Тема: Разработка коммерческой стратегии торговой организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Введение.

1. Разработка коммерческой стратегии как механизм управления перспективным развитием организации.

1.1. Принципы формирования коммерческой стратегии организации.

1.2. Методические подходы и этапы разработки коммерческой стра-
тегии.

2. Оценка коммерческой стратегии организации.

2.1. Составляющие коммерческой стратегии организации и их

оценка.

2.2. Анализ состояния организации и его конкурентных позиций.

3. Выработка коммерческой стратегии организации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

Во введении должна быть обоснована необходимость стратегического управления торговой организацией. Это продиктовано тем, что стратегия обеспечивает обоснованность действий организации и создает условия для максимального использования всех ее ресурсов.

Следует подчеркнуть, что стратегическое управление – действенный механизм успешного развития организации, и, несмотря на слож-
ную экономическую ситуацию в Республике Беларусь, нецелесообразно от него отказываться. В результате экономической нестабильности многие организации Республики Беларусь находятся на грани выживания из-за резкой смены экономических условий. Изменение макроэкономической ситуации и разрыв хозяйственных связей осложнили деятельность организаций. Многие руководители отказались от перспективных прогнозов, стараются решать текущие проблемы, пытаясь выжить в нестабильной экономической ситуации.

Однако в последние годы возрастает потребность разработки стратегии для конкретной организации. Для того, чтобы разработать стратегию, необходимо овладеть методикой выработки собственной стратегии для конкретной организации с учетом реальной обстановки на рынке. Именно на ее основе должна осуществляться реализация детализированных краткосрочных программ.

Во введении следует указать цель исследования, организацию, по материалам которой выполняется дипломная работа, период, за который используется практический материал, методы и программы, при-
меняемые при его обработке.

В пункте 1 первой главы необходимо выделить и рассмотреть основополагающие принципы деятельности организации:

· учет ресурсного потенциала организации, являющегося основой, определяющей возможности организации в достижении целей (т. е. цели должны соответствовать ресурсным возможностям, без ресурсного обеспечения они не могут быть достигнуты);

· выделение всех сильных сторон своего предприятия, его конкурентных преимуществ, поддержка и преумножение их;

· стремление к сокращению издержек, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности организации.

Следует обосновать необходимость использования этих принципов, оценить, как они реализуются предприятием, по материалам которого выполняется дипломная работа.

В пункте 2 первой главы целесообразно рассмотреть методические подходы к разработке стратегии.

Рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

· учитывая, что предприятие принадлежит к какой-то отрасли, проанализировать конкурентное положение (статус) изучаемого предприятия в отрасли, изучить среду, в которой приходится ему работать;

· проанализировать деятельность предприятия, по материалам которого пишется дипломная работа;

· выделить стратегические проблемы, детально изучить их;

· приступить к разработке стратегии.

Можно выделить следующие этапы выработки коммерческой стратегии:

1. Определение положения предприятия на рынке по отобранным показателям. Рекомендуется использовать темпы роста товарооборота, уровень рентабельности, коэффициент платежеспособности и другие показатели.

2. Рассмотрение влияния внутренних и внешних факторов на результаты коммерческой деятельности, их обобщенная оценка.

3. Выделение стратегических проблем, требующих немедленного решения и определяющих успешную работу предприятия на рынке в течение длительного периода.

4. Разработка стратегии, удовлетворяющей конъюнктуре рынка, ре-
сурсным возможностям предприятия, социальным и экономическим задачам, которые оно должно решать в соответствии с его главной миссией.

Схема, представленная на рисунке 3, поможет соблюсти логику изложения материала.

 

 

 


Рисунок 3 – Методологические подходы к выработке
коммерческой стратегии предприятия

 

На рисунке 4 представлены возможные для торгового предприятия направления работы, но они не исчерпывают все слагаемые и для каждого исследуемого предприятия их конкретный набор диктуется конкретными условиями деятельности.

Для характеристики и оценки составляющих коммерческой стратегии, реализуемых во внешней среде (пункт 2.1 данного исследования), необходимо изучить нормативную базу, которая используется торговым предприятием при формировании ассортимента, рассмотреть порядок формирования ассортиментных перечней, оценить получаемые при этом результаты, выделив как положительные, так
и отрицательные моменты при реализации ассортиментной политики.

Целесообразно подчеркнуть роль цены на рынке. В связи с этим следует оценить, насколько экономически грамотно используется этот рыночный рычаг – влияние ценообразования на формирование валовых доходов, товарооборачиваемость и уровень издержек обращения.

Следует изучить поставщиков, с которыми работает торговое пред-
приятие, оценить, насколько их выбор удачен, определить, какие критерии использовались при отборе поставщиков, рассмотреть существующую систему хозяйственных связей, оценить ее эффективность и влияние поставок на доходы.

 


Рисунок 4 – Составляющие коммерческой стратегии
торгового предприятия

 

Если базовое предприятие, по материалам которого выполняется дипломная работа, является оптовым, то и покупатели у него оптовые. Рассматривая взаимоотношения с покупателями при оптовой продаже, следует изучить условия договоров, оценить их с точки зрения выгод-
ности для предприятия, выявить недостатки в организации этой работы.

Если дипломная работа выполняется по материалам организации розничной торговли, необходимо осветить вопросы формирования взаимоотношений с конечными покупателями.

Следует изучить нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения между розничным торговым предприятием и покупателем, обратив внимание на Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», выделить задачи по повышению уровня торгового обслуживания населения Республики Беларусь.

В первую очередь следует определить, кто занимается торговой деятельностью, какую долю рынка занимает предприятие и как эта доля изменяется, какие меры предусматриваются, чтобы удержать или улучшить свои позиции на рынке.

Рассматривая формирование положительного имиджа, необходимо обратить внимание на то, как ведется рекламная работа, какие методы используются для формирования положительного имиджа (высокая культура торгового обслуживания, услуги, предоставляемые покупа­телям, неукоснительное выполнение своих обязательств перед партнером, высокая квалификация кадров, прогрессивные технологии и другие инновации).

Если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, то следует изучить направления этой деятельности, динамику и структуру оборота, эффективность сделок.

При характеристике и оценке составляющих, реализуемых во внутренней среде, следует обратить внимание на то, что источники формирования валового дохода имеют свои пределы, и для повышения рентабельности торгового предприятия главная задача – снижение издержек обращения. Следует определить, ставится ли такая задача на конкретном торговом предприятии и насколько успешно она решается.

Оценка эффективности финансовой политики осуществляется путем изучения основных финансовых показателей:

· деловой активности;

· финансовой устойчивости;

· рентабельности.

Расчеты следует оформить в виде таблицы 20.

 

Таблица 20 – Динамика основных показателей, характеризующих финансовое
состояние торговой организации

Коэффициенты

Значение показателя

Рекомен-
дуемый
критерий

изучаемого торгового предприятия среднего по облпотреб- союзу среднего по Белкооп- союзу
Коэффициенты деловой активности:        
общей оборачиваемости активов       max

Окончание таблицы 20

Коэффициенты

Значение показателя

Рекомен-
дуемый
критерий

изучаемого торгового предприятия среднего по облпотреб- союзу среднего по Белкооп- союзу
оборачиваемости собственного капитала       max
Коэффициенты финансовой устойчивости:        
обеспеченности запасов источниками средств       ≥1
независимости (автономии)       ≥0,5
соотношения собственных и заемных средств       ≥1
обеспеченности запасов соб- ственными оборотными сред- ствами       ≥0,1
Коэффициенты платежеспособ- ности (ликвидности):        
текущей ликвидности     ≥1  
абсолютной ликвидности     ≥0,2  
промежуточный коэффициент ликвидности       0,6–0,7
Коэффициент рентабельности основной деятельности       max

 

Далее необходимо показать в динамике развитие материально-тех-
нической базы, оценить ее с позиций соответствия требованиям, установленным нормативам, выделить положительные и отрицательные тенденции ее развития, показать, насколько эффективно она используется.

Нужно рассмотреть качественный состав кадров, занимающихся коммерческой работой, оценить их способность к работе в сложных экономических условиях, выделить роль личности руководителя в обеспечении коммерческого успеха предприятия, определить, насколько эффективна система стимулирования коммерческого аппарата предприятия.

Оценивая уровень управления предприятием, следует определить структуру аппарата управления (лучше представить ее в виде схемы) и оценить ее оптимальность. Особое внимание необходимо обратить на построение коммерческого аппарата, отметить, насколько оно рационально.

Итог оценки действующей коммерческой стратегии – выводы о том, насколько она обеспечивает конкурентоспособность предприятия на рынке и предотвращает его финансовую несостоятельность (банкротство).

Анализ состояния торговой организации и ее конкурентного статуса (пункта 2 второй главы) целесообразно проводить в следующей последовательности:

· SWOT-анализ;

· сравнительный анализ издержек;

· сравнительная оценка конкурентоспособности предприятия;

· выделение стратегических проблем, на решение которых должна быть нацелена деятельность предприятия в перспективе.

SWOT-анализ предполагает исследование сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз при ведении коммерческой деятельности на рынке.

Использование техники SWOT-анализа дает возможность получить комплексную оценку состояния торгового предприятия. При этом сле-
дует оценить, насколько действующая стратегия обеспечивает увязку внутренних возможностей предприятия и внешней среды, в которой ему приходится работать.

При проведении SWOT-анализа к сильным сторонам нужно отнести то, что изучаемое торговое предприятие делает лучше, чем другие, или то, что принесло ему наибольший коммерческий успех. К таким факторам можно отнести исключительное превосходство по месту расположения предприятия, защищенность от давления конкурен-
тов, высокую покупательную способность населения, лучшую материально-техническую базу, передовые технологии, высокий имидж, опыт в конкурентной борьбе, достаточные финансовые ресурсы, высокую квалификацию кадров, эффективное управление, стабильные хозяйственные связи, наличие конкурентоспособных товаров, равномерные или ритмичные поставки, выгодные условия договоров, высокие темпы роста товарооборота, низкие издержки и др.

Слабыми сторонами можно считать то, что делается хуже, чем у конкурентов или в среднем по отрасли, или то, что ухудшает результаты работы предприятия: отсутствие стратегии, устаревшую материально-техническая базу, старые технологии, низкий уровень квалификации кадров, отсутствие опыта работы в переходный период, низкий уровень информационного обеспечения, узкий, неконкурентоспо-
собный ассортимент, снижение валовых доходов, плохую репутацию, замедление товарооборачиваемости, отсутствие или недостаток финан-
совых ресурсов, рост издержек обращения, нестабильные хозяйственные связи, неритмичные или неравномерные поставки, дискримина-
ционные условия договоров, слабый контроль за их исполнением и др.

Результатом такой работы должен стать список сильных и слабых сторон, который следует ранжировать по степени важности каждой позиции в зависимости от условий и результатов работы организации, по материалам которой выполняется дипломная работа.

Наиболее значимые сильные стороны должны стать основой стратегии, которая будет разрабатываться для предприятия. Если при анализе выявится, что при существующей стратегии выделяется особенно выгодное по сравнению с конкурентами или другими предприятиями системы преимущество, например, самые высокие темпы роста товарооборота, то эту сильную сторону необходимо рассмотреть отдельно как исключительное преимущество. Именно это направление в коммерческой деятельности организации должно стать основой для формирования ее конкурентного преимущества. Кроме того, в новой стратегии необходимо предусмотреть меры, сводящие к минимуму отрицательное воздействие слабых сторон существующей стратегии.

Возможности торгового предприятия в значительной степени базируются на факторах коммерческого успеха. Очень важно, чтобы
в процессе анализа были выделены возможности, адекватные ресурсам предприятия, создающие реальную базу для формирования конкурентных преимуществ.

К потенциальным возможностям торгового предприятия можно отнести:

· расширение зоны деятельности и появление дополнительных групп покупателей;

· рост покупательной способности населения;

· расширение ассортимента продажи сопутствующих товаров;

· благоприятную ценовую, налоговую, таможенную политику;

· увеличение темпов роста товарооборота;

· снижение издержек обращения;

· установление и развитие прямых длительных хозяйственных связей;

· наличие достаточного количества поставщиков, обеспечивающих поставку товаров в широком ассортименте и высокого качества;

· ритмичность и выгодность поставок;

· наличие конкурентоспособного ассортимента и др.

Отдельные факторы внешнего окружения могут представлять угрозы для организации.

К возможным угрозам можно отнести:

· возможность появления достаточно сильного конкурента на рынке, что приведет к уменьшению доли рынка, объема товарооборота и низкому темпу роста товарооборота;

· изменение системы налогообложения не в пользу торгового предприятия;

· снижение покупательной способности;

· изменение таможенной политики;

· рост цен и тарифов;

· инфляцию;

· рост процентных ставок на банковские кредиты;

· чрезвычайные ситуации (наводнение, засуха);

· неблагоприятные демографические изменения;

· изменение спроса;

· ужесточение государственного регулирования;

· диктат, монополизм изготовителей;

· недостаток товарных ресурсов и др.

К выделению потенциальных возможностей и угроз следует отнестись серьезно, так как эта работа – важный этап разработки коммерческой стратегии торгового предприятия. Грамотно построенная стра-
тегия должна быть ориентирована на использование возможностей, соответствующих ресурсам конкретного предприятия, и обеспечить мак-
симальную защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.

Важная составляющая, обеспечивающая конкурентоспособность торгового предприятия, – более низкие издержки, чем у конкурентов или по отрасли.

При анализе издержки можно сопоставить с издержками предприятия, занимающегося таким же видом деятельности и работающего в аналогичных условиях. Следует создать расчетную модель, обеспечивающую минимальные издержки по каждой статье и в целом.

Изучение издержек и их уровня в динамике и в сопоставлении позволит выявить резервы снижения затрат по сравнению с имеющимся результатом действующей стратегии и предусмотреть меры по их снижению при разработке новой стратегии.

Так, например, задача снижения затрат, связанных с закупками товаров у поставщиков и транспортными расходами по их доставке, может решаться по следующим направлениям:

· переговоры с поставщиками о более выгодных условиях поставки;

· поиск наиболее надежных и выгодных поставщиков;

· развитие прямых хозяйственных связей;

· контроль за выполнением договорных обязательств;

· ритмичность и равномерность поставок;

· обоснование размеров партий товаров и частоты их завоза;

· эффективное использование транспортных средств;

· сокращение транспортных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы;

· создание условий, обеспечивающих сохранность грузов на всем пути товародвижения;

· снижение потерь товаров и тары;

· ускорение товарооборачиваемости;

· оптимальное распределение функций и затрат между участниками продвижения товаров на рынок;

· сокращение звенности товародвижения и др.

Таким образом, сравнительный анализ издержек поможет выделить те статьи и группы затрат, на которые надо обратить внимание при разработке новой стратегии, чтобы обеспечить их сокращение и за счет этого сформировать экономическую основу для конкурентных преимуществ.

При сравнительной оценке конкурентоспособности торгового пред-
приятия применяется следующая последовательность анализа:

1. Выделяются 3–5 предприятий, которые являются наиболее силь-
ными конкурентами для изучаемой организации и имеют равные условия работы.

2. Определяются показатели, по которым целесообразно вести сравнение результатов деятельности торгового предприятия. Например, для оценки деятельности розничного торгового предприятия могут быть использованы такие показатели, как доля рынка, темпы роста товарооборота, рентабельность, уровень издержек обращения, коэффициент финансовой устойчивости и др.

Для оценки работы оптового предприятия, кроме перечисленных выше могут быть использованы такие показатели, как доля оптовой базы в розничном товарообороте зоны деятельности, удельный вес централизованной доставки, товарооборачиваемость, показатели эффективности использования товарных ресурсов.

3. Определяется период, по которому будет вестись сопоставление.

4. Выбираются методы, которые целесообразно использовать при оценке конкурентоспособности и конкурентного статуса предприятия, по материалам которого выполняется дипломная работа (методы рангов, темпа роста и сравнительной оценки рыночных позиций).

5. Определяется, насколько существующая стратегия защищает от потенциальных внешних угроз и сглаживает внутренние слабости предприятия.

6. Отмечается, насколько опасны для предприятия его конкуренты, каких действий с их стороны можно ожидать, насколько агрессивным является их поведение на рынке.

7. Рассматривается вопрос о том, какие дополнительные усилия нужны для повышения конкурентоспособности предприятия.

Итогом анализа состояния торгового предприятия и его конкурентных позиций должен быть вывод о том, может ли торговое предприятие использовать существующую стратегию с небольшими изменениями или необходим ее детальный пересмотр.

В третьей главе на основе проведенного анализа необходимо выявить круг проблем, стоящих перед исследуемым предприятием, и набор различных способов их решения. Их надо систематизировать и обосновать. Должна быть выработана главная цель, а также определены основные функциональные направления реализации этой цели. Для этого целесообразно выделить главное конкурентное преимущество предприятия и использовать его как основу стратегии, обеспечить условия для создания новых преимуществ, возможные варианты стратегий.

При реализации стратегии в отдельные периоды могут использоваться наступательные или оборонительные меры, как того требует конкретная ситуация.

Неодинаковые подходы должны применяться при разработке стратегий предприятий, имеющих устойчивые позиции (лидеры в отрасли), находящихся в середине отраслевого рейтинга, и слабых предприятий.

Приведем рекомендуемую примерную структуру коммерческой стратегии:

· прогноз характера изменений внешней среды, тенденций развития отрасли и положения предприятия в отрасли;

· стратегические цели предприятия (миссия, основные долгосрочные цели развития, основные финансовые задачи);

· общая стратегия, ее составляющие (функциональные стратегии);

· программа реализации стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества, и ее ресурсное обеспечение.

Предлагаемая в дипломной работе коммерческая стратегия должна обеспечить устойчивое поступательное развитие предприятия и формирование конкурентных преимуществ на рынке.

В заключении необходимо выделить положительные и отрицательные стороны используемой предприятием в настоящее время стратегии и сформулировать главные ключевые направления стратегии, рекомендуемой на перспективу.

 

Тема: Разработка стратегии розничной (оптовой) торговли
Республики Беларусь[1]

 

Введение.

1. Розничная (оптовая) торговля в агропромышленном комплексе Республики Беларусь, перспективное планирование ее развития.

1.1. Роль и значение розничной (оптовой) торговли в экономике Республики Беларусь.

1.2. Организация стратегического планирования развития торговой отрасли.

2. Состояние и тенденции развития розничной (оптовой) торговли Республики Беларусь.

2.1. Размер отрасли, конкуренция.

2.2. Состояние торговой сети.

2.3 Результаты хозяйственной деятельности розничной (оптовой) торговли Республики Беларусь.

2.4. Анализ маркетинговой среды розничной (оптовой) торговли Республики Беларусь.

3. Направления развития розничной (оптовой) торговли Республики Беларусь.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

 

Исследование следует провести, используя сведения, приведенные в таблице 21.

 

Таблица 21 – Информация для проведения исследования по теме «Разработка
стратегии розничной торговли Республики Беларусь»

Глава, пункт Метод, методика и форма статистического отчета Область применения в сфере коммерции, организации и технологии торговли Источник, в котором метод описан
Глава 2, пункты 2.1–2.3 Методика комплексной оцен- ки состояния розничной торговли Разработка стратегии организации розничной торговли (выявление и оценка влияния факторов на резуль- таты деятельности организации) 1. Аниськова, О. Г. Методика комплексной оценки состояния розничной торговли как инструмент стратегического управления отраслью / О. Г. Аниськова // Потребит. кооп. – 2005. – № 2(9). – С. 18–21.

Окончание таблицы 21

Глава, пункт Метод, методика и форма статистического отчета Область применения в сфере коммерции, организации и технологии торговли Источник, в котором метод описан
      2. Методологический подход к разработке и выбору стратегии коммерческой деятельности предприятия розничной торговли : пособие / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Аниськова. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2002. – С. 14–16
Глава 2, пункт 2.4 SWOT-анализ Оценка стратегического положения отрасли (организации) на рынке 1. Стратегия коммерческой деятельности : практикум / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Аниськова. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2005. – С. 38–43.
      2. Методологический подход к разработке и выбору стратегии коммерческой деятельности предприятия розничной торговли : пособие / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Аниськова. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2002. – С. 40–43. 3. Стратегия коммерческой деятельности : учеб. нагляд. пособие / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Бон- даренко. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2011. – С. 41–43
Глава 3 1. Матрица принятия решений 2. Матрица выбора стратегии Томпсона и Стрикланда Выбор стратегии развития отрасли (организации) 1. Стратегия коммерческой деятельности : практикум / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Аниськова. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2005. – С. 69–71. 2. Стратегия коммерческой деятельности : учеб. нагляд. пособие / авт.-сост. : О. В. Пигунова, О. Г. Бон- даренко. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2011. – С. 80

 

 

Тема: Розничная торговая сеть и эффективность
ее использования (коммерческо-технологические
аспекты)

 

Введение.

1. Розничная торговая сеть – основной канал продвижения на розничный рынок потребительских товаров.

1.1. Выбор месторасположения магазина и организация его внутреннего торгового пространства в современных условиях.

1.2. Основные тенденции развития розничных торговых сетей в Республике Беларусь и за рубежом.

2. Организационно-экономическая характеристика субъекта хозяйствования и его розничной торговой сети.

3. Исследование основных факторов, влияющих на эффективность использования розничной торговой сети.

3.1. Основные группы помещений магазинов, их расположение и взаимосвязь.

3.2. Технологические планировки торговых залов магазинов.

3.3. Торгово-технологическое оборудование магазинов.

3.4. Использование мерчендайзинга в торговых залах магазинов

4. Направления повышения эффективности использования розничной торговой сети.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

 

В первой главе должно быть проведено теоретическое исследование основного элемента в цепи товародвижения – розничной торговой сети.

Далее следует определить роль и место розничной торговли в цепи товародвижения на основе изученных литературных источников. Осо-
бое внимание необходимо уделить месторасположению магазина, тех-
ническому оснащению и использованию его торгового пространства.

Также следует выявить основные тенденции развития торговых сетей Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации, на основании публикаций в средствах массовой информации и научных изданиях проанализировать организацию работы розничных отечественных и зарубежных торговых сетей и привести для сравнения основные статистические данные со ссылками на информационные источники.

В пункте 3 первой главы начинается практическое исследование влияния различных факторов на организацию розничной торговли в торговой сети организации. Следует обратить внимание на то, что одним из важных технологических факторов является месторасположение магазина.

В данном пункте следует также охарактеризовать здания, в которых находятся магазины, и помещения, заменяемые магазинами.

Далее необходимо охарактеризовать основные группы помещений магазинов, их расположение и взаимосвязь, а также представить общие планировки магазинов и устройство помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

В пункте 2 данной главы следует охарактеризовать торговые залы магазинов, их планировку (линейная, боксовая) и структуру по отделам. Затем необходимо рассчитать удельный вес торговой площади каждого отдела или зоны, представить технологические планировки каждого магазина и проанализировать степень их рациональности. Выводы рекомендуется оформить в виде таблицы.

Пункт 3.3 подразумевает изучение состояния материально-техни-
ческой базы организации. Необходимо выполнить следующее: охарактеризовать структуру торгово-технологического оборудования, сделать выводы об обеспеченности розничной торговой сети оборудованием, рассчитать основные показатели эффективности использования торговой площади под оборудование (коэффициенты установочной и демонстрационной площади).

Аналогично нужно проанализировать обеспеченность такими группами оборудования, как весоизмерительное, контрольно-кассовое и холодильное.

Далее следует выполнить расчеты по нормативам обеспеченности торгово-технологическим оборудованием магазинов организации, а также обобщить данные и сделать выводы о нехватке отдельных видов оборудования в каждом магазине.

В пункте 4 третьей главы исследуется использование основных элементов продвижения товаров в торговых залах магазинов (мерчендайзинг).

Здесь нужно изучить следующее:

· способы выкладки товаров в магазинах, их рациональность и обоснованность;

· рекламно-информационное обеспечение (указатели, ценники и т. п.);

· использование РОS-терминов в торговых залах магазинов;

· проведение рекламных акций совместно с поставщиками;

· оформление интерьера магазина.

Также следует выполнить сравнительные расчеты по отдельным товарным группам, при реализации которых активно используются элементы мерчендайзинга (пиво, безалкогольные напитки, бакалейные товары, рыбная продукция и др.).

Необходимо установить долю продаж внутри группы отдельных товарных марок («брендов» иностранных и отечественных производителей, малоизвестных товаров местных производителей), увязать розничный товарооборот по товарным маркам с демонстрационной площадью, которую занимает товар, сделать выводы.

В четвертой главе следует представить рекомендации по внедрению мероприятий по совершенствованию использования торговой сети при осуществлении розничной торговли. Предложения должны охватывать такие вопросы, как:

· структура розничной торговой сети;

· занятость работающих;

· наличие всех требуемых помещений магазинов для осуществления торговой деятельности;

· рациональность структуры имеющихся помещений;

· возможности расширения площади торгового зала;

· расположение функциональных зон и отделов в торговом зале;

· планировка торгового зала;

· обеспеченность торгово-технологическим оборудованием, в том числе электронным;

· способы демонстрации товаров и рекламно-информационное обеспечение.

Из общего количества предложений 3–4 должны содержать исчерпывающее технико-экономическое обоснование, включающее обзор всех технических средств, организационных способов и материальных ресурсов, требуемых для внедрения мероприятия, а также соответствующие расчеты экономического эффекта от внедрения.

 

 

Тема: Организация торгового обслуживания населения малых сельских поселений (на материалах райпо, унитарного
предприятия)

 

Введение.

1. Проблемы торгового обслуживания населения малых сельских поселений Республики Беларусь.

1.1. Социально-экономические и демографические факторы, влияющие на организацию торгового обслуживания сельских поселений.

1.2. Пути совершенствования торгового обслуживания малых поселений в потребительской кооперации.

2. Краткая организационно-экономическая характеристика торговой деятельности райпо и условий его функционирования.

3. Анализ состояния торгового обслуживания населения малых по-
селений в районе.

3.1. Влияние социально-экономических и демографических условий района на организацию торгового обслуживания.

3.2. Организация товароснабжения малых поселений района.

3.3. Оценка уровня организации торгово-технологических процессов в магазинах малых поселений и роль передвижной торговли.

4. Стратегия райпо в организации торгового обслуживания малых поселений района.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

 

Учитывая то обстоятельство, что в Республике Беларусь исторически сложилась мелкоселенная система сельского расселения, а также принимая во внимание негативное действие ряда факторов социально-экономического характера в годы кризиса, можно говорить о серьезной проблеме организации торгового обслуживания населения малых сельских поселений.

В теоретической части работы автору рекомендуется рассматривать обслуживание жителей малых населенных пунктов как важнейшую социально-экономическую функцию потребительской кооперации и, используя соответствующие статистические данные, оценить социальные, экономические и демографические факторы, которые влияют сегодня на организацию торгового обслуживания сельских жителей, а также изучить концепцию Белкоопсоюза, связанную с решением проблемы, и обозначить конкретные составляющие проблемы (убыточность мелких сельских магазинов розничной сети, недостатки в организации товароснабжения, информационные и кадровые ограничения и др.).

Анализ состояния торгового обслуживания населения малых поселений в районе следует начать с организационно-экономической характеристики торговой деятельности райпо и условий его функционирования. Экономические результаты деятельности позволяют выявить степень значимости проблемы торгового обслуживания мелких населенных пунктов с их особенностями социально-экономического и демографического характера.

Поэтому нужен, прежде всего, анализ существующей и перспективной систем сельского расселения района, выявление статуса поселений как перспективных, неперспективных или рассчитанных только на определенный период хозяйственного существования.

Важна оценка уровня жизни обслуживаемого населения, его покупательной способности, а также характеристика социального положения и половозрастного состава.

Следует учесть дорожно-транспортные условия товароснабжения сельских магазинов района, конкретную среду райпо и др.

Желательно представить карту-схему района с обозначениями малых поселений, их транспортных связей с райцентром и территориальной удаленности.

При анализе розничной торговой сети райпо по обслуживанию малых поселений и направлений ее планирования следует исходить из принципа необходимости обеспечения торгового обслуживания населения, независимо от места его проживания с учетом территориальной доступности и максимального приближения торгового обслуживания к покупателю. Это может быть достигнуто только при комплексном развитии всех видов розничной сети, т. е. магазинов мелко-
розничных и сезонных, а также передвижных средств.

В каждом райпо должна быть разработана схема, предусматриваю-
щая обслуживание жителей каждого малого населенного пункта. Данные анализа могут быть представлены в таблицах.

На эффективность торгово-технологического процесса обслуживания малых сельских поселений значительное влияние оказывает организация завоза товаров в них. Необходим четкий порядок товароснабжения, предусматривающий эффективную централизованную дос-
тавку товаров. Возможен вариант использования автоскладов, в том числе получающих подсортировку товарами со специальных складов товаров повседневного спроса на межрайбазе.

В работе следует представить анализ используемых методов товароснабжения, показать маршруты и графики товароснабжения, проверить наличие схем завоза товаров в магазины мелких поселений.

Оценка уровня организации торгово-технологических процессов в магазинах предполагает анализ данных об используемых формах и методах розничной продажи товаров, организации изучения покупатель-
ского спроса, рекламе товаров и услуг, формировании ассортимента
и соблюдении ассортиментных перечней.

Особое внимание следует уделить вопросам развития торговых и бытовых услуг на базе сельского магазина, а также улучшения условий труда продавцов, создания резерва кадров этой профессии в малых поселениях.

При написании работы следует изучить постановление Правления Белкоопсоюза № 173 от 16 ноября 2002 г. «О роли магазина как центра кооперативного участка по реализации хозяйственных и социальных задач потребительской кооперации» и оценить положение дел в райпо с его позиции.

Заключительная часть работы предполагает обобщение информации о том, что сделано в райпо за последние годы для решения проблемы обслуживания малых сел и деревень, определение нерешенных аспектов, путей дальнейшей деятельности в данном направлении с учетом стратегических направлений развития Белкоопсоюза и накопленного передового опыта.

Выводы и предложения автора работы должны быть при этом конкретными и обоснованными. Необходимо ответить на следующие вопросы:

· В каких малых поселениях района целесообразно построить магазины соответствующей площади и товарного профиля?

· Где экономически оправдана реконструкция под магазины неторговых помещений?

· Нужны ли магазины на дому, в том числе с привлечением продавца на неполный рабочий день, и где их целесообразно создать?

· Какие поселения должны обслуживаться средствами развозной торговли, в том числе автомагазинами, передвижными заготовительными пунктами-магазинами и магазинами-прицепами?

· Какие поселения расположены в радиусе пешеходной доступности к стационарной торговой сети?

Соответствующие выводы и предложения должны быть представлены по всем остальным вопросам плана исследования.

 

 










































Дата: 2018-12-28, просмотров: 397.