Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 № 381- ФЗ (ред. от 28.12.2013)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методами государственного регулирования торговой деятельностив настоящее время являются:

1. установление требований к ее организации и осуществлению;

2. антимонопольное регулирование;

3. информационное обеспечение;

4. государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Государственное регулирование торговли как вида предпринимательской деятельности осуществляется Федеральными законами общеотраслевого значения. В их числе Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует прежде всего назвать:

§ Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации;

§ План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»;

§ Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.

Примером применения программного метода для развития торговли является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15.02.2010 № 123.

Систему органов государственного управления в области торговли образуют Минпромторг России и подведомственное ему Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная антимонопольная служба и другие органы исполнительной власти в пределах предоставленной компетенции.

Так, управление в области оборота (обращения) отдельных видов товаров закреплено за различными федеральными органами исполнительной власти:

§ оружия: за Министерством внутренних дел РФ;

§ наркотических средств и психотропных веществ: за Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

§ лекарственных средств: за Министерством здравоохранения РФ;

§ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, табачной продукции, пестицидов и агрохимикатов: за Министерством сельского хозяйства РФ;

§ драгоценных металлов и драгоценных камней: за Министерством финансов РФ;

§ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: за Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности установлены ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 №381- ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

119. Административно-правовые основы государственного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 26 января 2005 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, а также защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 390.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Минрегион России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

о порядке предоставления материальной поддержки проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

перечень поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;

федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

о порядке разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотре государственных градостроительных нормативов и правил;

о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;

определяет стоимость 1 кв. м жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд;

методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги.

Министерство осуществляет:

мониторинг и анализ реализации государственной региональной и национальной политики, в том числе в области развития регионов с социально-экономическими, географическими и другими особенностями и в области местного самоуправления;

мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации по стабилизации общественно-политической обстановки и содействию социально-экономическому развитию субъектов Северного Кавказа;

разработку годовых и ежеквартальных докладов о социально-экономическом состоянии субъектов Федерации;

организацию разработки федеральных целевых программ регионального и территориального развития, функции государственного заказчика-координатора таких программ;

разработку программ в сфере реализации государственной политики по возрождению и развитию российского казачества, а также осуществляет другие полномочия, указанные в Положении о министерстве.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство наделено соответствующими правами.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. Агентство осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:

проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

организует проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства; формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Росстрой осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства, а также осуществляет другие функции, указанные в Положении об Агентстве, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г. <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2568.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент. Спецстрой России подведомствен Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности.

Основными задачами Спецстроя России являются:

строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ;

строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;

техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории страны;

строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

прикрытие, повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой системы электросети Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства;

участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российском Федерации в целях обороны;

обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;

организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации.

Положением о Спецстрое России, утвержденным Указом Правительства от 16 августа 2004 г. <*>, определены полномочия этого органа и его директора.

 

120. Административно-правовые основы государственного управления на транспорте.

Министерство транспорта РФ (Минтранс России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

Минтранс России осуществляет руководство и организацию деятельности Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации и Постоянного представительства Российской Федерации при Международной морской организации. Оно организует также проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.

Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

Осуществляя свои полномочия, Минтранс России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, морских судов и судов внутреннего водного транспорта;

порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

порядок диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях;

положения о капитанах морских и речных портов, лоцманской службе и другие нормативные правовые акты, указанные в Положении о министерстве.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Свою деятельность Служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г.

Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров Российской Федерации: о гражданской авиации, торговом мореплавании, внутреннем водном транспорте РФ, о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль), о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации транспорта.

Руководитель Службы и ее работники в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают полномочиями соответствующих инспекторов, обладающих юрисдикционными полномочиями.

Служба осуществляет лицензирование и проводит сертификацию, ведение учета происшествий и иные полномочия в установленной сфере деятельности. Она имеет право: проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок; давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также меры по ликвидации последствий нарушений законодательства.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. Свою деятельность Агентство реализует непосредственно и через свои территориальные органы.

Агентство осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Агентство организует проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения; осуществляет аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации; согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными соглашениями; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции в соответствии с Положением об Агентстве, утвержденном Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог. Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Агентство организует: работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них; оформление и выдачу разрешений на международные перевозки пассажиров, багажа и грузов в соответствии с межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении; расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам; обеспечение соответствия состояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, а также осуществляет другие полномочия, указанные в Положении об Агентстве, утвержденном Постановлением Правительства от 23 июля 2004 г.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Агентство осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. К его полномочиям относятся: установление сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте; составление перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполнение ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; принятие решений об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования; пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполняет иные полномочия, указанные в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 30 июля 2004 г.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Агентство организует: проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации; диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям, а также осуществляет иные полномочия, указанные в Положении об Агентстве, утвержденном Постановлением Правительства от 23 июля 2004 г.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Свою деятельность оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Агентство организует: создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации; создание и ведение Государственного каталога географических наименований; службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения; работу по установлению, нормализации, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географических объектов; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами, а также осуществление иных полномочий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства от 29 июля 2004 г. <*>, и Федеральным законом "О геодезии и картографии" от 26 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями) <**>.

 

121. Административно-правовые основы государственного управления в энергетике.

Под энергетикой понимается отрасль экономики, охватывающая выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии (электрической, атомной, тепловой и др.).

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" электроэнергетика представляет собой отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:

- обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

- эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;

- достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

- обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

- обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию;

- создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;

- развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

- обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка;

- сохранение элементов государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;

- обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики.

В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:

- государственное регулирование и контроль в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;

- государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами;

- государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;

- управление государственной собственностью в электроэнергетике;

- лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- техническое регулирование в электроэнергетике;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, в том числе технических регламентов, устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1996 г. "Об энергосбережении" энергосбережением является реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Основными методами реализации энергосберегающей политики государства являются стандартизация, сертификация и метрология. В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности. Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования. При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" деятельность в области использования атомной энергии включает:

- размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

- разработку, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;

- обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;

- контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии;

- проведение научных исследований во всех областях использования атомной энергии;

- физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии;

- государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

- подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- выполнение иных видов деятельности в области использования атомной энергии.

На территории Российской Федерации осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой в целях своевременного выявления изменений радиационной обстановки, оценки, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также в целях систематического предоставления соответствующей оперативной информации органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и организациям для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия.

Ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, независимо от формы собственности, подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, принимаются Правительством Российской Федерации. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются Правительством Российской Федерации при согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов.

В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой.

В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ обеспечивается эксплуатирующими организациями и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - это деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:

- государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

- государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;

- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов РФ, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;

- определение основ ценовой политики в отношении газа;

- создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;

- обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;

- обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.

Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

122. Административно-правовые основы государственного управления в строительстве.

Административно-правовое регулирование в строительном комплексе

Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды, передвижные механизированные колонны и т.д.), по видам собственности (государственные и муниципальные строительные организации, кооперативные и частные строительные фирмы) и по своим организационно-правовым формам (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия) и иные по наименованию строительные организации, правовой статус которых определяется рассмотренными выше законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и других организационно-правовых формах коммерческих организаций.

В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов — промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д.

Проектирование — процесс создания комплекта технической документации, по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения. Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций, которые на договорных началах разрабатывают для конкретных заказчиков проекты строительства, а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают, как правило, после проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации.

Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).

В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительной документации; организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и некоторые другие вопросы (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).

Общеэкономические министерства и ведомства (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ), как органы межотраслевого функционального регулирования, в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно-экономических комплексах.

Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зданий и сооружений).

На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство. В процессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр — контроль представителя проектной организации за правильностью исполнения проекта строителями.

Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемических и других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видов государственного контроля и надзора. На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор, давая заключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил. В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственный контроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями. При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять меры административного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания, предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ.

 

123. Административно-правовые основы государственного управления физической культурой и спортом.

 

В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Физическая культура и спорт". Ее предметную основу составляет комплексная гуманитарная область - физическая культура и спорт. В управленческую часть указанной системы входит один государственный орган исполнительной власти - Министерство спорта Российской Федерации.

Область физической культуры и спорта регулируют Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты. Согласно Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ [27. Ст. 72, ч. 1, п. "с"]. Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте определил Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [170].

Спорт - это область социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Физическая культура является частью культуры, представляющей собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Указанный выше Закон определил, что законодательство о физической культуре и спорте включает федеральные законы и соответствующие им законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ. Он предусматривает, что по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты.

В Законе установлены виды субъектов физической культуры и спорта. К ним относятся: 1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; 2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; 3) оборонные спортивно-технические организации; 4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; 5) Олимпийский комитет России; 6) Паралимпийский комитет России; 7) Сурдлимпийский комитет России; 8) Специальная олимпиада России; 9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации; 10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; 11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; 12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.

В период подготовки России к проведению в стране XXII Олимпийских игр важное регулирующее воздействие на рассматриваемую область оказывает Федеральный закон "Об организации и о проведении Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |198|.

 

124. Административно-правовые основы государственного управления стандартизацией, метрологией и сертификацией.

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей страны в цивилизованное экономическое пространство.

Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»:

- дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг, ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным лабораториям и порядком их аккредитации.

В «Основах метрологии» рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по метрологии в зарубежных странах.

В разделе «Основы стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях, что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с зарубежными партнерами и агентами.

«Основы сертификации» посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы аккредитации, изучить актуальность области сертификации.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Российской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира.

Под измерениями понимают способ количественного познания свойств физических объектов. Существуют различные физические объекты, обладающие разнообразными физическими свойствами, количество которых неограниченно. Человек в своем стремлении познать физические объекты - объекты познания - выделяет некоторое ограниченное количество свойств, общих в качественном отношении для ряда объектов, но индивидуальных для каждого из них в количественном отношении. Такие свойства получили название физических величин.

Физические величины различают в качественном и количественном отношении. Качественная сторона определяет "вид" величины (например, электрическое сопротивление), а количественная - ее "размер" (например, сопротивление конкретного резистора). Таким образом, физическая величина - свойство, общее в качественном отношении для множества объектов и индивидуальное в количественном отношении для каждого из них. Количественное содержание свойства, соответствующего понятию "физическая величина", в данном объекте - размер физической величины. Размер физической величины существует объективно, вне зависимости от того, что мы знаем о нем.

В результате измерений человек получает знания об объектах в виде значений физических величин. Понятие "физическая величина" распространяют на свойства, изучаемые не только в физике, но и в других областях науки и техники.

Метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Величина в метрологии, по сути, это общее наименование массы, длины, силы, напряжения и т.д., и неоправданно придавать этому термину дополнительную смысловую нагрузку.

Взяв за основу определение, приведенное в книге, можно предложить следующую формулировку: величина (в метрологии) - это общее название количественных характеристик объектов (явлений, процессов, событий, свойств и состояний тел или веществ,, и т.п.).

Значение физической величины - количественная оценка измеряемой величины должна быть не просто числом, а числом именованным, т.е. результат измерения должен быть выражен в определенных единицах, принятых для данной величины. Только в этом случае результаты измерений, полученные различными средствами и разными экспериментаторами, сопоставимы.

Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины называют погрешностью измерения.

Объектами измерений являются свойства или качества определенного объекта. Вес, цвет, умственные способности - это типичные примеры для иллюстрации смысла, который здесь придается слову "свойство".

Свойства существуют только в связи с реальными объектами, такими, как физические тела, электромагнитные волны, люди и организации.

Таким образом, измерение заключается в количественном, численном выражении определенных свойств, качеств объекта.

Некоторые свойства объекта имеют непосредственно количественное выражение, это так называемые количественные признаки. Количественными признаками являются, например, возраст человека, который может быть точно выражен числом лет, число работников предприятия, объем реализации в натуральном или денежном выражении и т.п.

Качественные признаки не могут быть непосредственно выражены числами, поскольку отличаются друг от друга не количеством, а качественным содержанием. Как правило, качественный признак представляет собой достаточно сложный комплексный показатель, который может включать в себя множество признаков более низкого уровня иерархии, как количественных, так и качественных. Например, если для характеристики экономики данного государства, ввести признак "налоговый климат", то очевидно, что он будет складываться из множества количественных признаков: доля ВВП, изымаемая в виде налогов; общее количество налогов в государстве; распределение налогового бремени между производством и потреблением и т.д. Налоговый климат в стране характеризуется также и качественными признаками: имеющиеся льготы в налогообложении; общая направленность налоговой политики государства (фискальный характер налоговой политики, политика, стимулирующая производство, потребление, защищающая отечественного товаропроизводителя, направленная на привлечение инвестиций и т.д.); правовой культурой в области налоговых взаимоотношений и др.

 

Основные понятия в области метрологии: метрология, измерение, средство измерений, эталон единицы величины, единство измерений.

Метрология - это наука об измерениях, о методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Метрология подразделяется на законодательную метрологию - раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений; теоретическую метрологию – раздел метрологии, посвященный изучению ее теоретических основ; практическую метрологию – раздел метрологии, посвященный изучению вопросов практического применения в различных сферах деятельности результатов теоретических исследований в рамках метрологии и положений законодательной метрологии.

Измерение - познавательный процесс, заключающийся в сравнении путем физического эксперимента данной величины с известной величиной, принятой за единицу сравнения. Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Значение величины, найденное путем его измерения, называется результатом измерения. Значение величины, полученное при отдельном измерении, называется результатом наблюдения (точнее - измерения). Наблюдением при измерении является экспериментальная операция, выполняемая в процессе измерений, в результате которой получают одно значение из группы значений величины, подлежащих совместной обработке для получения результата измерения.

В определение понятия метрологического обеспечения входит термин «единство измерений», под которым понимается такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, размеры которых соответствуют единицам, воспроизводимым эталонами, погрешности результатов измерения известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пределы.

Единство измерений обеспечивается единообразием средств измерений и правильностью методик их выполнения. При этом под единообразием средств измерений понимается такое их состояние, при котором они градуированы в узаконенных единицах и их метрологические свойства соответствуют установленным нормам.

Погрешность измерения - отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.

Точность измерений - их качество, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины.

Правильность измерений - их качество, отражающее близость к нулю систематических погрешностей в их результатах.

Сходимость измерений - их качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в одинаковых условиях.

Воспроизводимость измерений - их качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в различных условиях (в разное время, в различных местах, разными методами и средствами).

Вид измерений - часть области измерений, имеющая свои особенности и отличающаяся однородностью измеряемых величин.

Средства измерений - это технические средства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические свойства. От средств измерений непосредственно зависит правильное определение значения измеряемой величины в процессе измерения. В число средств измерений входят меры, измерительные приборы, измерительные установки, измерительные системы и измерительные преобразователи; к ним относятся также измерительные принадлежности, которые, однако, не могут применяться самостоятельно, а служат для расширения диапазона измерений, повышения точности измерений, передачи результатов измерений на расстояние и обеспечения техники безопасности в процессе измерения. К средствам измерения не следует относить устройства, служащие для создания заданных условий измерений (различные регулирующие устройства, реостаты, термостаты, барокамеры и т. п.)

 

125. Административно-правовые основы государственного управления в сельском хозяйстве.

В сфере сельского хозяйства органы местного самоуправления обладают полномочиями, которые позволяют им владеть, управлять, пользоваться, распоряжаться землей и земельными участками как муниципальной собственностью. Они имеют право осуществлять продажу земельных участков, передавать в аренду, в пожизненное наследуемое владение, временное пользование; планировать использование муниципальных земель; предоставлять земельные участки под строительство; изымать земельные участки в границах муниципального образования для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа; взимать плату за землю.

На них возложено регулирование использования водных объектов местного значения; установление правил землепользования; осуществление земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования; принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства, в том числе в связи с самовольным занятием земельных участков. Они ведут кадастр землеустроительной документации и т.д.

В сфере сельского хозяйства функционируют контрольные и надзорные органы, образованные государством.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 июня 2004 г. (Российская газета. 2004. 15 июля.), осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Она осуществляет надзор за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений; за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов, использованием селекционных достижений, безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок и т.д.

Контроль и надзор проявляется в выдаче Службой лицензий на отдельные виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства; на проведение мероприятий по акклиматизации, содержанию и разведению объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов; в выдаче разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами; на ввоз в РФ и вывоз из РФ, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции.

На нее возложена выдача удостоверения на право охоты; регистрация объектов надзора в сфере ее деятельности; осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ в сфере ветеринарии и карантина растений на Государственной границе РФ и на транспорте, в том числе требований по обеспечению охраны территории РФ от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов.

В пределах своей компетенции Служба вносит предложения об установлении и отмене на территории РФ или ее субъекта карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также устанавливает и упраздняет карантинные фитосанитарные режимы и зоны. Она принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Для решения стоящих перед ней задач Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, научных исследований по вопросам осуществления надзора в сфере ее деятельности; давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам своей компетенции; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в сфере ее деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства РФ; осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов и т.д.

Служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор). В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 13 декабря 1993 г.(САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943; СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345; 1998. № 6. Ст. 760.), он осуществляется единой системой органов, в которую входят: Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России (Главгостехнадзор России), государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов РФ, соответствующие государственные инспекции городов и районов.

Данные органы осуществляют надзор: за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от их принадлежности в целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды; за соблюдением в АПК правил эксплуатации машин и оборудования; установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования. Им предоставлено право приема экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачу соответствующих удостоверений; осуществлять регистрацию тракторов и других самоходных машин и т.д.

Главгостехнадзор России разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию по вопросам гостехнадзора; участвует в разработке стандартов и других нормативных документов, закрепляющих требования к эксплуатации и техническому состоянию поднадзорных объектов, а также в разработке нормативных документов, определяющих порядок подготовки и аттестации трактористов и машинистов самоходных машин и др.

 

126. Административно-правовые основы государственного управления в промышленной сфере.

Под административно-правовой организацией управления понимается закрепленная нормами админстративного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их административно- правовой статус, взаимоотношения этих субъектов вне и внутри системы.

Общие правовые основы организации промышленного производства, в том числе основы административно-правого регулирования в сфере промышленного производства, на федеральном уровне не определены. Соответствующий федеральный закон отсутствует.

Административно-правовое регулирование промышленного производства и торговой деятельностиосуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти.

Правительство РФ определяет основные направления государственной промышленной и торговой политики, утверждает и обеспечивает реализацию

федеральных программ в области развития промышленного производства и торговли, принимает нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные вопросы функционирования промышленного производства и осуществления торговли, в частности утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих административноправовое регулирование в этих сферах, порядок лицензирования отдельных видов промышленной и торговой деятельности, правила продажи отдельных видов товаров и т.п.

Минпромторг России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:

• по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;

• по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, лесной, целлюлюзо-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности и тд.

• функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установленной сфере деятельности.

В ведении Минпромторга России находится Росстандарт, который осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Минэнерго России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

• топливно-энергетического комплекса, в том числе но вопросам электроэнергетики;

• нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

• газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности;

• магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;

• возобновляемых источников энергии;

Функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленности и торговли осуществляют, в частности, следующие федеральные органы исполнительной власти:

1) Ростехнадзор, находящийся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (см. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401);

2) Росалкогольрегулирование, находящееся в ведении Правительства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за законностью производства и оборота, в том числе оптовой и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) Роспотребнадзор, находящийся в ведении Правительства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей, в том числе за соблюдением правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

 

127. Лицензионные процедуры в сферах и областях государственного управления (экономике, социально-культурной сфере, административно-политической сфере).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.