IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание № 1 (с. 46).

Рассмотрите, используя цветные палочки, пример сложения чисел 23 и 12. Для этого составляются два «поезда», обозначающие числа 23 и 12, затем к первому «поезду» прицепляются слева 1 оранжевый «вагон», а справа – 2 белых «вагона». Получается «поезд», в котором 3 оранжевых и 5 белых «вагонов». Этот «поезд» обозначает число 35.

– Сформулируйте правило сложения двузначных чисел. (Правило поразрядного сложения: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.)

– Подходит ли это правило для случаев вида 23 + 12? (Да.)

– При сложении  удобно записывать одно под другим (десятки под десятками, а единицы под единицами). Тогда становится видно, какие разрядные единицы нужно складывать. Такой способ называют «записью столбиком».

– Рассмотрите образцы сложения двузначных чисел в столбик на с. 46.

– Напишем первое число – 23 и подпишем под ним второе число – 12 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы – под единицами. Складываем сначала единицы, а потом десятки: 3 и 2 – это 5 (единиц), 2 и 1 –
это 3 (десятка). Получается число 35.

Рассматривая сложение 46 и 3, обратите внимание на второе слагаемое; в числе 3 содержится 0 десятков 3 единицы, поэтому в сумме получается 4 десятка (4 десятка и 0 десятков – это 4 десятка) и 9 единиц.

Такие же пояснения рекомендуем дать и в случае сложения 3 и 46.

 


Памятка

Алгоритм сложения в столбик.

1. Записываем первое слагаемое.

2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками.

3. Складываем единицы.

4. Складываем десятки.

5. Читаем ответ.

Задание № 2 (с. 47).

Учащиеся работают в парах. Используя цветные палочки, они выполняют сложение двузначных чисел.

Задание № 2 (с. 47).

Учащиеся работают в паре. Используя цветные палочки, дети находят результат сложения.

30 + 16

ор. ор. ор. 30.

 

ор. б. б. б. б. б. б. 16.

О т в е т:

ор. ор. ор. ор. б. б. б. б. б. б. 46.

Задание № 3 (с. 47).

– Что обозначает в записи любого числа последняя цифра? (Число единиц.)

– Если надо определить, сколько единиц получится в результате сложения двух чисел, обязательно ли нам вычислять сумму этих чисел? (Нет.)

– Достаточно найти сумму чего? (Сумму единиц первого и второго чисел.)

Далее учащиеся устно выполняют вычисления.

Например, 32 + 40.

Вычисляют: «К 32 прибавить 40. В числе 32 – две единицы, а в числе 40 – нуль единиц. Находим сумму единиц: 2 + 0 = 2. Значит, сумма чисел 32 и 40 оканчивается цифрой 2».

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 67.

Учащиеся выполняют сложение двузначных чисел с объяснением, комментированием.

Задание № 68.

– Что обозначает запись 3 д.? (3 десятка.)

– Выполните сложение и запишите цифрами результаты сложения.

Учащиеся работают самостоятельно. Учитель проводит проверку.

2. Работа по учебнику.

Задание № 10 (с. 48).

Учащиеся выполняют вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел. Записывают вычисления в строчку.

Задание № 11 (с. 48).

– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему?

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Все ли данные понадобятся для решения этой задачи?

– Прочитайте остальные вопросы.

– Запишите кратко условие этой задачи.

Запись: Написал – ? к., 7 порт. и 9 пейз.

Отправил – ? к., 4 порт. и 5 пейз.

Решение:

1) 7 + 9 = 16 (к.) – всего нарисовал.

2) 4 + 5 = 9 (к.) – всего отправил.

3) 7 – 4 = 3 (к.) – осталось портретов.

4) 9 – 5 = 4 (к.) – осталось пейзажей.

5) 4 – 3 = 1 (к.) – меньше осталось портретов.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить сложение двузначных чисел столбиком?

Домашнее задание: № 9 (учебник).

Урок 22
Запись сложения столбиком

Цели урока : составить алгоритм сложения двузначных чисел столбиком; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и память.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. По какому признаку фигуры разбиты на две группы?

2. Разгадайте правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составьте по этому же правилу выражения для других столбиков и найдите их значения:

9 – 4 90 – 40 90 – 4 40 – 9 8 – 5  –   –   –  7 – 2  –   –   –  9 – 6  –   –   – 

3. Сравните тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются?

а) Миша сделал 15 флажков, а Коля на 5 флажков меньше. Сколько флажков сделал Коля?

б) Миша сделал 15 флажков, а Коля на 5 флажков больше. Сколько флажков сделал Коля?

– Правильно ли решены задачи? Какое равенство является решением одной и другой задачи?

4. Рассмотрите карточки с фишками.

а) Найдите рисунок, которому соответствует выражение

б) Запишите выражения, которые соответствуют каждому рисунку, и вычислите их значения.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем выполнять сложение чисел в столбик и выделять симметричные фигуры на чертеже.

IV. Работа над темой урока.

Задание № 4 (с. 47).

– Объясните, как выполнить сложение чисел в столбик. Какие знания вам для этого нужны?

– Вычислите, выполняя записи в столбик.

Вычисления учащиеся проводят с комментированием рассуждений.

Задание № 5 (с. 47).

– Что означает выражение «увеличь на 5 число»? (Надо выполнить сложение.)

– Вычисления запишите столбиком.

– Что объединяет данные записи? (Это сложение двузначного и однозначного числа.)

Задание № 8 (с. 47).

– Прочитайте задачу.

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Как узнать, сколько испекли пирожных?

– Выполните сложение в столбик.

– Сколько пирожных положили на каждый поднос?

Используя фишки, учащиеся находят ответ на вопрос.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 401.