1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)
2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)
3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)
4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)
10. Распространенным обращением осложнено предложение.
1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)
2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)
4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)
11. Знаки препинания расставлены правильно в предложении.
1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)
2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)
3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)
4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)
12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении.
1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)
2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)
3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)
4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)
13. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется.
1) обращение.
2) вводное слово.
3) слово-предложение.
4) обособленное приложение.
5) уточняющие члены предложения.
В каком предложении нет обращения?
I) Зачем ты, Балда, к нам залез?
2) Воротись, поклонися рыбке.
3) Постой, друг, постой немножко.'
4) Здравствуй, солнце да утро веселое!
15. В каком предложении нет обращения?
1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?
2) Взвейтесь кострами, синие ночи!
3) Ты, видимо, меня не услышал.
4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.
16. В каком предложении есть обращение?
1) Откуда ты идешь?
2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.
3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.
4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.
ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДНИЯ ПО ТЕМЕ №16.
Задание 1..Объясните, почему каждое высказывание стилистически разнится?
Расставьте их по «рейтингу официальности». Для выполнения задания переносите обращения в соответствующий столбец.
Надежда наша и опора - Петр!…
Уважаемые коллеги!
Друзья!
Дорогая Юлия Петровна! (благодарность за помощь)
Дорогая наша именинница!
Уважаемый Иван Иванович!
Граждане пассажиры!
Товарищи!
Господа!
Дружок!
А поди-ка сюда, душка Иванов!
Ребята!
официальные обращения | дружеские | разговорные |
Задание 2. Изучите схемы 1 и 2. Ответьте на вопросы. Какие правила (постулаты) необходимо соблюдать при уважительном общении? Приведите примеры из жизни и из литературных источников.
Схема 1
Схема 2
На какие сигналы следует обращать внимание при уважительном общении?
Чем отличается похвальное слово, хвалебная речь от комплимента? Что между ними общего?
Как вежливо возразить? Назовите знакомые Вам речевые формулы возражения.
Сколько способов попрощаться Вы знаете?
Как утешить человека? Какие речевые формулы утешения Вам знакомы?
Сколько способов выражения просьбы в русском языке?
Как вежливо поблагодарить? Назовите речевые формулы благодарности.
Приведите примеры правильного и неправильного использования Вы- и Ты-общения в различных жанрах деловой речи (из личного опыта).
Задание 3. Назовите и запишите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к патрульному, чтобы узнать, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению.
Задание 4. Составьте перечень этикетных формул, которыми можно подчеркнуть дистанцию официального общения, если собеседник неоправданно выбирает Ты-общение?
Задание 5. Составьте текст поздравительного письма, адресованного ректору академии и сравните его с теми поздравительными текстами, которые вы адресуете своим близким (выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).
Задание 6. Составьте презентационную речь. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи при условии, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, юристы, журналисты? Какое обращение уместно, если вы обращаетесь к подчиненным? Как обратиться к швейцару, официанту? Как обратиться к секретарю в приемной?
Задание 7. Познакомьте своего начальника с прибывшим иностранным партнером, с клиентом вашей фирмы.
Задание 8. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы отказа принять предложение; выслать новые каталоги, образцы материалов; принять посетителя?
Задание 9. Проиграйте ситуацию. Извинитесь по телефону за отсутствие вашего представителя на переговорах.
Задание для проверки достижения конкретных целей обучения по теме №16.
Задание 1. Письменно объясните, как вы понимаете пословицы:
Слово не зря молвится.
Не бросай слов на ветер.
Слово — серебро, молчание — золото.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
По платью встречают, по уму провожают.
Задание 2. Составьте текст поздравительной речи (в честь юбиляра, годовщины деятельности академии). Выделите графически его композиционные части.
Задание 3. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку (составьте ее для себя) или без нее.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17 (2 часа)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1508.