Теория к методика развития речи детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая периодизация речевого развития ребенка, ее соотношение с компонентами языковой способности.

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным к восприятию речи окружающих. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

 В младенческом возрасте важно, чтобы прежде всего установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Уже в период новорожденности появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на голос и улыбку взрослого замирает, как бы слушает губами. В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым.

Период накопления первых слов является первой гиперсензитивной фазой речевого развития (условно это период от 1 до 1,5 лет). Гиперсензитивность этой фазы сводится к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи. С другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи.

К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. Период трех лет (2,5-3,5 года) является второй гиперсензитивной фазой в развитии речи. Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

В 5-6 лет наблюдается третий гиперсензитивный период, когда формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

 

 

Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада.

На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек, и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх. Углублений знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части своего тела и тела некоторых животных, различать некоторые размеры и цвета. К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщении. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать одни группы предметов от других.

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках (названия транспортных средств, животных и т. д.). Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величины и цвета, выделенные в предыдущей группе, а также обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий и т. п.) и их свойств (бьется, рвется и др.).

На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т. е. то, с чем они сталкиваются повседневно. В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина (больше, меньше, шире, уже, длиннее, толще, тоньше). Дифференцируются пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки (утро, ночь, темно, светло), вводятся слова, обозначающие пространственные отношения (вперед, назад, направо, налево и др.). В этом же возрасте в речь дошкольников широко вводятся слова, обозначающие названия физических качеств предметов: мягкий, холодный, гладкий и т. п. и свойств: тает, рвется, бьется и т.д.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. В активный словарь вводятся слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения. В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На шестом году жизни - дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло-красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый; тяжелее, легче, холоднее, теплее и т. п.). В программе словарной работы данной группы предусматривается включение в словарь названий материалов и их признаков: дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор и т. п. Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и др.). Проводится работа по дифференцировке освоенных понятий, и соответственно пополняется словарь (одежда летняя, зимняя; посуда столовая, чайная и т. д,).

На седьмом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий, горько-соленый, зеленовато-желтый; ткань – зимняя, ворсистая, легкая, плотная и т. п.). Продолжается работа по фopмированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь (водный, воздушный, наземный транспорт, легковой, грузовой транспорт; инструменты: садовые, столярные, портновские и т. п.).

Подготовка к обучению грамоте. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. При подготовке к обучению грамоте важен весь комплекс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны звуковой культуры речи. Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и другими учебными предметами.

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, а начинается значительно раньше. Так, во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, знакомят с терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять слова в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, обращают внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

—ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

—ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

—ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

—ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

—ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; сочинение короткой сказки о хитрой лисе.

Ознакомление со слоговым строением слова. Обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами, т. е. освоение слогового чтения. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет.

 

Основные понятия теории и методики физического воспитания.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.                                                                   

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

 

Требования общеметодических и специфических принципов обучения.???

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.

1.Принцип сознательности и активности. Назначение состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

2 Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании.

3 Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

Специфические принципы физического воспитания:

1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

3. Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий.

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

5. Принцип циклического построения занятий.

6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.

Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.

 

Теория к методика развития речи детей дошкольного возраста

1.Детская речь как научная дисциплина - онтолингвистика. Основные методы изучения детской речи.

2.Общая периодизация речевого развития ребенка, ее соотношение с компонентами языковой способности.

3.Методика развития речи в системе наук.

4.Становление методики развития речи. Роль К. Д. Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной. (7-8)

5.Развитие речи в разных видах деятельности (Л.А.Пеньевская, Е.Ж.Радина, М.М.Конина, В.Л.Логинова, В.В.Гербова и др.).

6.Задачи и проблемы методики развития речи детей на современном этапе. Обеспечение белорусскоязычного и билингвального воспитания и обучения дошкольников в Беларуси.

7.Цель, задачи, содержание и условия развития речи детей в дошкольном учреждении.

8.Методические принципы, средства, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

9.Методика развития словаря детей дошкольного возраста. Наглядность и ее виды на занятиях.

10.Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада.

11.Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов.

12.Работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над словами, обозначающими элементарные родовые обобщения.

13.Наблюдения и экскурсии. Внимание к словарной работе в ходе экскурсий. Методика проведения наблюдений и экскурсий.

14.Задачи и содержание работы по формирования морфологического строя речи. Трудности и характерные ошибки, причины ошибок.

І 5.Методика формирования способов словообразования.

16.Задачи и содержание работы по формирования синтаксического строя речи.

17.Методика воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

18.Этапы обучения правильному звукопроизношению. Развитие речевого слуха, работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса.

19.Развитие связной устной речи детей - главная задача детского сада.

20.Беседа как метод обучения связной диалогической речи детей. Виды бесед.

21.Развитие монологической речи детей. Обучение детей рассказыванию (об игрушке, рассказы по картине).

22.Рассказы детей из опыта в разных возрастных группах, их роль в. развитии связной монологической речи.

23.Пересказ литературных произведений. Роль метода моделирования в обучении пересказу.

24.Методика развития речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

25.Ознакомление детей с книжной иллюстрацией. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией,

26.Работа с книгой вне занятий. Книжный уголок, его значение, требования к оформлению.

27.Подготовка к обучению грамоте. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением.

28.Обучение детей звуковому анализу слова.

29.Диагностика и планирование работы по развитию речи детей. Виды планирования.

30.Методическое руководство работой по развитию речи детей в дошкольных учреждениях.

1.Детская речь как научная дисциплина - онтолингвистика. Основные методы изучения детской речи.

Онтолингвистика — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Чаще всего трактуется как один из основных разделов психолингвистики.

Онтолингвистика относится к разряду молодых научных дисциплин, получивших развитие в последней четверти прошлого века. Её объектом является речевая деятельность ребенка, а предметом – процесс освоения детьми их родного языка.

Хотя онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-х годах предыдущего века), однако впоследствии она получила большее развитие на Западе. Соответствующая учебная дисциплина преподается в университетах и колледжах в Европе и США, имеется большое количество учебников и учебных пособий. Важно отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения российских ученых (прежде всего – Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), работы которых давно переведены на английский язык.

В методике принята классификация методов по:

1. по используемым средствам: наглядные, словесные и практические.

- наглядные – при работе по развитию речи используется наглядность;

- словесные – развитие речи детей происходит через слово: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа.

- Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование, т.е. это развитие речи в деятельности.

2. по характеру речевой деятельности выделяются репродуктивные и продуктивные методы.

- Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов (наблюдение, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть и др.).

- Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения (обобщающая беседа, рассказывание, дидактические игры на развитие связной речи, творческие задания и др.).

3. В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи методы работы над грамматикой и т.д.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 369.