Учащиеся вставляют числа в «окошки» примера на умножение и составляют пример на деление по образцу.
2 · 1 = | 2 · 2 = | 2 · 3 = | 2 · 4 = | 2 · 5 = |
: 2 = 1 | : 2 = | : 2 = | : 2 = | : 2 = 5 и т. д. |
– Как связаны между собой примеры на деление и умножение?
– Рассмотрите таблицу деления и умножения на 2 на с. 82 учебника. Расскажите, как она составлена.
Задание № 13 (с. 82).
Используя таблицу умножения на 2, учащиеся выполняют деление на 2.
Задание № 8 (с. 82).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче? Что требуется узнать?
– Выполните рисунок и запишите решение задачи.
Задание № 9 (с. 82).
– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Запись: Было – 40 л.
Взяли – ? л., 2 раза по 9 л.
Осталось – ? л.
Решение: 1) 9 · 2 = 18 (л) – взяли.
2) 40 – 18 = 22 (л) – осталось.
Ответ: 22 литра.
Задание № 10 (с. 82).
– Прочитайте задачу. Самостоятельно решите ее, выполнив рисунок к условию.
Запись:
Решение: 1) 2 · 5 = 10 (ч.)
2) 10 + 3 = 13 (ч.)
Ответ: 13 ч.
Задание № 12 (с. 82).
(Данное задание носит пропедевтический характер, т. е. предваряет введение понятия площади.)
– Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?
– Как называются данные фигуры?
– На сколько квадратов разделен каждый четырехугольник? Посчитайте разными способами.
Решение: | 3 + 3 = 6 | 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 18 | |
2 + 2 + 2 = 6 | 9 + 9 = 18 | ||
3 · 2 = 6 | 9 · 2 = 18 | ||
2 · 3 = 6 | 2 · 9 = 18 |
– Какие способы более удобны?
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 24 (с. 85).
Очень важно побудить учащихся перебирать возможные варианты костюма не хаотично, а по определенному плану.
Рассуждаем так: с первой юбкой можно составить три варианта костюма (если брать по очереди каждую из блузок). И со второй юбкой – три варианта. Следовательно, всего можно составить: 3 + 3 = 6 различных вариантов костюма.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 123.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
Решая эту задачу, учащиеся вспоминают практические способы выполнения действия деления. В тетради учащиеся рисуют стаканы замкнутой линией.
Далее, пересчитав «стаканы», учащиеся делают вывод, что их потребовалось шесть.
Запись: 12 : 2 = 6 (ст.).
Ответ: 6 ст.
Задание № 124.
На каждое блюдо «кладем» по очереди по одному пирожному, пока не разложим все шесть.
– Сколько пирожных получилось на каждом блюдце? (По три.)
При выполнении этой части задания слабоуспевающие дети могут пользоваться фишками.
Решение: 6 : 2 = 3 (п.).
Ответ: 3 п.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как связаны между собой умножение и деление?
Домашнее задание: № 22 (учебник); № 121, 122 (рабочая тетрадь).
Урок 45
Умножение и деление на 2. Половина числа
Цели урока : ввести понятие «половина числа»; показать способ нахождения доли числа действием деления; совершенствовать навыки решения составных задач; продолжить формирование умений по решению практических задач о взаимном расположении фигур на плоскости; развивать умение рассуждать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько фигур на чертеже?
– Четырехугольников? (5.)
– Треугольников? (4.)
2. Заполните цепочку:
3. Решите задачу.
Лена прыгнула через скакалку 25 раз, Маша – 35 раз, Таня – 30. На сколько больше прыжков сделала Маша, чем Таня? На сколько меньше прыжков сделала Лена, чем Маша?
Что обозначают выражения, записанные по условию задачи?
а) 25 + 30 | б) 35 + 30 |
в) 25 + 30 + 35 | г) 30 – 25 |
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертеж:
– Как называется эта фигура?
– Сколько клеток содержит этот четырехугольник?
– Закрасьте половину этой фигуры. Сколько клеток будет в половине данного четырехугольника?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как найти половину числа.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 456.