Задание 5. Найдите «книжные» слова, прокомментируйте уместность их употребления и исправьте предложения, если это необходимо.
1. Параллельно с ремонтом внутренних помещений нужно завершить и благоустройство прилегающей к школе территории. 2. Городской форум тружеников школ откроется выступлением заместителя министра образования Российской Федерации Михайловым А.С. 3. Корифеи педагогики обменялись думами о том, как улучшить процесс преподавания в средней школе, как добиться положительных результатов в воспитании школьников. 4. Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 5. Среди сподвижников Николая Артемьева его друзья - токарь Васильчук, наладчик Никитин, уже много лет работающие в его бригаде. 6. Юрий Иванович Орехов зарекомендовал себя .квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики).
Задание 6. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные). Исправьте предложения.
1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их дело безнадежное. 2. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 3. На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 4. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке. 5. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 6. Среди тройников лучше прыгнул Петров.
Задание 7. Ниже приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», исправьте предложения.
Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 4. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 5. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7. Многого сейчас в бюджет не выжмешь! 8. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор. 9. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 10. Сельские товаропроизводители вынуждены отвлекать прибыль на покрытие стоимости реализованной, но не оплаченной по независящим от них причинам продукции. 11. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.
Задание 8. В приведенных отрывках, касающихся одного исторического события — расстрела трудящихся 9 января 1905 года в Петербурге, определите характерные черты стиля. Одному ли функциональному стилю они принадлежат?
1. «Рано утром 9 января, в воскресенье, толпы рабочих вместе со стариками, женщинами и детьми направились с окраины Петербурга к Зимнему дворцу. Всего их собралось свыше 140 тысяч человек. Они несли иконы, портреты царя и совершенно не подозревали, что царь вызвал войска и отряды полиции для расправы с народом. На пути к царскому дворцу рабочие были остановлены вооруженными солдатами, казаками. Раздалась команда офицеров, и начался расстрел мирной безоружной толпы. Более 3 тысяч человек было убито и ранено в этот день. Так ответил царь на мирную петицию рабочих».
2. «... Так как Николай II был осведомлен о характере рабочего движения и о миролюбивых намерениях его бывших подданных, безвинно убитых солдатами, и, зная это, допустил избиение их, — мы его обвиняем в убийстве мирных людей, ничем не вызвавших такой меры против них. Вместе с тем мы заявляем, что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием».
3. «Движения людей стали нервнее, суетливее; от реки веяло острым холодом. Неподвижно блестели острия штыков. Перекидываясь восклицаниями и подчиняясь напору сзади, люди двигались вперед, те, которые пошли с платками, свернули в сторону. Но впереди все, — мужчины, женщины, подростки, — тоже махали белыми платками... И
вдруг в воздухе что-то нервно и сухо просыпалось, дрогнуло, ударило в толпу десятками невидимых бичей. На секунду все голоса вдруг как бы замерли. Масса продолжала тихо подвигаться вперед.
- Холостыми... — не то сказал, не то спросил бесцветный голос. Но тут и там раздались стоны, у ног толпы легло несколько тел».
Задание 9. Исправьте тексты, выявив случаи неуместного употребления языковых средств. Укажите причину ошибок.
1. Приказ № 21
"Об объявлении благодарности студентам академии"
Наши студенты хорошо сдали сессию, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Они отлично выступили в первом туре конкурса "Студенческая весна – 2015". Надо их порадовать. Мы тут посоветовались и решили дать грамоты.
2. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, мойку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после трудового дня, своего
законного права на заслуженный отдых. (О.А. Крылова Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. С. 149.).
Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 4
Задание 1. Проанализируйте предложенные тексты, укажите, что их объединяет и чем они отличаются. Определите функциональный стиль каждого текста и докажите это.
А) Текст 1.
Осторожно: ДТП!
Март с его капризами – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только доставляют неудобства горожанам, но и таят в себе серьезные опасности.
Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Саратова, как сложно стало передвигаться по центральным улицам города, насколько увеличилась интенсивность движения даже в спальных районах города. Нельзя забывать о том, что машина по-прежнему остается источником повышенной опасности. Как это ни печально, но ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут люди. Не стал исключением и текущий
месяц. Две крупных аварии и более 30 мелких столкновений унесли жизнь четырех человек.
Помните! В 70 % случаев виновниками ДТП являются сами водители. Не забывайте о том, что именно вы учили правила дорожного движения, именно вы являетесь самым воспитанным и законопослушным гражданином.
Б) Текст 2.
Общие обязанности водителей
2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской
помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак
транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
В) Текст 3.
ДТП – буквенная аббревиатура – существительное, состоящее из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание дорожно - транспортное происшествие. Слово ДТП не изменяется, в предложении пишется с большой буквы.
Задание 2. Изложите предложенную информацию в трех стилях: официально - деловом, публицистическом и художественном.
1. Обильный снегопад затрудняет движение автотранспорта.
2. Приобретение норковой шубы стоимостью 80 тысяч рублей.
Задание 3. Напишите 4 микротекста на тему одной из известных вам сказок (например, «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.), используя речевые особенности следующих функциональных стилей: научного, публицистического, официальноделового, обиходно-разговорного.
Задание 4 . Определите, к какому функциональному стилю относится каждый текст. Докажите это.
1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
2. В соответствии с новым Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (вступающим в силу с 1 июля нынешнего года), отныне судьбы оступившихся граждан будут решать суды присяжных. Разумеется, при условии, что "заблудшие и оступившиеся" сами изъявят желания предстать перед присяжным жюри. Разумеется, в развитых странах суды присяжных стали доброй традицией, гарантом законности и
соблюдения прав человека. Однако к чему приведет введение подобной практики в России, в стране со столь "сложной" экономикой, несовершенством законов и разгулом преступности? Готовы ли мы к этому шагу?
4. Тело Алены Гребневой было обнаружено в подъезде дома, где жила девушка. Преступник, по всей вероятности, догнал ее на улице и спокойно шел сзади, пока она не открыла дверь, тогда он вошел вместе с ней. Случилось это около часа ночи, когда Алена возвращалась с работы. Она была парикмахером, работала в салоне, а в нерабочее время частенько обслуживала тех, кому нужна была стильно причесанная головка в ночное
время. В число ее постоянных клиентов входили дамы, посещающие дорогие клубы и казино, и даже двое мужчин с "трудными" волосами, нуждающимися в постоянной укладке (А. Маринина "Когда боги смеются", С. 234).
5. Во всех культурах мира зависть оценивается как проявление морального зла и повсеместно осуждается. Народная мудрость гласит:"Зависть прежде нас родилась". Однако древнегреческий философ Аристотель считал, что существует два рода зависти. "Благая зависть" связана с духом конкуренции, соревнования между людьми в различных
сферах жизни. В этом смысле зависть может побудить человека к более активной деятельности, к новым достижениям и успехам… Отличие "благой зависти" от "низкой" в том, что человек "под влиянием чувства соревнования старается сам достигнуть благ, а … под влиянием зависти стремится, чтобы его ближний не пользовался этими благами.
6. В заключении хотелось бы отметить еще одну особенность речевого портрета Н.И. Матузова. Высокий образовательный, культурологический уровень профессора позволяет ему свободно использовать возможности прецедентных текстов. Это могут быть цитаты философов, мыслителей и известных людей прошлого (Цицерона, Ж..Ж.. Руссо, Гегеля, Гоббса, А.И. Герцена, Р.Иеринга, И.А.Ильина и др.), афоризмы, «говорящие» имена. Интертекстуальность указывает на необычайно широкий кругозор личности.
7. Тишина. Белки рисково скачут с ветки на ветку. Дятел, не щадя черепушки, долбит деревья с заполошным сухим стуком. И время от времени взрякивает вдалеке какая-нибудь нервная собака. Вот, собственно, и все шумы.
…Дом на лоне природы, среди корабельных сосен и елей, как нельзя лучше, по справедливому разумению семейства Куликов, был подходящей декорацией к счастливому детству, плавно перетекающему в беззаботное отрочество и красивую юность. (Леванина Н.Ю. Дом Куликов // Писатели-читатели. С. 13)
8. Законами называются правовые нормы, сознательно и нарочито придуманные органами, учрежденными именно для создания права. Не следует думать, что новое положительное право возникает только в деятельности законодательных органов. Дело в том, что органы правящие и применяющие право также имеют полномочие устанавливать новые правовые нормы; но только нормы, устанавливаемые ими, имеют лишь подчиненное и дополнительное значение и ограниченную сферу действия (И.А. Ильин. Основы законоведения).
Задание 5. Заполните таблицу, указывая факторы, определяющие специфику функциональных стилей
Стилеобразующие факторы
Фактор | ||||||
1. Сфера общения | ||||||
2. Цель общения | ||||||
3. Функции языка | ||||||
4. Типовая ситуация общения | ||||||
5. Способ общения | ||||||
6. Основная форма речи | ||||||
7. Типичный вид речи | ||||||
8. Способ изложения | ||||||
9. Полнота изложения | ||||||
10. Объективность | ||||||
11. Точность | ||||||
12. Экспрессивность | ||||||
13. Стандартизованность речи |
Материал для справок
1. Сферы общения: общественно-политическая, научная, бытовая, правовая, дипломатическая, административно-хозяйственная, сфера искусства, сфера торговли и услуг, сфера обучения и т.д.
2. Цели общения: сообщении нового знания о действительности и доказательство его истинности, установление, поддержание и выяснение и отношений с другими людьми, регламентация отношений в обществе, снятие эмоционального напряжения, формирование общественного мнения, самовыражение, эстетическое воздействие, убеждение в преимуществе некоего объекта по сравнению с другими, решение бытовых вопросов.
3. Функции языка: общение, сообщение, воздействие.
4. Типовые ситуации общения: официальная, неофициальная.
5. Способы общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
6. Формы речи: письменная, устная.
7. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
8. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация, суггестивный (суггестия ‘внушение’), эмоционально и логически воздействующий.
9–13. Полнота, объективность, точность, экспрессивность (установка на выразительность), стандартизированность изложения: «есть» (+), «нет» (–).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 часа)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 3047.