Справочный материал для учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кругом называется фигура, состоящая из всех точек плоскости, расстояние от которых до данной точки не больше данного. Эта точка называется центром круга, а данное расстояние – радиусом круга. Границей круга является окружность с теми же центром и радиусом.

Домашнее задание: № 13 (учебник); № 109 (рабочая тетрадь).

Урок 38
Окружность, ее центр и радиус.
Окружность и круг

Цели урока : продолжить формирование умений строить окружности с помощью циркуля; совершенствовать навыки решения задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»; вести подготовительную работу по выделению среди четырехугольников группы прямоугольников; развивать логическое мышление и умение обобщать.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Рассмотрите фигуры. Определите, чем каждая следующая отличается от предыдущей. Нарисуйте четвертую фигуру, не нарушая закономерности.

2. Решите задачу.

Витя и Дима играют в бадминтон. Первая партия закончилась со счетом 11 : 5 в пользу Вити. Вторая партия – со счетом 11 : 7 в пользу Димы.

а) Кто набрал очков больше?

б) На сколько у одного мальчика очков больше, чем у другого?

– Подумайте, на какой из этих вопросов можно ответить, не выполняя арифметического действия.

3. Вставьте знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.

12 … 5 …2 = 9 6 … 8 … 6 = 8
16 … 9 … 2 = 9 12 … 9 … 5 = 8
11 … 7 … 5 = 9 12 … 3 … 1 = 8
13 … 7 … 3 = 9 17 … 4 … 5 = 8

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

– Чем похожи и чем отличаются рисунки слева и справа?

Учащиеся. Слева и справа нарисованы замкнутые кривые линии. На каждой из них отмечены 4 точки. Точка О находится внутри замкнутой линии на левом и на правом рисунках.

– Вы назвали признаки, по которым рисунки похожи. А чем они отличаются?

Учащиеся. На левом рисунке все точки, которые отмечены на замкнутой кривой, находятся на одинаковом расстоянии от точки О, а на правом рисунке это условие не выполняется.

– Поставьте на одной и на другой линии слева еще 4 любые точки. На каком расстоянии от точки О они будут находиться?

Замкнутая кривая слева – окружность.

Точка О – центр окружности.

– С помощью какого инструмента можно провести окружность?

– Сегодня на уроке будем закреплять умение строить окружности.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Задание № 12 (с. 74).

– Рассмотрите чертеж. Что здесь изображено? (Многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.)

– Назовите более точное название этой фигуры. (Квадрат.)

– Укажите свойства квадрата.

– Сравните с помощью циркуля длины сторон квадрата. Какой вывод можно сделать?

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны

– Сколько измерений надо выполнить, чтобы найти периметр квадрата? (Одно измерение.)

– Как вычислить периметр многоугольника?

– Найдите периметр квадрата.

Задание № 14 (с. 74).

– Рассмотрите рисунок. Что вы узнали?

– Прочитайте текст задания. Что требуется узнать?

– Запишите условие задачи в таблицу.

Наименование товара Цена Количество Стоимость
Печенье 12 р. 3 п. ? р.
Шоколад 18 р. 2 пл ? р.
Конфеты 56 р. 1 к.  
Вафли 10 р. 2 п. ? р.

Было – 50 рублей.

Решение:

1. Сколько стоят 2 плитки шоколада?

18 + 18 = 36 (р.).

2. Сколько стоят пачка печенья и шоколадка?

12 + 18 = 30 (р.).

3. Сколько стоят пачка вафель, пачка печенья и плитка шоколада?

10 + 12 + 18 = 40 (р.).

4. Сколько стоят 3 пачки печенья?

12 + 12 + 12 = 36 (р.).

5. Сколько стоят 2 пачки вафель, шоколадка и пачка печенья?

10 + 10 + 18 + 12 = 50 (р.).

Задание № 16 (с. 75).

– Прочитайте задание. Выполните рисунок к условию.

– Остался ли в коробке хотя бы один красный шар? (Да.)

– Мог ли остаться в коробке хотя бы один зеленый шар? (Мог остаться, если бы взяли все красные шары или два красных и один зеленый.)

V. Самостоятельная работа по теме «Окружность, ее центр и радиус».

Задание № 1.

– Выберите рисунок, на котором все точки линии находятся на одинаковом расстоянии от точки О.

– Как называется такая линия?

Задание № 2.

– Рассмотрите рисунки.

– Как получили такие красивые узоры?

– Попробуйте начертить такие же узоры.

– Придумайте свои узоры из окружностей.

Задание № 3.

– Измерьте длину радиусов каждой окружности:

– Что о них можно сказать? (Радиусы одной окружности равны между собой.)

– Начертите несколько своих окружностей и проведите в каждой несколько радиусов. Радиусы каждой из них равны?

– Вы согласны, что все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от ее центра? Объясните свой ответ.

Задание № 4.

Можно ли провести окружность с центром в точке О так, чтобы она проходила через точки А, В, С, D?

Задание № 5.

Какие точки лежат на окружностях:

а) с центром в точке О и с центром в точке М?

б) с центром в точке М и с центром в точке К?

VI. Итог урока.

– Рассмотрите рисунок 1 на доске.

– Что на нем изображено?

– Как называется отрезок ОА?

– Подумайте, есть ли на рисунке другие радиусы этой окружности?

– Назовите их. (ОВ, OD, OC, OK.)

– Что же такое радиус? (Радиус – это отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности.)

– Рассмотрите второй рисунок на доске.

– Назовите имена линий, которые не являются радиусами. (СВ, OY, OX, OК, РК.)

– Начертите окружность с радиусом 4 см. Проведите в ней красным цветом 3 радиуса, синим столько же отрезков, которые не являются радиусами.

Домашнее задание: № 113 (рабочая тетрадь).

Урок 39
Взаимное расположение фигур на плоскости

Цели урока : показать учащимся на примерах различные случаи возможного расположения фигур на плоскости: фигуры накладываются одна на другую (пересекаются), расположены отдельно одна от другой (не пересекаются); ввести понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сравнивать и рассуждать.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Сколько четырехугольников изображено на чертеже?

Ответ: 5.

2. Какие числа должны стоять в пустых клетках такого треугольника?

3. Решите задачу.

В круглом аквариуме 20 рыбок, а в прямоугольном – 6. На сколько в прямоугольном аквариуме меньше рыбок, чем в круглом?

4. Вычислите массы и покажите отношения: синим – «Я легче тебя», зеленым – «Наши массы равны», красным – «Я не легче тебя».

– На сколько свинья тяжелее кота?

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите чертеж на доске:

– Какие фигуры здесь изображены?

– Укажите признаки окружности, треугольника, четырехугольника.

– Какая фигура лежит сверху?

– Какие трудности у вас возникли?

– Сегодня на уроке мы рассмотрим взаимное расположение фигур на плоскости.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 508.