Научный стиль. Жанрово-ситуативные стили научной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание программы:

Сформировать умение определять признаки научного стиля речи. Сформировать умение составлять аннотацию, реферат, конспект, тезисы, научную статью и монографию.

1. Теоретические вопросы:

1. Понятие научного стиля. Сфера применения, форма и задачи (цели).

2. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

3. Специфика элементов языковых уровней в научной речи (лексические, морфологические, синтаксические).

4. Сфера и условия функционирования научного стиля. Подстили (академический, учебно – научный, научно – информативный, научно – деловой, научно – популярный)

5. Языковые особенности научного стиля.

6.Специальная лексика. Общенаучная и узкоспециализированная терминология. Терминирование слов общенаучного языка.

Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.     Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

       Для проверки полученных знаний предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какие специфические черты научного стиля вам известны?

2. Расскажите о сфере применения, функциях и основных жанрах научного стиля.

3. Какие функционально-смысловые типы текста являются основными в создании жанров научной литературы? Поясните специфику каждого из них.

4. Перечислите методы логической организации текста в научной литературе, дайте им характеристику.

           

Краткие методические указания

К практическому занятию по теме № 5

«Научный стиль. Особенности, сфера применения, черты, функции, основные признаки, лексико-грамматические особенности».

       В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия.

Входящий контроль.

1) Продуктивность отвлеченных существительных с суффиксами

ость, -ство, -ни(е), -и(е), часто содержащих эмоциональную или социаль-

ную оценку (непримиримость, преданность, сотрудничество, единство,

доверие, осуждение и т. п.);

2) активное использование интернациональных словообразовательных

суффиксов аци(я), р(а), -ист, -изм, -ант (изоляция, агентура, расист,

диверсант);

3) частотность иноязычных приставок (обычно в словах общественно-

политического характера) анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-,

транс-, ультра- и др. (антифашист, контрмеры, прозападный, дезинфор-

мация, посткоммунистический) характерны для стиля:

А) публицистического,

Б) официально-делового,

В) научного,

Г) разговорного.

       Тест 2.

Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры,

характерные для ________стиля:

А) научного,

Б) публицистического,

В) художественного,

Г) официально-делового.

       Тест 3.

1) Частотность иноязычных приставок (обычно в словах общественно-

политического характера) анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-,

транс-, ультра- и др. (антикризисный, контрудар, проамериканский,

дезинфекция, постсоветский);

2) распространенность сложных слов (взаимовыгодный, всеевропей-

ский, повсеместный, добрососедский) и слов, образованных путем сложе-

ния (общественно-политический, социально-экономический);

3) употребление аббревиатур (ЧП, АО, СНГ, ОМОН, ООН) и сокра-

щений слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (экс-

клюзивный)).

Перечисленные словообразовательные особенности характерны

для стиля:

А) официального,

Б) публицистического,

В) научного,

Г) разговорного.

       Тест 4.

Научные тексты содержат лексику:

А) профессиональную,

Б) конкретную,

В) абстрактную,

Г) разговорную.

       Тест 5.

1) Типичная связь предложений при помощи повторяющихся сущест-

вительных, часто в сочетании с указательным местоимением (В каждом

ощущении мы различаем силу, высоту, тембр…Мерою силы является…

квадрат амплитуды. …Эта амплитуда может быть крайне мала…);

2) характерно использование вводных и вводно-модальных слов, вы-

ражающих отношение между частями высказывания;

3) частотность слов и оборотов, подчеркивающих последовательность

изложении (во-первых, следовательно, таким образом);

4) характерно употребление наречий в связующей функции, особенно

слов поэтому, тогда, отсюда и др. (отсюда можно сделать заключение). Это

является характеристикой стиля:

А) публицистического,

Б) научного,

В) официально-делового,

Г) художественного.

       Тест 6.

При помощи синонимов создается градация в предложении …

1. Горькая и неприятная для всех правда заключается в следующем.

2. Таким образом, мы имеем факт крепкий, твердый, неопровержимый.

3. Ваша речь должна быть краткой, сжатой, лаконичной.

4. Раньше я не всматривался в унылую, печальную расцветку дожде-

вого воздуха.

       Тест 7.

______научного текста – важнейшая информативная единица, отражающая

тему данного произведения и соответствующая содержанию текста.

А) введение,

Б) заключение,

В) основная часть,

Г) название.

       Тест 8.

Определите жанровую природу научных текстов по их описанию:

Такие научные тексты, как ________, ________, _______, объединены

общими свойствами: являются вторичными жанрами научной речи (со-

ставляются на основе уже имеющихся опорных оригинальных, первичных

текстов) и представляют собой адекватное по смыслу изложение содержа-

ния первичного текста; они отражают главную информацию, содержа-

щуюся в первоисточнике.

А) реферат, аннотация, конспект;

Б) словарь, справочник, каталог;

В) монография, доклад, диссертация;

Г) учебник, методическое пособие, лекция.

       Тест 9.

Основное качество научного стиля:

А) точность,

Б) богатство,

В) выразительность,

Г) лаконизм.

       Тест 10.

Лексика научных текстов содержит:

А) профессиональную лексику,

Б) конкретную,

В) абстрактную,

Г) экспрессивную.

       Тест 11.

Информация, чаще всего отсутствующая в научном стиле:

А) эмоциональная,

Б) объективная,

В) абстрактная,

Г) субъективная.

       Тест 12.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 732.