Обзорная характеристика административного права в сша и Франции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

США

В США административное право складывалось преимущественно в результате рассмотрения судами споров администрации с гражданами, пострадавшими от их действий. Формирование отрасли права происходит в таких условиях в ходе обобщения юридической практики. Как писали в 1972 г. Б. Шварц и X. Уэйд, «административное право стало правовой системой, разработанной, применяемой на практике и контролируемой юристами, которые сосредоточивали свое внимание на судебной процедуре как наилучшим образце для хорошего управления» (Schwarti В., Wade Н. W.R. Legal Control ofGoverment. - Oxford, 1972. P. 6-7).

Следовательно, основным источником административного права США является судебный прецедент. Однако этим перечень его источников не исчерпывается. Источниками административного права США являются: конституции (федеральная и штатов); законы федерации и штатов; судебные решения; акты административных учреждений.

Основным нормативным актом для всех отраслей права в США, в том числе и для административного, является федеральная Конституция. Многие вопросы решаются путем толкования её положений. Конституция СЧА является очень стабильным документом, текст его не изменяется, но к нему принимаются поправки. Для административного права первоочередной интерес представляют XIV и V поправки. Например, в Vпоправке, которая распространяется только на федеральные учреждения, говорится, в частности: «Никто... не должен лишаться жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого возмещения». В XIV поправке также указывается, что «ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры». Эти конституционные нормы рассматриваются американцами как основание для участия заинтересованных лиц в процессе выработки административного решения либо для предъявления в суде иска к учреждению, сотрудники которого своими действиями по службе нанесли частному лицу ущерб.

Основными законами являются: принятый в целях унификации административной практики в 1946 г. Закон об административной процедуре; Федеральный закон о претензиях из причинения вреда 1946 г. Этот закон предусматривает имущественную ответственность федеральной казны за вред, причиненный неправомерными действиями государственных служащих.

Федеральные департаменты и ведомства издают нормативные акты в виде приказов, инструкций, правил производств и процедуры и т. д. Административные нормативные акты по мере их принятия публикуются в официальном периодическом издании «Федерал рэджистер», а также помещаются в регулярно обновляемый многотомный «Свод федеральных предписаний», где акты группируются сначала по разделам, а затем внутри каждого раздела -по учреждениям

И, как уже ранее было сказано, большую роль в создании американского административного права сыграли суды. В США они являются последней инстанцией, решающей все спорные вопросы права. Их толкование конституций, законов и других нормативных актов считается наиболее квалифицированным и авторитетным.

Специфика формирования отрасли предопределяет и её содержание. В науке административного права США очень много внимания уделяется судебным и квази-судебным процедурам рассмотрения споров с гражданами, толкованиям Конституции и поправок к ней, которыми закрепляются публичные права и свободы. Можно сказать, что наука административного права США обслуживает интересы граждан в первую очередь, направлена на формирование безконфликтного управления, где конфликты выступают в качестве важного показателя качества деятельности администрации.

С точки зрения американских юристов административное право США регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией

Организация административной системы и структура отдельных учреждений не являются, по их мнению, объектом регулирования этой отрасли права. По установившейся традиции административное право регулирует три объекта: административное нормотворчество; административную квазисудебную деятельность; контроль судов над администрацией.

Американцы склонны рассматривать свое административное право как совокупность юридических норм, призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии.

Американскую юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его права на участие в этом процессе и те возможности, которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое административное право следует, скорее, именовать «административно-процессуальным».

Франция

Современное французское административное право – результат эволюционного развития, история которого насчитывает несколько столетий. Административному праву Франции присущи также тщательная разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура. В силу этого опыт Франции в области административного права для России чрезвычайно важен.

Для Франции характерны традиционно сильная централизация власти в стране (это унитарное государство). Другой особенностью является наличие обособленных административных судов.

Административное право во Франции регулирует значительно более широкий круг вопросов, чем в США. Административное право регулирует всю сферу организации и деятельности административных органов и административных учреждений и их должностных лиц, вопросы набора и статуса государственных служащих организацию и деятельность. Административные органы занимают в государстве ключевое положение. Они проводят в жизнь политические решения, принимаемые законодателями.

Французская правовая система основана на традициях письменного права, поэтому источниками административного права Франции являются, прежде всего, Конституция, законы, подзаконные акты. Много внимания уделяется доктрине.

В отличие от иных отраслей права в области административного права отсутствует кодекс типа Гражданского, Торгового или Уголовного. Отсутствуют и кодексы по отдельным институтам административного права. Вместо этого имеется более 30 сборников законов и других актов.

Административных нормативных актов еще больше, чем законов. Их издают как центральные (Президент, Правительство, министерства и ведомства), так и местные (мэры коммун, т. е общин, председатели региональных и генеральных советов, префекты и т. д.) органы. Хотя ГК запрещает судам формулировать нормы права, на практике суды, в том числе и административные (прежде всего Государственный совет), принимая решения по конкретным делам, нередко создают новые правовые нормы.

 

 

Основная литература* [Электронный ресурс] При отсутствии доступа из ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/ доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp

1. Агапов А.Б. Административное право : учебник. М.: Юрайт, 2015. 936 с.

2. Административное право : учебник / С.Н. Братановский, А.А. Мамедов. М. : Юнити-Дана, 2015. 543 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426495.

3. Административное право России : учебник / под ред. В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, П.И. Кононов. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2015. 687 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114572.

4. Конин Н.М.. Маторина Е.И. Административное право : учебник. М.: Юрайт, 2015. 574 с.

5. Мигачев Ю.И.. Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ : учебник. М.: Юрайт, 2015. 519 с.

6. Копытов Ю.А. Административное право : учебник . М.: Юрайт, 2015. 649 с.

7. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : учебник . М.: Норма, 2015. 576 с.

8. Стахов А.И., Кононов П.И., Гвоздева Е.В. Административное право : учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 261 с.

9. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право : учебник. М.: Юрайт, 2015. 510 с.

10. Ястребов О.А., Зеленцов А.Б. Административное право : учебник. М.: Издательство Российский университет дружбы народов, 2015. 300 с.

11. Макарейко Н.В. Административное право : учеб. пособие. М.: Юрайт, 2015. 212 с.

12. Мелехин А.В., Диканова Т.А., Кардашова И.Б., Попова Н.Ф., Козлов Т.Л.. Субанова Н.В. Административное право Российской Федерации : учебное пособие. М.: Юстиция, 2016. 616 с.

13. Четвериков В.С. Административное право Российской Федерации : учебное пособие : 6-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана, 2015. 415 с.; То же [Электронный ресурс].URL:http://biblioclub.ru/index.ph p?page=book&id=114574.

14. Административное право Российской Федерации : практикум / под ред. А.П. Алехин. - 2-е изд. М. : Зерцало-М, 2014. 256 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221642.

15. Конин Н.М.. Маторина Е.И., Лакаев О.А., Мильшин Ю.Н., Смагина Т.А.. Соболева Ю.В., Соколов А.Ю.. Тарулина Е.В.. Ярош Г.Ф. Административное право. Практикум : учеб. – практ. пособие. М.: Юрайт, 2014. 446 с.

16. Попова Н.Ф. Административное право : учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 298 с.

17. Потапова. А.А. Административное право. Конспект лекций. М. : Проспект, 2015. 125 с.; То же [Электронный ресурс].-URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276974.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.