Краткие методические указания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

        к проведению практического занятия №15.

     При подготовке к практическому занятию необходимо будет:

1. повторить материалы лекции;

2. проработать теоретический материал.

     В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия.

ВХОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.
a) Сделайте одолжение, выполните мою просьбу …
b) Если вас это не затруднит …
c) Могу ли я попросить вас …
d) Настаиваю, чтобы вы приняли решение о …
2. При отказе в речевом этикете используются определенные выражения. Укажите лишнее.
a) Разрешите дать вам совет …
b) Я вынужден запретить …
c) В настоящее время это сделать невозможно.
d) Простите, но мы не можем выполнить вашу просьбу.
3. Для выражения положительного отношения к человеку используются определенные этикетные формы. Укажите лишнее.
a) Скатертью дорога.
b) У вас прекрасный вкус.
c) Какой вы добрый человек.
d) Вы такой хороший специалист.
4. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.
a) Вы тоже хорошо выглядите.
b) Вы мне делаете комплимент.
c) Спасибо.
d) Спасибо за комплимент.
6. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима такта
b) максима качества
c) максима релевантности
d) максима количества
7. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена: Давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.
a) максима количества
b) максима способа выражения
c) максима качества
d) максима релевантности
8. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена: Старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.
a) максима релевантности
b) максима качества
c) максима количества
d) максима способа выражения
10. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена: Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.
a) максима способа выражения
b) максима качества
c) максима количества
d) максима релевантности
11. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима способа выражения
b) максима великодушия
c) максима одобрения
d) максима такта
12. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима релевантности
b) максима согласия
c) максима великодушия
d) максима скромности
13. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима качества
b) максима согласия
c) максима симпатии
d) максима такта
14. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).
a) максима такта
b) максима симпатии
c) максима великодушия
d) максима одобрения
15. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
a) максима скромности
b) максима великодушия
c) максима одобрения
d) максима согласия

































































ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ №15.

Задание 1. Постройте диалоги в соответствии с требованиями речевого этикета па следующие темы:

1. На улице:

• вы обращаетесь к кому-либо с какой-нибудь просьбой;

• вы отвечаете на подробные вопросы;

• вы приветствуете знакомых на улице.

2. Знакомство:

• вы знакомитесь с ровесником (девушкой, юношей);

• вы представляетесь людям старшего возраста (женщинам).

3. В деканате /на кафедре:

• вы хотите получить информацию (консультацию);

• вы намерены предъявить документы (справку, зачетную книжку и др.).

4. Совет другу /подруге:

• что подарить;

• какую книгу прочитать;

• что посетить с целью отдыха, развлечения.

5. Соболезнование:

• другу/подруге;

• человеку старшего возраста.

6. Покупатель - продавец:

• вы покупаете товар;

• вы предлагаете товар;

• вы хотите обратить на себя внимание продавца при скоплении народа;

• вы хотите сделать покупателя постоянным клиентом.

Задание 2. Продемонстрируйте знание правил культуры речевого поведения в следующих жизненных ситуациях:

1. Встреча с различными людьми:

• с подругой, которую вы давно не видели;

• со знакомым, которого вы недолюбливаете; с уважаемым вами преподавателем.

• В гостях / Пришли гости:

• вы приветствуете хозяев (ровесников, людей старшего возраста, вашего и противоположного пола); вьг встречаете гостей (разного возраста и пола); вьг поздравляете и вручаете подарки (цветьг); вьг принимаете подарки (цветы) и поздравления; вы представляете гостей; вы рассаживаете гостей за столом; вы провожаете гостей; вы прощаетесь с хозяевами.

• Застолье:

• речевой этикет застолья хозяина дома; речевой этикет застолья в гостях;

• характер и форма беседы за столом (в кругу друзей, в незнакомой компании, в кругу старших людей, на официальном приеме).

• Посещение больного:

• вы навещаете заболевшего друга/подругу; вы навещаете заболевшего преподавателя/начальника.

• Разговор но телефону (как и о чем можно говорить? как начинать и заканчивать разговор?): у вас звонит телефон... (дома/на работе); вы звоните (домой/на работу к кому-то); вы ведете деловой разговор...

• Казусные ситуации:

• вы оказались в щекотливой ситуации (ваше речевое поведение: как себя вести, как выйти из такой ситуации?); кто-то в вашем присутствии оказался в казусной ситуации (каково ваше поведение?).

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по тем Е № 15.

Задание 1. Подготовьте небольшие сообщения на темы: «Жесты», «Мимика», «Интонация, молчание».

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16 (2 часа)

Система обращений в современном русском языке. Формулы извинения. Ситуация отказа. Этикетные требования к невербальным средствам общения.

Содержание программы:

       По данной теме проводится практическое занятие №16 Изучая ее, необходимо уяснить систему обращений в современном русском языке, формулы извинения и отказа, этикетные требования к невербальным средствам общения.

Теоретические вопросы:

1.Обращение в русском языке.

2.Формулы извинения и отказа.

3.Невербальные средства общения.

Источники информации:

Осно вные :

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.     Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. –  М.: Флинта - Наука, 2009.

Дополнительные:

1.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично // Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1998.

2.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1997.

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов. Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

4.Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д, 1997.

5.Курбатов В.И. Культура речевого общения. – Ростов н/Д, 1992.

6.Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. – М., 1992.

7.Панов М.И., Тумина Л.Е. Эффективная коммуникация: Лекции и практикумы. – М., 2008.

8.Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Д, 1998.

9.Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И. Панов; Сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. – М., 2005. – Разд. 2: Теория и практика риторики.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

Дата: 2018-12-28, просмотров: 654.