ФЗ от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица.

Специализируется на регулировании общественных отношений, возникающих в ходе реализации гражданами права на объединение через создание, деятельность, реорганизацию или ликвидацию общественных объединений.

Общественные объединения могут создаваться только в таких организационно-правовых формах:

- политические партии;

- общественная организация,

- общественное движение,

- общественный фонд,

- общественное учреждение,

- орган общественной самодеятельности.

Политические партии

ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

• а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

• б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии;

• в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Учреждение - некоммерческая организация, которая создается собственником для реализации социально-культурных, управленческих или других функций некоммерческой направленности (государственные органы, а также органы местного самоуправления; образовательные, благотворительные; учреждения культуры (которые подразделяются исходя из вида выполняемой ими деятельности на музеи, библиотеки и т.д.); медицинские; научные; социальные).

Такая организация полностью или частично финансируется собственником. Все имущество учреждения в обязательном порядке должно быть закреплено за ним.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку.

 

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании (является высшим руководящим органом). С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим ФЗ.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах РФ.

Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации осуществляется в срок не более чем 30 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания, а в спорных случаях - решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность РФ.

Сведения и документы, необходимые для ликвидации, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании. Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

 

15. Особенности создания и деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

Согласно п. 6 ст.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

В соответствии с ФЗ от 20.07.2012 г. №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», неправительственные организации, которые занимаются внутриполитической деятельностью и финансируются из-за рубежа, должны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов.

Никакая деятельность, даже внутриполитическая деятельность для организаций, получающих деньги из-за границы, не запрещена, просто государство хочет знать, кто получает эти деньги и на что они расходуются.

Президент России подписал ФЗ, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус «нежелательных в России». Таким организациям будет запрещено работать в России, их структурные подразделения будут закрыты, а распространение информационных материалов запрещено (к ним могут быть отнесены: религиозные союзы, объединения, группы, организации – секта, культ и т.д.)

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляется заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, 1 раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

 

16. Правовые основы организации и деятельности политических партий в РФ

Деятельность политических партий обеспечивает работу законодательного органа власти и неразрывно с ним связана.

ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

• а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

• б) в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии.

• в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Цели и задачи политической партии:

• формирование общественного мнения;

• политическое образование и воспитание граждан;

• выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

• выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Гос.Думы ФС РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Взаимодействие государства с политическими партиями осуществляется также в рамках избирательного процесса, где политическим партиям - единственному виду общественных объединений придается статус избирательных объединений.

Государство оказывает поддержку в виде государственного финансирования в случаях и размерах, ФЗ. Другими источниками формирования имущества политических партий являются членские взносы и добровольные поступления. В отличие от иных общественных объединений, политическим партиям прямо запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.

 

17. Конституционная характеристика Российской Федерации как социального государства

Cт.7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления социальной политики РФ как социального правового государства конкретизированы в ч.2 ст.7 Конституции РФ — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инва­лидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст.14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия не может устанавли­ваться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

18. Конституционная характеристика РФ как светского государства. Правовой статус религиозных объединений.

Ст.14 Конституции РФ, провозглашает Россию светским государством. Конституция РФ устанавливает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве Законе РФ «Об образовании» и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В статье 6 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается определение понятию «религиозное объединение».

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, др.религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных религиозных организаций).

Наименование религ.объединения должно содержать сведения о ее вероисповедании. Действуют на основании устава. Подлежат гос.регистрации.

Создание религиозных объединений в органах гос.власти, других гос.органах, гос.учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, гос. и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону (например - экстремистская деятельность).

П.2 ст.3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

19. Правовой статус личности: понятие, конституционные основы

К правовому статусу личности относятся: права и обязанности.

Соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин».

Человек – дитя природы,

Личность – дитя общества

Гражданин – дитя государства.

Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса человека и гражданина. В Конституции личным правам посвящены ст.20–29.

Права человека и гражданина в обобщённом виде – это средство достижения им основных материальных и духовных благ, реализации своих способностей; это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом; это способ самоутверждения человека как личности (через знания, умения, навыки, способности, таланты, духовность и т.п.)(SMS). В наибольшей степени – это возможно через государство.

SMS - Средство достижения материальных и духовных благ, реализации своих способностей;

    - Мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом;

    - Способ самоутверждения человека, как личности (через знания, умения, навыки, способности, таланты, духовность и т.п.).

Права человека (их не столь много) зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года. Они относятся к общепризнанным правам человека.

Права гражданина (гражданин – правовая связь человека с конкретным государством) закрепляются в национальных правовых актах. Их значительно больше. Каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека и всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

Права личности – это гражданские права и свободы (комплекс прав, относящихся к общепризнанным правам человека и всех прав гражданина, признаваемых в данном государстве). Их намного больше: права пассажира в общественном транспорте, права покупателя в магазине, права родителя и т.д.

Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.

Государство не дарует человеку его права, а закрепляют их в своих законах.

Обязанности – это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом. Нет прав без обязанностей!

Обязанности человека: перед самим собой, перед семьей, перед людьми, перед государством.

Обязанности граждан: соблюдать Конституцию РФ, защищать отечество, платить налоги, охранять природу, охранять памятники культуры.

 

 

 

 


Наиболее распространенная классификация прав и свобод человека и гражданина закрепляемая в конституциях различных стран по следующим основаниям

 

По времени возникновения

- первое поколение (конец XVIII в.)

личные (гражданские) и политические;

- второе поколение (середина XX в.)

социально-экономические права;

- третье поколение (70-е гг. XX в.)

коллективные права (права солидарности);

- четвертое поколение (начало XXI в.)

п рава человечности

 

По сферам общественных отношений

- личные (гражданские);

- политические;

- экономические;

- социальные;

- культурные

 

По принадлежности к соци­альным нормам-регуляторам

- естественные

моральные нормы;

- позитивные

писаное право, юридические нормы

 

По политико-правовому стату­су личности

- права человека

права каждого индивида;

- права гражданина

права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством

 

По степени персонификации субъекта

- индивидуальные

права отдельного человека;

- коллективные

права социальных общностей

 

По специальному субъекту — носителю прав

- права беженцев;

- права женщин;

- права ребенка;

- права инвалидов;

- права апатридов;

- права лиц в вооруженных конфликтах;

- права заключенных;

- права мигрантов и др.

 

По универсальности и закреп­лению в конституциях и меж­дународных нормах

- основные (конституционные) права человека;

- производные (неосновные) права

 

По возможности временного ограничения

- абсолютные;

- относительные

 

По роли государства в обеспе­чении прав и свобод

- негативные;

- позитивные


Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.