1. Работа по учебнику.
Задание № 4 (с. 68).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Как вычислить периметр многоугольника?
– Можно сразу вычислить периметр? Что еще надо узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее по действиям.
Решение:
1) 15 – 5 = 10 (см) – длина третьей стороны.
2) 12 + 15 + 10 = 37 (см) – периметр.
О т в е т: 37 см.
Задание № 5 (с. 68).
– Прочитайте задачу.
– Что вам известно?
– Что надо узнать? Как иначе можно сформулировать данный вопрос? (Найдите периметр четырехугольника.)
– Можно сразу вычислить периметр этого многоугольника?
Запись: 15 + 15 + 15 + 15 = 60 (см).
О т в е т: 60 см.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 99.
– Рассмотрите чертеж. Как называется эта фигура?
– Что известно? (Длина первой, второй и третьей сторон четырехугольника и периметр.)
– Что требуется узнать? (Длину четвертой стороны.)
Решение задачи рекомендуется оформить следующим образом:
О т в е т: 28 м 3 дм.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 10 (с. 69).
Учащиеся выполняют вычисления:
Задание № 13 (с. 70).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
Учащиеся выполняют схему к условию.
Используя фишки, учащиеся решают задачу.
Задание № 15 (с. 70).
Учащиеся выполняют вычисления столбиком.
Если в случаях 2 и 4 у учащихся возникнут трудности в выборе арифметического действия, то ситуацию, представленную в задании, можно проиллюстрировать графической схемой:
Задание № 17 (с. 71).
Задание направлено на развитие внимания учащихся. На чертеже изображено 7 кругов.
VI. Путешествие в прошлое.
Учащиеся читают текст на с. 71.
– Перед тем как читать зашифрованное высказывание Галилея, надо найти ключ к шифру. А сделать это можно, разобравшись в таблице после текста. (Шифр: каждому многоугольнику определенной формы и цвета соответствует определенная буква.)
Слова великого ученого: Язык природы есть язык математики.
Справочный материал для учителя
Галилео Галилей (1564–1642)
Галилео Галилей – великий итальянский физик, математик, инженер и астроном, один из основателей современного естествознания. Еще подростком познакомился Галилей с трудами древнегреческих ученых – Аристотеля, Архимеда, Евклида – и в 20 лет, оставив медицину, которую изучал и Пизанском университете, погрузился в занятия физикой и астрономией. Галилей был профессором математики и физики в крупнейших итальянских университетах. Его научная деятельность и огромной важности открытия оказали решающее влияние на развитие механики, оптики, астрономии. Он создал раздел науки о движении – кинематику, законы которой вывел из точных экспериментов; сформулировал некоторые принципы классической механики; развил законы статики; заложил основы небесной механики.
Открытия Галилея в астрономии буквально потрясли современников. Они стали первыми неопровержимыми доказательствами правильности гелиоцентрической теории Коперника, которую Галилей страстно защищал и пропагандировал, несмотря на жестокие гонения со стороны церкви. При наблюдении неба Галилей использовал совершенно новый инструмент – телескоп, который построил сам на основе только что изобретенной тогда (1609) в Голландии зрительной трубы. Увеличение своих телескопов Галилей довел от 3-кратного до 32-кратного.
Галилей обнаружил фазы у Венеры и открыл четыре спутника Юпитера (их называют галилеевскими). Наблюдая Луну, Галилей обнаружил, что на ней есть горы, долины, глубокие пропасти, т. е. поверхность Луны по своему рельефу похожа на поверхность Земли. Телескоп Галилея впервые разложил на звезды некоторые туманные пятна на небе. Так, сплошное сияние Млечного Пути оказалось гигантским скоплением звезд. Вообще, при телескопических наблюдениях стало видно громадное количество звезд и впервые была постигнута их колоссальная удаленность. Галилею принадлежит открытие ярких пятен – флоккулов на Солнце, перемещение которых подтвердило незадолго до того обнаруженное вращение этого светила. Все наблюдения Галилей описал в небольшой работе «Звездный вестник». Убедившись в справедливости системы Коперника, Галилей посвятил ей свое основное астрономическое сочинение «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» (1632). Оно было резко осуждено церковью (система Коперника с 1616 г. находилась под запретом). Престарелого ученого принудили к публичному покаянию, и последние годы жизни он провел под домашним арестом и надзором инквизиции. «Диалог» Галилея вошел и историю естествознания как символ гражданского мужества ученого и как яркая демонстрация торжества учения Коперника о Вселенной.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как вычислить периметр треугольника?
– Как вычислить длину стороны треугольника, если известны периметр и две другие стороны?
Домашнее задание: № 12 (учебник); № 98 (рабочая тетрадь).
Урок 35
Периметр многоугольника
Цели урока : совершенствовать навыки решения задач на вычисление периметров любых многоугольников; продолжить формирование вычислительных навыков; закреплять навыки измерения длин сторон многоугольников и построение многоугольника с помощью линейки; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько треугольников изображено на рисунке?
Ответ: 5.
2. Заполните фишки.
3. Решите задачу.
Стоят 6 стаканов в ряд, первые 3 из них с водой.
Как переставить 2 стакана так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались?
4. Рассмотрите чертежи.
– Догадайтесь, по какому признаку можно разбить эти фигуры на группы.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим закреплять навыки вычислений периметра многоугольника.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Задание № 6 (с. 68).
– Рассмотрите чертеж. Какие фигуры здесь изображены?
– Что такое многоугольник?
– Как определить название каждого многоугольника? (Посчитать количество углов, вершин или сторон.)
– Как называются данные многоугольники?
– Что такое периметр многоугольника?
– Что надо знать, чтобы вычислить периметр?
– Выполните необходимые измерения и вычислите периметр многоугольников.
Задание № 14 (с. 70).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
Учащиеся выполняют схему к данной задаче.
Решение:
I способ.
1) Сколько ведер воды наливается за 2 часа через верхний кран?
12 + 12 = 24 (в.).
2) Сколько ведер воды выливается за 2 часа через нижний кран?
8 + 8 = 16 (в.).
3) Сколько ведер воды останется в баке?
24 – 16 = 8 (в.).
II способ.
1) 12 – 8 = 4 (в.) – воды остается в баке за час.
2) 4 + 4 = 8 (в.) – воды остается в баке за 2 часа.
Ответ: 8 ведер.
Задание № 16 (с. 70).
Учащиеся восстанавливают примеры:
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 102.
При выполнении задания лучше всего искать не каждую отдельную цифру числа, а все неизвестное число. Рассмотрим случай:
Изобразим «машину»:
В «машину» ввели число 60, «машина» вычла из него какое-то число. Вышло число 25. Сколько вычла «машина»? Из «машины» вышло число, меньшее 60. На сколько? На столько, сколько вычла «машина». Как это узнать? Нужно из большего числа (60) вычесть меньшее (25):
Значит, неизвестное число – 35.
Далее выполняем проверку. Если нет калькулятора, проверку можно сделать так:
Аналогично можно рассуждать в остальных случаях.
Задание № 104.
Задание является подготовительным к теме «Взаимное расположение фигур на плоскости».
Воспользовавшись линейкой, учащиеся убеждаются, что луч пересекает стороны пятиугольника в двух точках – А и В.
V. Самостоятельная работа по карточкам.
Найдите периметр каждой фигуры.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: № 105 (рабочая тетрадь).
Урок 36
Окружность, ее центр и радиус
Цели урока : познакомить учащихся с понятием «окружность»; ввести термины «центр окружности», «радиус окружности»; рассмотреть построение окружности с помощью циркуля; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Рассмотрите фигуры. Определите, чем каждая следующая отличается от предыдущей. Нарисуйте четвертую фигуру, не нарушая закономерности.
2. В каждой из трех ваз стояли цветы: или колокольчики, или васильки, или ромашки. В первой вазе не было ромашек, во второй не было ни ромашек, ни васильков. Какие цветы стояли в каждой вазе?
3. Расшифруйте слово.
82 + 6 | В | 20 – 3 | О | |
67 – 6 | К | 10 + 30 | Е | |
49 – 40 | Т | 9 + 6 | Ц |
15 | 88 | 40 | 9 | 17 | 61 |
Ц | В | Е | Т | О | К |
4. Сколько четырехугольников на чертеже?
Ответ: 6.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите фигуры, данные на доске:
– Найдите «лишнюю» фигуру. (Номер 2.)
– Как она называется?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием «окружность».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 580.