Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с ФЗ или международным договором РФ.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ.
Разница между вторым и двойным гражданством. Под термином «двойное гражданство» подразумевается наличие у человека паспортов двух государств, между которыми подписаны соответствующие международные соглашения. В соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ», второе гражданство означает наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства. Двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства двух или более государств (Туркмения и Таджикистан)
24. Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ).
Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, предоставляющие общие интересы, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общества.
Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Ст.31 ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Основные формы публичных мероприятий:
• собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
• митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
• демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
• шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
• пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и общественные организации, должностные лица не вправе препятствовать этому. Запрещение возможно только в строго ограниченных случаях. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
25. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ: понятие, характеристика
ЧЕТЫРЕ ПОДГРУППЫ ПРАВ:
• Первые 2 подгруппы – экономические права:
1. Права и свободы, обеспечивающие свободу экономической деятельности.
2. Права, гарантирующие человеку свободу выбора профессии и достойные условия осуществления трудовой деятельности.
• Подгруппа социальных прав
3. Права, гарантирующие человеку достойный уровень жизни и защиту от негативного воздействия рыночной экономики.
• Подгруппа социальных и культурных прав
4. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию индивида.
Первая подгруппа - права и свободы, обеспечивающие свободу экономической деятельности:
1. Право на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 Конституции);
2. Право частной собственности и её наследования (ч.1 и 4 ст.35 Конституции);
3. Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36 Конституции).
Право на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34 Конституции)
Реализуя право на свободу экономической деятельности граждане могут определять сферу этой деятельности и осуществлять такую деятельность как индивидуально, так и совместно с другими лицами через создание коммерческих организаций, самостоятельно выбирать стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции.
Право частной собственности и её наследования (ч.1 и 4 ст.35 Конституции)
Конституция закрепляет достаточно широкий круг полномочий собственника (возможность иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, невозможность лишения имущества без решения суда, право на возмещение при отчуждении имущества для государственных нужд, право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами).
Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36 Конституции)
Право частной собственности на землю Конституция РФ закрепляет в отдельной статье (ст.36). При этом право частной собственности на землю принадлежит только гражданам России и их объединениям.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Вторая подгруппа - права, гарантирующие человеку свободу выбора профессии и достойные условия осуществления трудовой деятельности
1. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37)
2. Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда и вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации (ч.2 ст.7, ч.3 ст.37)
3. Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37)
4. Право на отдых (ч.5 ст.37)
5. Право создавать профессиональные союзы (ч.1 ст.30)
6. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).
Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда и вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации (ч.2 ст.7, ч.3 ст.37)
Минима́льный разме́р опла́ты труда́ (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд. Величина МРОТ в РФ устанавливается ФЗ №82-ФЗ от 19.06.2000 и через определённое время корректируется в связи с инфляцией.
МРОТ применяется для:
1) регулирования оплаты труда;
2) определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
3) для иных целей обязательного социального страхования.
Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37 Конституции)
Содержание прав на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, подробно раскрыты в ФЗ от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Отсутствует должный контроль за их соблюдением. Все это приводит к многочисленным фактам нарушений трудовых прав граждан.
Право на отдых (ч. 5 ст. 37)
Государство гарантирует данное право, устанавливая максимальную продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю), ограничивая сверхурочные работы, устанавливая выходные и праздничные дни, предусматривая оплачиваемый ежегодный отпуск и т.п.
Право создавать профессиональные союзы (ч.1 ст.30)
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37)
Индивидуальный трудовой спор - разногласия, возникающие в процессе:
- заключения трудового договора;
- выполнения условий трудового договора;
- изменения условий трудового договора;
- прекращения трудового договора
Коллективный трудовой спор - разногласия, возникающие в процессе:
- установления и изменения условий труда (в том числе в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников) при принятии локальных нормативных актов в организаций;
- заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
Способы разрешения: примирительные процедуры, забастовка, принудительные.
Третья подгруппа – социальные права
Социальные права - это права, гарантирующие человеку достойный уровень жизни и защиту от негативного воздействия рыночной экономики.
1. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
2. Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 т. 38);
3. Право на жилище, включая право на получение жилища малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату (ч. 1 и 3 ст. 40)
4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);
5. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
6. Право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).
Четвертая подгруппа – культурные права и свободы
права и свободы способствующие духовному развитию индивида.
Основные права в области образования и культуры по Конституции:
• Право на образование (ст. 43 Конституции);
• Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции);
• Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции);
• Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (ч. 3 ст. 44 Конституции).
Право на образование (ст. 43 Конституции)
Выступает одним из ведущих социально-культурных прав. Данное право является предпосылкой развития человека как личности, поэтому Конституция провозглашает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.
Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции)
• свобода преподавания является своеобразной проекцией свободы слова и мнений в школьной и академической среде.
• предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным.
Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции)
• Предполагает право каждого самостоятельно, без вмешательства государства, создавать произведения литературы, искусства, науки, осуществлять творческую деятельность в других областях.
• Данное право подлежит тем же ограничениям, которые характерны для свободы слова.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (ч. 3 ст. 44 Конституции)
• Являются важной предпосылкой развития свободной и творческой личности.
• Государство гарантирует гражданам доступность всех достижений культуры независимо от места проживания.
• Гражданин имеет право на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
• Законодательство РФ предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц.
В РФ устанавливаются памятные дни (праздники).
26. Конституционные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ: понятие, виды.
Конституционные гарантии прав и свобод - это те способы, закрепленные в Конституции и законах, которые обеспечивают реализацию физич. лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение. Речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях.
Конституционные гарантии прав и свобод можно разделить на две группы:
1. Конст.гарантии общего характера:
а) в РФ признаются и гарантируются права и свободы, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
б) осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы др. лиц;
в) гос. защита прав и свобод в РФ гарантируется;
г) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законодательством: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).
д) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
е) все равны перед законом и судом и другие.
2. Конкретные Конституционные гарантии
а) гарантии гражданских прав, свобод;
б) гарантии политических прав и свобод;
в) гарантии экономических прав и свобод;
г) гарантии социальных прав и свобод;
д) гарантии культурных прав и свобод;
е) гарантии прав граждан в сфере правосудия.
В ст.2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст.45 Конституции РФ, которая устанавливает:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц. Также установлен важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения и до смерти, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет. В соответствии со ст.2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью
Международные документы по защите прав человека, 3 группы:
1. Действующая в условиях мирного времени - ключевыми документами является Международный билль о правах:
а) Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
б) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от16.12.1966 г.
2. Действующая в условиях войн и вооруженных конфликтов - Гаагские конвенции и Женевские конвенции.
3. Действующая в мирное время и в период войн и вооруженных конфликтов - документы, связанные с международным правосудием (Международный уголовный трибунал, Международный военный трибунал): конвенции, уставы, статуты.
27. Конституционные обязанности граждан: понятие, классификация, характеристика
Обязанности – это установленная обществом и государством необходимость вести себя определенным образом, мера должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности государства и порядка в нем. Конституционные обязанности расположены в главе 2 Конституции РФ после прав и свобод и их гарантий.
Основные обязанности граждан РФ :
а) Соблюдать Конституцию РФ и законы страны (ч.2 ст.15 Конст). Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся благими пожеланиями (могут начаться беспорядки).
б) Защита отечества и несение военной службы (ст.59 Конст). Защита Отечества — это долг и обязанность каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации — в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
в) уплата налогов и сборов (ст.57 Конст). Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна. Налог представляет собой обязательный, безвозмездный взнос денежных средств в бюджет государства или местного самоуправления. С помощью налогов государство обеспечивает выполнение своих внешних и внутренних функций в интересах всего общества. Основным правовым актом является Налоговый кодекс РФ.
г) Охрана природы и окружающей среды (ст.58 Конст). Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества. (а у нас продолжается дальнейшее загрязнение природной среды, люди продолжают жить в экологически неблагоприятных условиях, следовательно осложняется демографическая ситуация в стране).
д) Охрана памятников культуры (ч.3 ст.44 Конст). Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.
Некоторые права одновременно являются и обязанностью (например забота о детях, посещение начальной и средней школы).
28. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Конституция РФ гласит, что «иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором РФ» (ч. 3 ст. 62 )
Иностранные граждане — это лица, находящиеся на территории государства, гражданами которого они не являются, и имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства.
Основным ФЗ, регулирующим положение иностранных граждан на территории России, является ФЗ №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Иностранный гражданин, находящийся на территории РФ, в соответствии с Законом имеет один из трех правовых статусов:
- иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ;
- иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ;
- иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории РФ.
Временно пребывающие на территории РФ
Характеризуются:
- въездом в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но с обязательным заполнением миграционной карты.
- отсутствием ВНЖ или РВП.
Цель: туризм, различного рода приглашения, трудовая деятельность.
Временно проживающие на территории РФ
Характеризуются:
- РВП в пределах строго определенной квоты, меняющейся ежегодно; РВП выдается сроком на 3 года, разрешает трудоустраиваться только в конкретном регионе.
- без учета квоты РВП выдается:
а) если он родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР;
б) если он родился на территории РФ, признан нетрудоспособным и имеющем дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ.
Цель: трудовая деятельность, получение ВНЖ.
Постоянно проживающие на территории РФ
Характеризуются:
- наличием ВНЖ, выступающего в качестве документа, удостоверяющего его личность;
Примечание: иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее года на основании РВП до того момента, как подаст заявление на получение ВНЖ.
- наличие ВНЖ предусматривает возможность проживания иностранного гражданина в РФ в течение 5 лет, по истечении которых он вправе подать повторно заявление о продлении указанного срока;
- в течение всего срока постоянного проживания в РФ иностранный гражданин должен ежегодно уведомить о подтверждении своего проживания территориальный орган МВД по миграции (ФМС).
Цель – получение гражданства.
Временное пребывание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае, если иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Например, в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок пребывания иностранного гражданина продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на 1 год со дня въезда иностранного гражданина на территорию России (п. 5 ст. 5 Закона).
Временное проживание. Временно проживающим считается иностранный гражданин, которому выдано РВП. Данное разрешение подтверждает право лица временно проживать на территории России до получения ВНЖ.
Постоянное проживание. Право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ удостоверяется ВНЖ. Более того, иностранный гражданин, имеющий ВНЖ, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России.
Для получения ВНЖ иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее 1 года на основании РВП. Срок действия ВНЖ составляет 5 лет. По окончании этого срока ВНЖ может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено.
Апатрид — лицо без гражданства - лицо не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве РФ»
28.09.1954 «Конвенции о статусе апатридов»
Человек может стать апатридом в следующих случаях:
1. при рождении от родителей-апатридов, если законы государства рождения не подразумевают автоматического приобретения лицом гражданства этого государства;
2. при лишении гражданства государством; лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам, из соображения безопасности или в случае, если гражданство было получено незаконно;
3. при добровольном отказе от гражданства;
4. в случае прекращения существования государства.
Документы, удостоверяющие личность лиц без гражданства в РФ, являются:
1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2. РВП и ВНЖ;
3. иные документы (проездной документ, сертификат апатрида).
Европейская конвенция о гражданстве устанавливает, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.
К апатридам не относятся политические права. Они не могут участвовать в выборах и проходить военную службу, занимать определенные должности, участвовать в политических партиях и объединениях. Ограничен доступ на некоторые зоны без спецразрешения: военные городки; пограничные территории; зоны с чрезвычайным положением (к примеру, районы экологических бедствий).
Обязанности.
- уважительное отношение к Конституции РФ, уплата налогов, соблюдение законов, внимательное отношение к природным богатствам. За совершение преступлений апатриды несут такую же ответственность, как и граждане РФ. Апатриды должны соблюдать законы страны постоянного проживания. При нарушении законодательства РФ к апатриду могут быть применены крайние меры — депортация или выдворение с ограничением на въезд в страну до 5 лет.
Легализации апатрида — получение гражданства. По законам РФ апатрид может получить российский паспорт в упрощенном порядке, если является носителем русского языка, в свое время окончил советский или российских вуз, имел гражданство СССР.
29. Пределы допустимого ограничения прав и свобод, в том числе, в условиях режима чрезвычайного и военного положения
Согласно ст.55 Конст.РФ перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.
Чрезвычайное положение вводится при таких обстоятельствах, как:
- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- ЧС прир.и техн. характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации ФС РФ и Гос.Думе ФС РФ.
Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
(Можно сократить иными словами!!!!! В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе.)
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, а также введение особого режима въезда и выезда, включая пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Могут быть предусмотрены дополнительные ограничения.
Обязанности граждан, находящихся на террит.на которой введено военное положение:
1. Выполнять требования фед.орг.исп.власти, орг.исп.власти субъектов РФ, органов военного управления и их должностных лиц, и оказывать содействие им;
2. Являться по вызову в ФОИВ, ОИВС РФ, органы военного управления и военные комиссариаты;
3. Выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях ФОИВ, ОИВС РФ, органов военного управления и их должн.лиц;
4. Участвовать в порядке, установленном Правительством РФ в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
5. Предоставлять в соответствии с ФЗ необходимые для нужд обороны имущество, находящихся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.
30. Уполномоченный по правам человека в РФ: порядок назначения, функции, формы деятельности
Уполномоченный по правам человека в РФ — назначенное Гос.Думой ФС РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц, действует в соответствии с ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»). В РФ Уполномоченным по правам человека является Москалькова Татьяна Николаевна.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Гос.Думы.
Порядок назначения (ст.6 ФКЗ-1). Назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Гос.Думу Президентом РФ, СФ ФС РФ, депутатами Гос.Думы и депутатскими объединениями в Гос.Думе, в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Гос.Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы тайным голосованием.
Гос.Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Далее Уполномоченный принимает присягу. Срок полномочий - 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на 2 срока подряд.
Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) нарушения требований ст. 11 ФКЗ;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.
3) Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Гос.Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья.
4) Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Гос.Думы ФС РФ.
Уполномоченный вправе:
- беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения;
- запрашивать и получать необходимые документы и материалы;
- получать объяснения должностных лиц и госслужащих;
- проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные.
Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
Функции:
1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;
2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;
4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В пределах своей компетенции (деятельности):
1. Рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.
3. Не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
4. Принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
31. Понятие и особенности федеративного устройства РФ
Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.
Принципы федеративного устройства:
1. Государственная целостность РФ. РФ - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
2. Единство системы государственной власти. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему гос.власти. Полномочия федеральных органов гос.власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов гос.власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
5. Равноправие субъектов РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами гос.власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с РФ и другими её субъектами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.