Методика развития словаря детей дошкольного возраста. Наглядность и ее виды на занятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность по эффективному освоению словарного состава языка. Развитие словаря – процесс количественного накопления слов и освоения их значений, формирование умений использовать их в конкретных ситуациях общения.

Для слова выделяют такие обязательные свойства, как

- значение. Следует различать значение, понятие и смысл слова. Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте. Значение слова тесно связано по соотношению его с определенным предметом и понятием.

- фонетическая и грамматическая оформленность: фонетическая – слово имеет определенную звуковую оболочку; грамматическая – слово характеризуется определенными грамматическими признаками.

- валентность, т. е. способность сочетаться с другими словами.

Поэтому овладение словом должно быть в единстве его лексического и грамматического значений, а также с учетом его использования его в речи.

Слова в языке существуют не изолированно друг от друга, а входят в единую лексическую систему. Каждое слово этой системы связано с другими единицами этой системы. Поэтому можно говорить, что ребенок усвоил значение слова только тогда, когда он сможет употреблять его в словосочетаниях, предложениях, связных высказываниях. А значит, формирование словаря должно происходить в тесной связи с развитием связной речи детей.

Сущность словарной работы в детском саду в соответствии со значением слова рассматривается на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Словарная работа в детском саду занимает одно из основных мест в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для:

1. общего развития ребенка. 2 умственного развития. 3. социальной адаптации. 4. подготовки к школьному обучению. 5. воспитательного воздействия.

Словарная работа связана со всей воспитательно-образовательной работой. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

 

Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада.

На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек, и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх. Углублений знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части своего тела и тела некоторых животных, различать некоторые размеры и цвета. К концу второго года жизни можно говорить о возникновении элементарных обобщении. На этой основе возникает возможность учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать одни группы предметов от других.

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках (названия транспортных средств, животных и т. д.). Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величины и цвета, выделенные в предыдущей группе, а также обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий и т. п.) и их свойств (бьется, рвется и др.).

На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т. е. то, с чем они сталкиваются повседневно. В этом возрасте в программе значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина (больше, меньше, шире, уже, длиннее, толще, тоньше). Дифференцируются пространственные и временные отношения, что находит отражение в соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки (утро, ночь, темно, светло), вводятся слова, обозначающие пространственные отношения (вперед, назад, направо, налево и др.). В этом же возрасте в речь дошкольников широко вводятся слова, обозначающие названия физических качеств предметов: мягкий, холодный, гладкий и т. п. и свойств: тает, рвется, бьется и т.д.

На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. В активный словарь вводятся слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения. В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

На шестом году жизни - дальнейшее введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло-красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый; тяжелее, легче, холоднее, теплее и т. п.). В программе словарной работы данной группы предусматривается включение в словарь названий материалов и их признаков: дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор и т. п. Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и др.). Проводится работа по дифференцировке освоенных понятий, и соответственно пополняется словарь (одежда летняя, зимняя; посуда столовая, чайная и т. д,).

На седьмом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий, горько-соленый, зеленовато-желтый; ткань – зимняя, ворсистая, легкая, плотная и т. п.). Продолжается работа по фopмированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь (водный, воздушный, наземный транспорт, легковой, грузовой транспорт; инструменты: садовые, столярные, портновские и т. п.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.