11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).
12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).
13. Некоторые НПА органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).
14. Уставы муниципальных образований.
15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).
Все многообразие источников конституционного законодательства можно свести к следующим видам законодательных актов: Конституция РФ, конституция республики, устав края, области, города федерального значения, автономного округа, конституционный закон, федеральный закон, закон о поправках к Конституции РФ, закон субъекта РФ, закон о ратификации международного договора или соглашения, модельный закон (рекомендательный законодательный акт).
Формирование источников права в конституционном праве оказывает решающее значение на правотворчество в других отраслях права.
4. Юридические свойства и функции Конституции РФ 1993 года
Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других НПА.
Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть.
Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду НПА в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один ФЗ или любой другой НПА, принимаемый органами государства. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст. 125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.
В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.
В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.
В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам III-VIII Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия ФКЗ (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Гос.Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Предложения о новой редакции глав I, II, IX Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум, поправки в них не вносятся.
Стабильность Конституции - это также важнейшее условие легитимности власти, правопорядка и режима законности, устойчивости всей правовой системы. Гарантиями стабильности являются особый порядок внесения в неё изменений и дополнений, особый порядок принятия новой конституции введения её в действие. В действующей Конституции РФ этому вопросу посвящена глава IX, которая называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
5. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 1993 года
Законы РФ о поправках к Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, но с учетом особенностей. Согласно постановлению КС РФ от 31.10.1995 «По делу о толковании ст.136 Конституции РФ» законы о поправках относятся к особому виду законов:
- круг субъектов, наделенных правом внесения поправок (ст.134), отличается от перечня субъектов права законодательной инициативы (ч.1 ст.104);
- для вступления поправок в силу требуется их одобрения представительными (законодательными) органами гос.власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (законы субъектов РФ принимаются только по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и по предметам ведения субъектов РФ).
Глава IX «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» предусматривает 3 способа (механизма) ее изменения:
- пересмотр Конституции;
- внесение поправок в Конституцию;
- изменения в ст.65 Конституции РФ (касательно федеративного устройства - в составе РФ находятся субъекты РФ).
Понятие «пересмотр Конституции» относится только к определенным главам: 1 – Основы Конст.строя, 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конст.поправки и пересмотр Конст.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Гос.Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос.Думы.
Инициатива должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Гос.Думы. В этом случае созывается Конституционное собрание, которое вправе:
1) подтвердить низменность Конст.РФ;
2) разработать проект новой Конст РФ. В случае принятия решения о разработке новой Конст, Конституционное собрание также вправе избрать 2 варианта реализации своих полномочий:
- принять разработанный проект Конст РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания РФ или
- вынести этот проект на всенародное голосование.
Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей принявших участие в голосовании.
Конституционное собрание – не является органом законодательной власти. Оно должно формироваться вне существующих органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Внесение поправок предусмотрено для глав 3-8 Конст.РФ (ст.136 Конст.РФ).
Этот способ предусматривает следующий порядок:
- внесение предложений о поправках. Они вносятся теми же субъектами, что и предложения о пересмотре Конст.РФ;
- рассмотрение и принятие поправок Гос.Думой в форме специального закона РФ о поправках в Конст.РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос.Думы;
- одобрение Советом Федерации закона РФ о поправках большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации;
- в течение 14 дней с момента принятия – подписание Президентом РФ и обнародование его;
- вступление закона РФ о поправках в силу с момента одобрения его госуд.органами законодательной власти не менее чем2/3 субъектов РФ.
Принятие закона РФ о поправках в Конст.РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ.
Главным отличием является необходимость его одобрения органами законодательной власти субъектов РФ.
Установленный Конст РФ порядок внесения поправок был конкретизирован в ФЗ от 04.03.1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конст.РФ». Этим законом также предусмотрено, что процесс рассмотрения закона о поправках в субъектах РФ ограничен годом с момента его принятия. Если этот закон не получил одобрения 2/3 голосов законодательных органов субъектов РФ, то повторное внесение предложений по данной поправке допускается не ранее, чем через год.
6. Конституционные основы политической системы РФ
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим.
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12.12.1993 г.
Многопартийность - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). Или же означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
Политический плюрализм (множественность) – один из принципов политического устройства общества. Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия. Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития.
7. Конституционные основы социальной системы РФ
Cт.7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.
Основные направления социальной политики РФ как социального правового государства конкретизированы в ч.2 ст.7 Конституции РФ — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др.
Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.
8. Конституционные основы экономической системы РФ
Экономическую основу конституционного строя РФ составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции.
Ст.8 Конст.РФ «В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на создание условий, способствующих созданию и эффективному функционированию товарных рынков.
Законом запрещаются:
- такие действия хозяйствующего субъекта, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен;
- создание препятствий для доступа на рынок;
- нарушение установленного НПА порядка ценообразования;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей.
Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.
Создавая социальное рыночное хозяйство, РФ стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.
Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым:
- о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц;
- о смягчении последствий нестабильности в экономике;
- о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.
РФ характерно многообразие форм собственности в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и других. В Конституции также устанавливается (ст.9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции указывается (ст.36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ, т.е. Земельного кодекса РФ, и др.
Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация.
В РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
9. Конституционные основы духовно-культурной системы РФ
Культурно-духовная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовных и культурных благ и соответствующих учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии.
В духовной сфере к элементам гражданского общества можно отнести наличие важнейших прав и свобод личности — свободы мысли, совести, слова, права публично высказывать свое мнение и др.
В гражданском обществе образование является основой для развития науки и культуры. Отсутствует идеологический контроль за творческим процессом и цензура в отношении произведений литературы, искусства и науки. В ст.44 Конст.РФ отмечается, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В гражданском обществе важное место отводится религии, которая традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей. Основы современных взаимоотношений между церковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционного права. Гос.органы не вмешиваются в сферу религиозных отношений, деятельности религиозных объединений. Государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
10. Суверенитет Российской Федерации: понятие, элементы.
Суверенитет – это независимость. Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международном общении.
3 значения суверенитета:
- народный суверенитет,
- государственный суверенитет,
- национальный суверенитет.
Народный суверенитет – это, во-первых, принадлежность всей полноты власти народу, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти непосредственно, так через органы гос.власти и органы местного самоуправления.
Государственный суверенитет является необходимым признаком государства и характеризует его конституционно-правовой статус. Суверенитет государства означает его возможность независимо и самостоятельно осуществлять гос.власть как внутри страны, так и в отношениях с др. гос-ми.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.
Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий порядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость бывает юридическая, политическая, экономическая, финансовая, военно-стратегическая, геополитическая, национальная.
Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять х-р своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного гос-ва.
Нормативное закрепление суверенитета РФ присутствует в ст. 3, 4 Конституции РФ.
- ч.1 ст.3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Форма реализации народного суверенитета, указывает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
- ст.4. Суверенитет РФ закрепляется в следующих трех положениях:
1) суверенитет РФ распространяется на всю территорию;
2) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
3) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.
Суверенитет РФ распространяется на всю территорию: предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики. Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России: установленное Конституцией РФ верховенство федеральных законов, а также государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами. Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, ФКЗ и ФЗ по отношению к законам субъектов РФ.
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории. Территория РФ составляет единое целое и является неделимой. Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ. РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами. Неприкосновенность территории важный аспект суверенитета.
11. Понятие и формы осуществления народовластия в РФ
Народовластие – принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя РФ. Согласно ст.3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в РФ, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.
Формы народовластия.
Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.
Непосредственная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений, так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения. К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 316.