Наблюдения и экскурсии. Внимание к словарной работе в ходе экскурсий. Методика проведения наблюдений и экскурсий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тихеева сформулировала требования к проведению экскурсий и осмотров:

1.Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия. 2.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. 3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней. 4.В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые. 5.Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий. Эти требования педагогически оправданны, они опираются на знание закономерностей развития ребенка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения.

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определен программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям.

Важнейшим методическим вопросом является сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Речевой образец педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Очень важно варьировать методику повторений. Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что данные приемы следует применять в старших группах. Однако опыт работы с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста. При пояснении значений слов обращают внимание ребенка на функции предметов; при объяснении происхождения мотивированных названий также подчеркивают функцию предмета (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).

 

14.Задачи и содержание работы по формированию морфологического строя речи. Трудности и характерные ошибки, причины ошибок.

Период усвоения морфологической системы русского языка характеризуется усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период всё в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах. Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчётливо это выражено у старших дошкольников.

 Для выработки ориентировки важна деятельность со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату.

Примеры морфологических ошибок в речи детей.

 1. Неправильные окончания имён существительных: карандашов, дверёв, куклов, девочков, у кукле, у маме, у сестре, без ложке; Серёжа поймал сом; в лесе, в саде, в носе.

 2. Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, в кине.

 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Образование глагольных форм: искай (ищи), спей (спой), искаю (ищу), плакаю (плачу), хотишь (хочешь), давать – дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

5. Образование сравнительной степени прилагательного: плохее, чистее.

6. склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.

 Младший дошкольный возраст.К трем годам дети в основном усваивают такие основные категории, как падеж, род, число, время, но допускают ошибки: хлеб с солем, пустю, возьмил (взял), можу и т.п. Эти ошибки являются возрастной закономерностью и не зависят от социального окружения.

Содержание работы: 1) изменение слов по падежам, 2) согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, 3) употребление предлогов в. на, за, под, около, 4) употребление глаголов.

Работа по грамматике проводится параллельно с другими видами работ. Например, при работе над обогащением словаря проводится работа по числу: лиса-лисята…

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)

Задания те же, но работа усложняется:

Игра «Чего не стало?» (Отработка родительного падежа) туфли - туфель, сапоги - сапог, тапочки - тапочек, валенки – валенок.

Усвоение категории среднего рода: – ведро какое? Тарелка какая? Ребенок какой?

– Груша, яблоко, лимон? Какие?

Отработка повелительного наклонения: ляг, скачи, рисуй, поезжай…

Старший дошкольный возраст

Отработка сравнительной степени: красивее, глубже, слаще, выше, лучше…

Повелительного наклонения: ляг, вытри, сотри, положи, клади.

Спряжение глаголов: хотеть, звонить.

Словесные упражнения

«Чего нет у Тани?» пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носи, чулки.

«Кто что делает?» (подбор глаголов) кот – мяукает, собака – ?, свинья – ?, лошадь–?

15.Методика формирования способов словообразования.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание малопродуктивно нужно усвоить механизм образования новых слов: суффиксы учитель-учительница, приставок: уехал, приехал, выехал…

Младший дошкольный возраст. Образование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды, образование глаголов с приставками.

Средний дошкольный возраст. Вводятся слова детенышей, которые называются по другому: у коровы – теленок. Образование слов с суффиксами -ник- чайник, -онк- солонка, ниц- хлебница.

Старший дошкольный возраст. Образование прилагательных и степеней: береза березовый, чистый - чище, более чистый, чистейший, самый, наиболее чистый…

Образование притяжательных прилагательных: Дом крокодила - крокодилий, лисы, зайца, верблюда?

Детское словотворчество. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Могут наблюдаться случаи ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или расширения значений слов и их применения.

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».

Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

1. В восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета, с которым относится слово, (5-летний Адик на собственный вопрос «Почему эти рабочие называются плотники?» ответил: «Они плотно забивают»).

2. Ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

3. В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ (Коля в 4 г. палисадник назвал – «полсадик»).

4. Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», он летает только на самолете.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

Дальнейшее уточнение смыслового содержания слов происходит к 6 – 7 годам. Это связано с усвоением новых знаний о мире. Дети могут использовать в своей речи метафоры. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Период от двух до пяти отличается активным словотворчеством. Новые слова строятся по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат: («красавлюсь», «намакаронился», «мазелин»).

16.Задачи и содержание работы по формированию синтаксического строя речи.

В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией. Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.

 Дети четвёртого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. В достаточной степени легко дети пользуются сложносочинёнными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам. Более распространёнными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного: Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила.

 Содержание и форма сложноподчинённых предложений на пятом году жизни усложняется. Используются придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).

 В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: Она бросила иголку, а не воткнула.

 Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

 - на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама принесла»;

 - вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»;

 - дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «почему что…».

Речь трехлетних детей ситуативная. Фразы из двух-трех слов. На четвертом году жизни появляются сложные предложения.

Формы работы: картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. В играх-драматизациях действие помогает строить предложение.

Учить синтаксису лучше в игровых ситуациях.Работа начинается над простым нераспространенным предложением: ответы могут быть односложными: Что делает мама? – Читает. Позднее учат отвечать полным предложением Что делает девочка? – Девочка рисует. Затем вводят второстепенные члены: Кого учит учитель? Учитель учит детей. Дополнительно можно вводить однородные члены: Кто из животных есть у бабушки в деревне? Куры, свиньи…

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.