандашах» можно измерять все что угодно. Так поступали древние торговцы, используя различные подручные средства. Например, на Руси древнейшей мерой массы была гривна (или фунт) – кусок металла, масса которого по нынешним меркам равна примерно 410 граммам. Фунт делится на 96 золотников. Почему именно на 96, ведь гораздо проще было бы использовать круглое число? Оказывается, древние гири весили 1, 2, 3, 6, 12, 24, 48 золотников. Если все гири сложить вместе, то получится 1 + 2 + 3 + 6 + 12 + 24 + 48 = 96 золотников. Так, 1 золотник весил примерно 4 грамма. Помните пословицу: «Мал золотник, да дорог»? Действительно, золотник весил очень мало.
В аптекарском деле применялась унция, которая равна примерно 30 граммам. Чтобы измерить более тяжелые предметы, использовался пуд, который равнялся 40 фунтам, или 16 кг, тонна (столько весила бочка с жидкостью), берковец (корзина, заполненная доверху).
Далее учитель предлагает решить старинные задачи (с. 10 учебника).
Решение первой старинной задачи следующее: 5 · 2 = 10, то есть 10 пудов. С ней могут справиться даже самые слабоуспевающие ученики. Сильным же детям в качестве дополнительной работы можно предложить такое задание: «Сколько примерно килограммов зерна получил крестьянин с каждой копны ржи? Решите задачу с помощью микрокалькулятора». Для того чтобы ответить на вопрос, ученики должны воспользоваться материалом рубрики «Путешествие в прошлое», в котором говорится, что 1 пуд – это примерно 16 кг. Так как с каждой копны получили по 5 пудов, то это примерно 16 · 5 = 80, то есть 80 кг зерна.
Перед решением второй старинной задачи надо обратить внимание детей на то, что пятак – это медная монета достоинством 5 копеек.
Решение: 5 · 4 = 20.
Ответ: мальчик получил одну серебряную монету достоинством 20 копеек.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 10.
Учитель может предложить карточки-помощницы.
– Решите данные примеры.
– Подчеркните только те примеры, ответы которых делятся на 5.
– Сравните числа, которые делятся на 5. Какой вывод вы можете сделать?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 450.