Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
Общими принципами построения бухгалтерского учета являются:
Ø государственное регулирование бухгалтерского учета (Правительством РФ, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресат представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность;
Ø сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета, его рационализации и совершенствовании;
Ø постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции, во внедрении и в укреплении полного хозяйственного расчета;
Ø обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства;
Ø динамичность организации бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета;
Ø применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.
В соответствии с российским законодательством и в зависимости от объема учетной работы руководитель хозяйствующего субъекта может:
Ø лично вести бухгалтерский учет;
Ø передать на договорных основах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или профессиональному бухгалтеру;
Ø ввести в штат бухгалтера;
Ø учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером.
По поручению Правительства РФ правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет федеральный орган исполнительной власти (на сегодня - Министерство финансов РФ). Регулирование вопросов учета предполагает четырехуровневую систему нормативных документов (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; нормативные акты Президента и Правительства РФ; стандарты и приказы по отдельным темам; рекомендательные документы по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, их источников, хозяйственных операций), используя которую хозяйствующий субъект в лице главного бухгалтера разрабатывает с учетом своей специфики собственную учетную политику.
Необходимо изучить Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/98 от 30.12.99 г. № 107н — и выяснить его роль.
Согласно Положению учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения ФХЖ. Различают национальную (государственную) и внутрифирменную (организации) учетную политику. Последняя в связи с введением Налогового кодекса должна увязать принципы и критерии, используемые при ведении учета и составлении отчетности, с системой налогообложения.
Существование многих видов учета призвано максимально удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что, в свою очередь, предопределяет учетную политику экономического субъекта, а в совокупности с финансовой, производственной, маркетинговой политикой способствует получению максимального эффекта от хозяйственной деятельности. При изучении учетной политики необходимо обратить внимание на ее методические и организационные аспекты, выяснить, экономические интересы каких субъектов, при каком виде учета раскрывает учетная политика.
С развитием рыночных отношений, интеграцией Российской Федерации в мировую экономику изменились степень ответственности бухгалтера, его права и круг обязанностей, предъявляемые к нему требования, которые необходимо знать; он должен четко представлять этические и психологические аспекты бухгалтерской профессии и соблюдать кодекс профессиональной этики бухгалтера.
Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу от 01.07.04 г. № 180 предполагается при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики нормативно-правового регулирования в области бухгалтерского учета и отчетности, создать в качестве совещательного специальный орган из авторитетных представителей профессионального сообщества, основной задачей которого должна стать профессиональная специальная экспертиза проектов российских стандартов в области учета и отчетности и разъяснений их, МСФО в процессе одобрения, официального текста МСФО на русском языке и др.
Контрольные вопросы.
14. Какой характер носят МСФО?
15. С какой целью создана классификация стандартов по назначению?
16. На каких экономических признаках основана классификация стандартов по экономическому содержанию?
17. В чем состоит сущность МСФО?
Проблемный семинар 2
Цель семинара – изучить Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/98 от 30.12.99 г. № 107н; выяснить права, обязанности и ответственность бухгалтера; ознакомиться с кодексом профессиональной этики бухгалтера; уяснить правовое и методологическое обеспечение бухгалтерского учета в РФ; ознакомиться с концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу; понять значение международных стандартов учета.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.