22 республик,
46 областей,
9 краев,
3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
4 автономных округа (Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ),
1 автономная область (Еврейская).
Принципы федеративного устройства:
1. Государственная целостность РФ. РФ - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
2. Единство системы государственной власти. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему гос.власти. Полномочия федеральных органов гос.власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов гос.власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
5. Равноправие субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами гос.власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с РФ и другими её субъектами.
33. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и её субъектами
Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты.
Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:
1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;
2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;
3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.
Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы исключительного ведения РФ (ст.71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.72).
Ст.73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения:
1. В области государственного строительства:
- принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
- федеративное устройство и территория РФ;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- гражданство в РФ;
- формирование федеральных органов государственной власти;
- судоустройство, прокуратура;
- федеральная государственная служба;
2. В экономической, социальной, культурной областях:
- установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
- регулирование федерального бюджета;
- федеральные налоги и сборы;
- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
- деятельность в космосе;
3. В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
- внешнеэкономические отношения РФ;
- оборона и безопасность;
- вопросы войны и мира;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и т.д.
По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится:
1. В области государственного строительства:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- кадры судебных и правоохранительных органов;
- адвокатура, нотариат;
2. В экономической, социальной, культурной областях:
- природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения;
- защита семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальная зашита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, об охране окружающей среды и т.д.
Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ. В случае отсутствия ФЗ действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ № 119 от 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ».
Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами гос.власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ.
Равноправие субъектов перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.
Органы гос.власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы гос.власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.
34. Символы государственного суверенитета России: государственный флаг, герб, гимн, столица
Государственные символы - это закрепленные в Конституции внешние знаки государства, выражающие идею государственной власти и государственный суверенитет. В них отражена многовековая история. Государственными символами РФ являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Их описание, порядок официального использования согласно Конституции РФ (ст.70) устанавливаются ФКЗ. Столица – г.Москва, является административно-политическим центром страны. Статус устанавливается ФЗ.
Государственный флаг как официальный символ российской государственности представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, и нижней - красного цвета, с соблюдением отношения ширины флага к его длине - 2 : 3.
белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
синий цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Согласно ФКЗ «О Государственном флаге РФ» от 25.12.2000 Государственный флаг поднимается постоянно на зданиях: Администрации Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, высших судебных инстанций, Генеральной прокуратуры, Центрального банка РФ, Счетной палаты, резиденции Уполномоченного по правам человека в РФ, Центризбиркома, а также на зданиях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Государственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах - в дни государственных праздников РФ.
Как официальный символ российской государственности Государственный герб представлен в виде помещенного на четырехугольном красном геральдическом щите изображения золотого двуглавого орла, увенчанного двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава; на груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Описание Государственного герба и порядок его использования дан в ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном гербе РФ». Согласно Закону допускается воспроизведение Государственного герба без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.
Государственный герб РФ в многоцветном варианте помещается на бланках ФЗ, иных правовых актов. В одноцветном варианте Государственный герб помещается на бланках Администрации Президента РФ и т.д.
Государственный гимн РФ представлен музыкально-поэтическим произведением. ФКЗ от 25.12.2000 «О Государственном гимне РФ» утвердил в качестве музыкальной редакции Государственного гимна музыку А.В. Александрова. Указом Президента РФ от 31.12.2000 утвержден текст гимна. Исполняется после государственного гимна соответствующей страны; во время проведения воинских ритуалов, также при официальных церемониях спортивных соревнований на территории РФ.
Кроме того, элементами государственного суверенитета является государственный язык и иные составляющие государственности.
35. Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов РФ
Субъекты федерации - это ограниченное правоспособное образование, имеющие черты государственности, построенное по территориальному или национальному признаку.
Субъекты отвечают следующими критериям:
- не обладают суверенитетом;
- не имеют право на выход из состава РФ;
- граждане любого субъекта имеют равные права и обязанности на территории РФ;
- равны перед лицом федеральной власти.
Конституционно-правовой статус субъектов:
1) каждый субъект имеет свою территорию в пределах границ субъекта. Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос.власть субъекта распространяется только на его территорию.
2) субъект РФ имеет свою систему органов гос.власти. Система устанавливается субъектом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.
3) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта.
Особенности КПС субъектов РФ:
- Основной закон республики именуется Конституцией (а не уставом, принимаемым законодательным органом власти, как в др.субъектах РФ);
- только республики именуются государствами (ч.2 ст.5 Конст);
- исключительно республики вправе устанавливать наряду с государственным языком РФ свои государственные языки (ч.2 ст.68 Конст).
Виды субъектов (ст.65 Конст):
1) 22 республики (вправе иметь свои конституции, свое гражданство, государственные языки. Образованы по национальному признаку);
2) 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) (вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией их правовой статус)
3) 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО – Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО) (образованы по национальному признаку. Не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, гос.языка). Существенной особенностью является вхождение их в состав края или области.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта происходит по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта РФ на основании ФКЗ. Происходит в несколько этапов:
1) заинтересованный субъект направляет Президенту предложение об изменении КПС субъекта;
2) вопрос об изменении КПС подлежит вынесению на референдумы заинтересованного субъекта;
3) в случае положительного решения на референдуме проект ФКЗ об изменении КПС вносится Президентом в ГД, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем закон рассматривает СФ, который должен одобрить его 3/4 голосов его членов;
4) после подписания закона Президентом вносятся изменения в ч.1 ст.65 Конституции.
36. Предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и её субъектов
Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы исключительного ведения РФ (ст.71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.72).
Ст.73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения:
1. В области государственного строительства:
- принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория РФ;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- гражданство в РФ;
- формирование федеральных органов государственной власти;
- судоустройство, прокуратура;
- федеральная государственная служба;
2. В экономической, социальной, культурной областях:
- установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
- регулирование федерального бюджета;
- федеральные налоги и сборы;
- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
- деятельность в космосе;
3. В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
- внешнеэкономические отношения РФ;
- оборона и безопасность;
- вопросы войны и мира;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и т.д.
По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится:
1. В области государственного строительства:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- кадры судебных и правоохранительных органов;
- адвокатура, нотариат;
2. В экономической, социальной, культурной областях:
- природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения;
- защита семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальная зашита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, об охране окружающей среды и т.д.
Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ. В случае отсутствия ФЗ действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ № 119 от 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ».
Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА. В случае противоречия между ФЗ и НПА субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует НПА субъекта РФ.
37. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
Ст.73 Конст.РФ устанавливает, что Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных НПА.
Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе РФ, противоречащий ФЗ, изданному по предметам исключительного ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует ФЗ.
Предметы ведения субъектов в Конституции прямо не перечислены. Однако определение сфер их исключительного ведения системно связано, которые определяют общие начала федеративного устройства, конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, закрепляют положения о статусе субъектов РФ и порядке его изменения. Конституция не устанавливает закрытый перечень предметов ведения субъектов РФ, а предоставляет субъектам возможность самостоятельно закреплять предметы своего исключительного ведения.
К ведению субъектов РФ относят:
- принятие и изменение конституции (устава), законов и иных НПА субъекта, контроль за их соблюдением;
- установление системы органов гос.власти субъекта и ее формирование;
- административно-территориальное устройство субъекта;
- принятие и исполнение бюджета субъекта;
- государственная собственность субъекта;
- регулирование социально-экономического развития субъекта;
- установление местных налогов и сборов;
- заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос.власти и органами гос.власти субъекта;
- учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
- государственная служба в органах гос.власти субъекта;
- флаг, герб, государственные награды и почетные звания субъекта;
- научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.
38. Источники избирательного права. Понятие, система и состав избирательного законодательства.
Избирательное право - система конституционно-правовых норм, регулирующих организацию, проведение и подведение итогов выборов. Т.е. то что составляет избирательный процесс.
Избирательный процесс – система общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов гос.власти и органов местного самоуправления посредством выборов.
В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство РФ, НПА избирательных комиссий, методические рекомендации.
ФЗ от 12.06.2002г. № 67 «Обܖ основныхܖ гарантияхܖ избирательныхܖ правܖ иܖ праваܖ наܖ участиеܖ вܖ референдумеܖ гражданܖ РФܖ», от 22.02.2014г. № 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», от 10.01.2003г. № 19 «О выборах Президента РФ», от 26.11.1996г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Конституция РФ касается вопросов избирательного права в следующих моментах:
1) в ст.3 устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;
2) Конституция РФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст.32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и Гос.Дума ФС РФ. Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция РФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом Гос.Думы. Согласно ст.81 Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Статья 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Гос.Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.