Обучение детей звуковому анализу слова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко-слогового анализа. Перед педагогом встают задачи: - развивать слуховое восприятие, речевой слух; - развивать и совершенствовать у дошкольников фонетические знания и умения; - формировать навыки восприятия и различения звуков речи; - обучать детей старшего дошкольного возраста навыку звукового анализа; - закреплять знания об изученных звуках; - учить характеризовать звуки (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой); - учить находить местоположения звука в словах (начало, середина, конец); - учить строить звуковую (небуквенную) модель отражающую количество, последовательность звуков в слове, и учить характеризовать их.

В процессе работы над словом происходит изучение звуков – дошкольник овладевает основными навыками звукового анализа (расчленения слова на звуки) и синтеза (объединение звуковых элементов в единое целое). Только после этого дети знакомятся с буквами, обозначающими звуки. Неумение производить звуковой анализ, может привести к нарушению письма в школе. Звуковой анализ является основным в предупреждении таких нарушений.

Дошкольники должны знать что: - речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи, - учатся выделять звуки из речи, из состава слова, - понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, - овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, - овладевают понятиями: “предложение”, “слог”, “слово”, “звук”, “буква”.

Поэтому задача коррекционной работы - переключить внимание ребенка со смысла речи, на ее звуковой состав. Процесс обучения ребенка звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с работой над произношением, фонематическим восприятием и слоговой структурой речи.

Начиная обучать дошкольников звуковому анализу, следует поэтапно:

1. Изучение гласных и согласных звуков

2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)

3. Ввести фишки для выполнения звукового анализа:  - гласный звук,  - согласный звук твердый,  - согласный звук мягкий,  - звонкий звук, - глухой звук.

4. Обучать производить полный звуковой анализ слова. Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?

Важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его изображения-буквы. В результате у ребенка формируется взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе этой работы дети овладевают чтением слов. Слияние звуков, отображенных с помощью фишек, является моделированием чтения, а выкладывание фишек - моделированием письма. То и другое проходит в игровой, занимательной для дошкольников форме.

29.Диагностика и планирование работы по развитию речи детей. Виды планирования.

План работы воспитателя определяет содержание, методы и сроки процесса формирования речи детей. План составляется на основе «Программы» с учетом уровня развития речи детей, где определяются цели воспитания, объем, и уровень знаний, умений и навыков. При подготовке плана учитывают опору на чувственное восприятие объектов и явлений окружающего мира.

В работе воспитателя используются следующие виды планов: годовой план работы детского сада, перспективный план работы по развитию речи на месяц (перечни мероприятий по отдельным разделам), календарный план-дневник воспитателя на две недели вперед, планы-конспекты отдельных занятий.

В годовом плане отражаются основные задачи по развитию речи детей, наиболее важные для данного детского сада в текущем учебном году.

Перспективный план работы по развитию речи на месяц (квартал) - это перечни мероприятий по отдельным разделам. Он выступает как часть общей учебно-воспитательной работы (на месяц, квартал). Такой план должен представлять собой перечень конкретных мероприятий для реализации того или иного раздела программы развития речи.

В календарном плане отражается конкретное содержание работы с детьми по развитию их речи. Календарный план воспитательной работы на две недели – один из видов обязательной документации педагога. В плане рекомендуется указывать содержание и организацию речевой деятельности детей в течение следующих моментов режима дня: утренних часов, занятий, утренней прогулки, времени после дневного сна, вечерней прогулки и игр вечером.

Планы-конспекты отдельных занятий. Выделяют план занятия и план-конспект занятия. Они отличаются полнотой описываемого занятия. В плане обозначаются лишь основные структурные части занятия. В плане-конспекте же подробно излагается содержание основных этапов работы с детьми на занятии: пояснений к картине, к наблюдаемому объекту, точная формулировка вопросов к детям (проблемный, прямой, наводящий, подсказывающий), и т. п. В конспекте указываются также имена детей, речь которых необходимо активизировать, подведения итога занятия. Однако надо иметь в виду, что на самом занятии конспект сковывает педагога. Поэтому надо либо выучить все зафиксированное в конспекте, либо на основе конспекта составить план. План позволяет воспитателю четко определить структуру всего занятия. В плане, как и в конспекте, целесообразно записать точную формулировку узловых вопросов.

Существуют общие требования к календарному плану и учету, которые применимы ко всем возрастным группам: - Систематичность, - Смена методов работы, усложнение и повторение материала во второй неделе по сравнению с первой. - Отбор программного материала с учетом дидактических положений. - Отбор текстов художественных произведений с учетом дидактических положений. - Учет числа задач развития речи и числа занятий. - Время проведения. Т- ематика занятий по ознакомлению с окружающим, бесед, детских рассказов подбирается из раздела программы. - Единство содержания.

Развитие речи осуществляется не только в процессе занятий, но и вне их. Для развития речи детей вне занятий планируется (т. е. записывается в дневнике воспитателя) материал из основных разделов программы, а также те формы работы, которые можно заранее предвидеть и которые требуют предварительной подготовки.

30.Методическое руководство работой по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей. Заведующая непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка.

Если в детском саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей (воспитатель-методист или общественный методист), то и в этом случае руководящая роль принадлежит заведующей.

У методиста и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы.

Конечно, в план заведующей войдут и другие вопросы (кадровые, организационные и т. д.), будет предусмотрена ее роль как председателя педсовета.

Поэтому в дальнейшем разговоре о работе заведующей будут иметься в виду только задачи, аналогичные тем, что решает воспитатель-методист.

Один из разделов общей методической работы заведующей — работа по развитию речи.

Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:

1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.

2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.

3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.

4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.

5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.

6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства.

7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

Для успешного решения поставленных задач заведующая должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива — важнейшая предпосылка правильной работы заведующей.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.