– Что называют «задачей»?
– Назовите элементы задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ.)
– Как называются задачи, в которых данные для ответа на вопрос не используются? (С избыточными, лишними данными.)
– Как называются задачи, решение которых невозможно, так как данных не хватает?
Задание № 8 (с. 42).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Выделите и прочитайте условие.
– Найдите и прочитайте вопрос.
– Придумайте несколько вопросов к данному условию.
· Сколько наклеек собрала Аня? (30 + 20 = 50.)
· Сколько наклеек собрали все девочки вместе? (50 + 50 = 100.)
· На сколько меньше наклеек собрала Оля, чем Маша?
(30 – 20 = 10.)
· На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша?
(50 – 30 = 20.)
Учащиеся объясняют план решения всех составленных задач.
Анализ решения задачи: «Маша собрала 30 наклеек для журнала, Оля – 20 наклеек, а Аня – столько, сколько Маша и Оля вместе. На сколько больше наклеек собрала Аня, чем Маша?»
– Можно ли решить эту задачу, не выполняя вычислений? (Если у Ани столько же наклеек, сколько у Маши и Оли вместе, то у Ани наклеек больше, чем у Маши, на число Олиных наклеек, то есть на 20.)
Схема:
Задание № 9 (с. 42).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно в задаче?
– Что требуется узнать?
– Какие данные для ответа на вопрос не используются? (30 ягод земляники.)
– Измените вопрос задачи так, чтобы использовались все данные в задаче.
Вопросы:
· Сколько всего грибов и ягод нашла Ира?
· На сколько меньше грибов, чем ягод, принесла Ира?
Далее учитель предлагает решить все полученные новые задачи:
Решение:
1) 22 + 4 + 30 = 56 (шт.) – грибы и ягоды.
2) 22 + 4 = 26 (шт.) – принесла грибов.
3) 30 – 26 = 4 (шт.) – больше ягод, чем грибов.
О т в е т: 56 шт., на 4 ягоды больше.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 62.
– Прочитайте условие задачи.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие этой задачи.
Решение:
1) 20 + 27 = 47 (р.) – застеклили 1-й и 2-й стекольщики.
2) 47 – 5 = 42 (р.) – застеклил 3-й стекольщик.
Учитель может предложить учащимся решить данную задачу другим способом либо объяснить решение:
II способ: | III способ: |
1) 20 – 5 = 15 (р.) 2) 15 + 27 = 42 (р.) | 1) 27 – 5 = 22 (р.) 2) 20 + 22 = 42 (р.) |
2. Работа по карточкам.
Карточка 1.
– Рассмотрите чертежи. Какие геометрические фигуры здесь изображены? (Точки, отрезки, луч.)
– Назовите отрезки, которые лежат на луче АВ. (АК, КМ, АМ.)
– Назовите отрезки, которые не лежат на луче АВ. (XY, CD.)
– Назовите отрезки, которые пересекают луч АВ. (Отрезок CD.)
Если в последнем вопросе возникают затруднения у учащихся, то учитель проводит беседу.
– Какую фигуру называют «лучом»? Есть ли у луча начало и конец? (Нет конца, луч – это бесконечная фигура.)
– Значит, луч АВ можно продлить.
Для проверки учащиеся используют линейку.
Карточка 2.
– Закрасьте: восьмиугольники – зеленым, семиугольники – коричневым, шестиугольники – красным, четырехугольники – желтым, треугольники – голубым.
3. Работа по учебнику.
Задание № 17 (с. 44).
– Рассмотрите многоугольники.
– Объясните, по какому правилу они распределены в группы. (По количеству углов, сторон и вершин: треугольники, четырехугольники, пятиугольники.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки многоугольника.
Домашнее задание: № 66 (рабочая тетрадь).
Урок 20
Сложение и вычитание вида 26 ± 2, 26 ± 10
Цели урока : совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания, основанные на знании разрядов двузначных чисел; закреплять навыки составления и чтения математических граф; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Найдите значения выражений:
5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1
9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2
50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10
90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20
2. Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.
3. Прочитайте условие задачи:
У зайчика было 19 морковок. Он съел 5 морковок утром, а в обед еще 4.
– Подумайте, на какие вопросы вы сможете ответить, пользуясь этим условием:
а) Сколько всего морковок съел зайчик?
б) На сколько больше морковок зайчик съел утром, чем в обед?
в) На сколько меньше морковок зайчик съел в обед, чем утром?
г) Сколько яблок съел зайчик?
д) Сколько морковок у зайчика осталось?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке узнаем, как выполнять вычисления в примерах вида 26 ± 2, 26 ± 10.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Задание № 10 (с. 43).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Рассмотрите чертеж к задаче.
– Чему равна длина бассейна? (30 + 20 = 50 м.)
– Прочитайте задание под схемой.
– Как называются эти виды задач? (Это обратные задачи.)
– Выполните чертеж к новой задаче и решите ее.
Решение:
50 – 30 = 20 (м) – проплыл второй пловец.
О т в е т: 20 м.
– Сколько всего обратных задач можно составить к данной задаче?
Задание № 19 (с. 45).
Для того чтобы учащимся было проще найти ключ к шифру, можно посоветовать им воспользоваться часами. Соотнеся числа на циферблате обычных часов с буквами на нарисованном циферблате, ученики смогут расшифровать пословицу «Дело мастера боится».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 462.