В теории и методике физического воспитания понятие "индивидуальный подход" характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей занимающихся.
Вместе с тем в условиях существующей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки особенностей детей. Поэтому в педагогике наряду с понятием "индивидуальный подход" существует понятие "дифференцированный подход". Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы.
В физическом воспитании дошкольников критериями создания таких групп выступают разные показатели:
- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
- уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
Установление нескольких подгрупп (двух-трех) дает возможность педагогу осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I-II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы - больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.).
Дети второй и третьей групп (ослабленные) нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих процедурах.
23.Планирование и учет работы по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.
Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени. Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами. Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.
Существуют разные виды: перспективный и календарный. Виды перспективных планов:
1. Перспективный план укрепления здоровья физического и двигательного развития детей. Составляется воспитателем. Представляет собой диагностическую карту, которая составляет медико-педагогическое обследование детей и проводится в начале года. Это позволяет индивидуально развивать детей, выбирать соответствующий для уровня развития программный материал, формы и методы коррекционной работы. Составляется на 1 год.
2. План-система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе. Это планирование двигательного режима в группе. Этот вид плана позволяет выбирать формы работы соответствовать возрастным и индивидуальным формам работы.
3. Годовой план работы, который позволяет определять главную задачу по физвоспитанию на весь год. В годовом плане планируются мероприятия, направленные на здоровье детей.
Календарный план составляется на 1-2 недели и включает в себя все формы работы по физвоспитанию, которые проводятся ежедневно.
Физкультурные занятия зависят от возраста. Их проводят от 2-5 раз. Записывается программное содержание, которое включает обучающую задачу на развитие физических качеств и воспитательную. Указывается, какое используется оборудование, место проведения, потом идет перечень всех упражнений, которые входят в вводную, основную, заключительную часть.
Планирование подвижных игр тесно связано с предстающей и последующей деятельностью. В течение недели 4-5 подвижный игр их нужно варьировать, менять правила.
Ежедневно проводится индивидуальная работа. Записывается с кем, цель, методические приемы. Физкультминутки не обязательно записывать. Самостоятельная двигательная деятельность планируется в свободное от занятий время. Обязательно пишется: условие - это подбор материала и оборудования, наличие площадки для проведения игры в футбол, подбор игрушек двигательного содержания, использование сюжетных игрушек, физкультурного оборудования в сюжетных играх.
Планируется и проводится работа с родителями, имеет форму домашние задания, проводится контроль. Активный отдых, физкультурные досуги. Планируется на тот день, который назначен. Записывается тема, задача и сценарий.
Учет - выявление уровня состояния здоровья физического развития и физической подготовленности. Три вида: текущий, исходный и итоговый.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.