Регистрации подлежат все кино- и видеофильмы российского, зарубежного и совместного производства, используемые в целях: тиражирования и распространения; сдачи в прокат и аренду; публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации;трансляции по кабельному телевидению. Регистрацию кино- и видеофильмов осуществляет Министерство культуры РФ.Органы исполнительной власти субъектов РФ, исходя из традиций, обычаев и национального состава региона, могут уточнять рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории и определять порядок публичной демонстрации кино- и видеофильма на территории региона.
Охрана и использование памятников истории и культуры на территории РФ.
ФЗ" ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РФ" Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
1) установление ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;
2) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;
3) утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
4) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством РФ.
132. Административно-правовые основы государственного управления наукой и государственной научно-технической политикой.
Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов госу
дарственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Из этого определения, изложенного в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,[188] следует, что данный Закон разделяет всю творческую научную деятельность на два вида: научную и научно-техническую.
Научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
а) фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых
Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 605 утверждена федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы».[189]
Фундаментальные и прикладные научно-технические исследования проводят научные организации. Научной организаций признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научнуюи научнотехническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научно-исследовательские образовательные учреждения высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность.
В целях регулирования отношений в сфере науки Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
При этом свидетельство о государственной аккредитации выдается только той научной организации, объем научной деятельности которой составляет не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов и других льгот, установленных для научных организаций законодательством РФ.
Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная или научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством РФ может присваиваться статус государственного научного центра.
В систему научных организаций входят:
— академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус. Это — Российская академия наук (РАН), ее региональные отделения — Дальневосточное отделение РАН, Сибирское отделение РАН, Уральское отделение РАН;
— отраслевые академии наук: Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств;
— научно-исследовательские институты, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские и иные организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.
Структура РАН и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в них научных организаций определяются уставами указанных наук.
Кроме того, перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомственных РАН, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 826.
Российская академия наук является самоуправляемой организаций, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников.
Правительство РФ принимает меры, направленные на улучшение работы и финансирование РАН, общее число членов (академиков и член-корреспондентов) которой составляет 1350. Так, Правительством РФ были приняты постановления в 1998-й, 2000-й и последующие годы об упорядочении условий труда членов академии, ее президиума и работников аппарата РАН, отраслевых академий наук, что создает определенные социальные гарантии их жизни и деятель- ности.236
В целях обеспечения условий повышения конкурентноспособности российской экономики в XXI в. на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном сек
торе экономики Правительством РФ 18 июня 1999 г.
принято постановление № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».[190]
Статус такого научного центра присваивается Правительством РФ научным организациям, осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач.
Таких всемирно известных государственных научных центров немного, например Курчатовский научный центр.
В Санкт-Петербурге имеется Научный центр РАН, который объединяет 24 института РАН (мозга человека им. акад. И. П. Павлова, ядерной физики им. Б. П. Константинова и др.), семь научных учреждений РАН (Главная астрономическая обсерватория в Пулково, НИЦ экономической безопасности, НТЦ микроэлектроники при Физико-техническом институте им. А. Ф. Иоффе) и двенадцать филиалов и отделений московских институтов РАН.
Результаты выполненных с использованием средств федерального бюджета научных исследований Российской академии наук и отраслевых академий наук передаются государству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и научных и научно-технических результатах.
7 апреля 1999 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».238 Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При этом утверждаются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной (внедренческой) деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития наукограда, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы организации научно-производственного комплекса наукограда.
Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса утверждены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1072.
В соответствии с установленным порядком, например, городу Обнинску Калужской области Указом Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 присвоен статус наукограда Российской Федерации и утверждена программа его развития на 2000-2004 годы.[191]
Существенную роль в развитии науки играют высшие учебные заведения профессионального образования. Вузовские ученые руководят подготовкой научных кадров, пишут учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи. Кроме того, они выполняют научную работу по договорам с министерствами и ведомствами, участвуют в подготовке нормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов в органах государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. № 660 утверждена федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы».[192] Цель программы — развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового мышления в постиндустриальном обществе; быстрейшее внедрение результатов научной деятельности в практику.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закреплено, что управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти ее субъектов, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществлению межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и техники.
Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:
— утверждают уставы государственных организаций;
— осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
— осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Указанным Федеральным законом разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.
Непосредственным органом государственного управления в области науки (до выхода Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») являлось Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
С 2004 г. регулирование отношений в области науки возложено на Министерство образования и науки, в ведении которого находится Федеральное агентство по науке и инновациям, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 281.[193] Данным постановлением установлено, что агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору) в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Кроме того, в ведении Министерства образования и науки находится Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299.[194]
Положением определено, что данная служба осуществляет прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизу и выдачу патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и других свидетельств.
133. Административно-правовое регулирование вопросов социальной защиты и социального обеспечения.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В реализации государственной социальной политики задействованы различные органы государственной и муниципальной власти. Общее руководство в этой области осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент в соответствии с положениями Конституции РФ определяет основные направления в области социальной политики и социальной защиты граждан.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; совершенствует систему социального обеспечения, а также решает другие задачи в этой области.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России). Положение о нем утверждено Правительством РФ от 23 апреля 1997 года.
Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, призвано обеспечивать в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения, прежде всего пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.
Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. В Омской области создано Главное Управление социальной защиты населения, аналогичные управления и отделы имеются в администрациях городов, округов и районов.
К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Управление ими осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Выводы
Государственное регулирование в области социального обеспечения призвано создавать условия, гарантирующие достойную жизнь и свободное развитие человека. В осуществлении этой деятельности участвуют различные органы государственного управления, которые составляют единую систему органов управления социальным обеспечением. Общее руководство в данной области осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социального обеспечения граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
134. Административно-правовые основы государственного управления таможенным делом.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.