Ст.32 Конституции. Право избирать и быть избранным.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательный прав граждан».
В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве. В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права.
В узком смысле избирательная система – это способ определения результатов выборов и избранных кандидатов.
С точки зрения «узкого» смысла понятия «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных систем – мажоритарную и пропорциональную, которые будут подробнее рассмотрены ниже. Также часто говорится о смешанном характере избирательной системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов в один и тот же орган публичной власти применяются обе основные избирательные системы – и мажоритарная, и пропорциональная.
Мажоритарная система – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям.
Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).
Также мажоритарная изб.система делится:
- относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства голосов.
Мажоритарная изб.система относительного большинства – победителем является кандидат или список кандидатов, набравший наибольшее число голосов среди остальных кандидатов и списков кандидатов (хотя бы на 1 голос).
Мажоритарная изб.система абсолютного большинства – победителем является кандидат или список кандидатов, набравший 50% голосов +1голос. Не всегда результативна – проводится второй тур голосования, на который выходят 2 кандидата, набравшие в 1 туре наибольшее число голосов.
Применяется на выборах Президента РФ, глав субъектов федерации.
Мажоритарная изб.система квалифицированного большинства голосов –победителем является кандидат или список кандидатов, кто набрал установленное законное число избирателей.
Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются междусписками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.
Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании на одних и тех же выборах мажоритарной и пропорциональной систем. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Разумеется, смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента.
Каждый список кандидатов преодолевший заградительный пункт, допускается до распределения мандатов и получает такое количество мест в представ.органе, который пропорционально числу поданных за него голосов. Происходит посредством применения соответствующих методик распределения мандатов. До распределительных мандатов должно быть допущено не менее 2 списков кандидатов. Если заградительный пункт преодолел только 1 список кандидатов, то и распределение мандатов допускает список получивший наибольшее число голосов.
2 методики распределения мандатов:
- метод квот,
- метод делителей.
Метод квот предполагает, что общее число голосов избирателей, поданное за списки кандидатов преодолевших заградительный пункт, делится на число распределительных мандатов. Именуется избирательной квотой.
Метод делителей. Берется число голосов, поданное за каждое избирательное объединение, делится на последовательный ряд чисел, начиная либо с 1 или 2 и до числа равного числу распределительных мандатов. Полученные избирательные частные выстраиваются в столбец в порядке убывания и порядковый номер равен числу распределительных мандатов и есть число получаемое данным списком кандидатов.
40. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, полномочия.
Согласно ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
- Центральная избирательная комиссия РФ (ст.20 ФЗ);
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
- участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.
ЦИК РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ. Действует на постоянной основе и является юр.лицом. Срок полномочий 5 лет. Состоит из 15 членов (имеющих высшее образование).
5 членов ЦИК РФ назначаются Гос Думой ФС РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Гос.Думе ФС РФ, а также депутатами Гос.Думы ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Гос.Думы ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. 5 членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). 5 членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ.
Члены ЦИК РФ избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК РФ.
Полномочия ЦИК РФ:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ;
в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и др. организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов;
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов рф и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума;
м) осуществляет иные полномочия.
В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» состав был назначен в равной численной пропорции Гос.Думой и Советом Федерации как палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ как главой государства.
Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ.
Действует на постоянной основе и является юр.лицом. Срок полномочий 5 лет.
Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14. Формирование избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений от политических партий. Не менее 1 члена избирательной комиссии субъекта РФ на основе поступивших предложений ЦИК РФ.
Полномочия:
а) помимо выше-перечисленных полномочий ЦИК РФ, осуществляющих те же полномочия в субъектах РФ, кроме международного сотрудничества в области избирательных систем;
б) утверждает перечень территориальных комиссий;
в) по поручению ЦИК РФ устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума.
Избирательные комиссии муниципальных образований является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, НПА органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта РФ могут быть возложены на территориальную комиссию.
Срок полномочий составляет 5 лет. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Формирование осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии. Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений.
Полномочия:
а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
б) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
в) осуществляет меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
г) осуществляет меры по обеспечению соблюдения единого порядка установления и опубликования итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) иные полномочия.
Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.
Число членов окружных избирательных комиссий устанавливается законом субъекта РФ. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов РФ на основе поступивших предложений политических партий и избирательных объединений.
Полномочия:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;
б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
в) осуществляет регистрацию кандидатов;
г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;
д) осуществляет меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
е) определяет результаты выборов по избирательному округу;
ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;
з) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) осуществляет иные полномочия.
Территориальные (районные, городские и другие) комиссии. Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ.
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий составляет 5 лет. Формируются в количестве 5 - 14 членов с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия субъекта РФ обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений.
В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, образованных на судах, полярных станциях. В случаях, предусмотренных ФЗ, ЦИК РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, образованных за пределами территории РФ.
Полномочия:
Помимо вышеперечисленных а) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
б) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств.
в) иные полномочия.
Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.
На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории РФ участковые комиссии формируются в порядке и сроки, установленные ФЗ.
Срок полномочий составляет 5 лет.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:
а) до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии;
б) от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой комиссии;
в) более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой комиссии.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий.
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
д) контролирует соблюдение порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
е) выдает открепительные удостоверения;
ж) организует голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;
и) объявляет итоги голосования и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;
н) осуществляет иные полномочия.
41. Предвыборная агитация: виды и порядок проведения.
ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др.
Предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата. Граждане РФ, общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, или список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях (книги, журналы, календари, газеты, листовки и проч.);
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (видеокассеты с фильмами о кандидатах либо партиях, аудиозапись);
г) иными не запрещенными законом методами (на рекламных щитах.
Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.
Агитационные публичные мероприятия – собрания с гражданами, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, проводимые с целью предвыборной агитации.
В соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» используются следующие основные понятия:
1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
42. Избирательный процесс: понятие, этапы.
Избирательный процесс – система общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов гос.власти и органов местного самоуправления посредством выборов.
Выделяются общественные отношения:
- в связи с назначением выборов;
- возникающие с формированием избирательных округов;
- в связи с составлением списка избирателей;
- то, что охватывает стадию организации выборов;
- в связи с выдвижением кандидатов из списка кандидатов;
- в связи с проведением предвыборной агитацией;
- в связи с информированием избирателей;
- в связи с финансированием выборов и избирательных компаний (открытие счетов);
- в связи с голосованием избирателей.
Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.
Основные стадии избирательного процесса:
1) назначение выборов (даты выборов, в том числе и в порядке ротации части депутатского корпуса);
2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
4) предвыборная агитация;
5) голосование и определение итогов голосования, результатов выпоров и их опубликование;
факультативные стадии — проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования; повторных выборов; выпоров депутатов вместо выбывших; новых выборов.
Назначение выборов — открывает полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений и имеет два юридических режима: основной и дополнительный.
Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей. Избирательные округа определяются, не позднее чем за 70 дней до дня голосования, соответствующей избирательной комиссией с учетом определенных условий:
- примерное равенство по числу избирателей с допустимым отклонением не более 10%;
- единая территория, за исключением случаев, установленных ФЗ, законами субъектов РФ. При проведении выборов депутатов Гос.Думы ФС РФ по правилам смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы образуются 225 одномандатных избирательных округов и один федеральный избирательный округ, охватывающий всю территорию РФ и предназначенный для избрания 225 депутатов по партийным спискам избирательных объединений и блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем 3000 избирателей на каждом участке не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
Списки избирателей на соответствующей территории составляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления по состоянию на 1 января и 1 июня каждого года, а также командирами воинских частей не позднее чем в течении 5 дней после назначения дня голосования.
43. Обжалование нарушений избирательных прав граждан
Регламентируется ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Глава 10.
Решения и действия (бездействие) органов гос.власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) ЦИК РФ обжалуются в Верховный Суд РФ, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы гос.власти субъектов РФ обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Осуществление обжалования решений избирательных комиссий можно как в суде, так и в вышестоящей избирательной комиссии, причем рассмотрение дела комиссией происходит также с вызовом заявителя.
В случае если при проведении голосования, были выявлены нарушения, которые вероятно могли привести к неверным результатам, вы вправе осуществить обжалование результатов выборов.
Такими нарушениями могут являться:
1. нарушения регистрации кандидатов (например, регистрация кандидата, предоставившего подложные сведения касательно себя);
2. выявленные факты фальсификации выборов (в таком случае обоснованным будет так же обратиться в правоохранительные органы);
3. иные нарушения.
Срок подачи заявления в суд:
- в течении 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно стать известно о нарушении законодательства о выборах его избирательных прав;
- после официального опубликования результатов выборов, в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
Суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Решения, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Закон содержит большой перечень лиц, кто имеет право обратиться в суд, в случае нарушения его избирательных прав, фактически это все лица, каким-либо образом участвующие в выборах или имеющие право на участие в них, то есть и избиратели, и кандидаты. Помимо них вправе обратиться с жалобой доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, а также наблюдатели.
Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.
44. Президент РФ в системе государственной власти. Компетенция. Акты
Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (глава 4).
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. И как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос.Думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления.
Компетенция Президента РФ - совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конст.РФ
По специфике компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента РФ могут быть разбиты на несколько групп.
Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти. Для совершенствования сотрудничества главы государства и палат федерального парламента Президент РФ назначает своих полномочных представителей в Совет Федерации и Гос.Думу.
К подобным полномочиям Президента РФ относится:
1) участие Президента РФ в законодательном процессе. В том числе: право быть субъектом законодательной и конституционной инициативы, право относительного вето на принятые ФЗ, подписание и обнародование принятых законов;
2) назначение выборов депутатов Гос.Думы;
3) ежегодное обращение к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
4) право роспуска Гос.Думы.
Роспуск Гос.Думы возможен:
а) в случае трехкратного отклонения Гос.Думой представленных кандидатур Председателя Правительства;
б) при повторном вынесении в течение 3 месяцев недоверия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Гос.Думы;
в) при отказе Гос.Думы в доверии Правительству РФ;
5) совместное участие с палатами Федерального Собрания в формировании некоторых органов гос.власти. Президент РФ взаимодействует с палатами парламента при назначении и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей, членов ЦИК РФ и др.;
6) право роспуска законодательных (представительных) органов гос.власти субъектов РФ в установленных законом случаях;
7) иные полномочия.
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Наиболее тесным является сотрудничество главы государства с исполнительной властью. К подобным полномочиям относятся:
1) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Гос.Думы;
2) утверждение представленных главой Правительства РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти;
3) назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
4) единоличное принятие решения об отставке Правительства РФ. Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ в случае выражения недоверия Гос.Думы. Однако глава государства может отправить в отставку высший орган исполнительной власти и по собственному усмотрению. Президент РФ также может принять отставку Правительства РФ и его Председателя;
5) право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
6) право отмены актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и указам Президента РФ;
7) право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
8) иные полномочия.
Полномочия Президента РФ в сфере судебной власти. К подобным полномочиям относятся:
1) представление кандидатур для назначения Советом Федерации на должности руководителей и судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
2) назначение судей др.федеральных судов в порядке, установленном ФЗ;
3) право обращения в Конституционный Суд РФ и другие;
4) осуществление помилования. Является решение главы государства о смягчении или освобождении от наказания;
5) представление кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей в Совет Федерации и право временного отстранения его от должности.
Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности. В данной области полномочия Президента РФ достаточно широки. К ним относятся:
1) утверждение военной доктрины РФ. Военная доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ;
2) формирование Совета Безопасности РФ, руководство Советом Безопасности РФ;
3) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, присваивание высших воинских и специальных званий. Данное полномочие проистекает из того, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим;
4) введение военного положения. В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос.Думе. Но объявить состояние войны Президент РФ не вправе. Режим военного положения определяется ФКЗ;
5) введение чрезвычайного положения;
6) иные полномочия.
Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики и международных отношений. К ним относятся:
1) руководство внешней политикой РФ;
2) ведение переговоров, подписание международных договоров РФ;
3) подписание ратификационных грамот. Подпись Президента РФ скрепляется печатью и дополняется подписью Министра иностранных дел;
4) участие в процедуре принятия иностранного государства или его части в качестве нового субъекта России.
Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с субъектами Федерации. Полномочия Президента РФ в этой сфере практически не прописаны в КонституцииРФ. Они закреплены в соответствующих законах и указах Президента РФ и вытекают из сущности полномочий Президента РФ в целом.
К подобным полномочиям относится:
1) назначение полномочных представителей Президента РФ в федеральные округа;
2) участие в образовании новых субъектов РФ на этапе согласования объединения;
3) представление кандидатур для избрания высшего должностного лица субъекта РФ в парламенты тех субъектов РФ, где законодательством предусмотрено, что глава региона избирается депутатами регионального парламента;
5) право отрешения от должности глав субъектов РФ и роспуска региональных парламентов;
6) право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
7) иные полномочия.
Иные полномочия Президента РФ. К числу иных полномочий Президента РФ относятся: решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ; присвоение почетных званий РФ, назначение общероссийского референдума и др.
Необходимо констатировать, что глава Российского государства наделен рядом полномочий, которые прямо не зафиксированы в КонституцииРФ. Исходя из ряда решений Конституционного Суда РФ, Президент обладает полномочиями, проистекающими из конституционной характеристики места и роли Президента РФ в государственной системе. Таким образом, признается наличие скрытых полномочий Президента РФ.
Акты:
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.
Указ - это нормативный правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и действующий долговременно.
Распоряжение - акт индивидуального организационного характера.
Акты Президента РФ издаются им самостоятельно. Акты Президента РФ, обладая подзаконным характером, по юридической силе находятся выше актов федерального Правительства и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 270.