Задачи и проблемы методики развития речи детей на современном этапе. Обеспечение белорусскоязычного и билингвального воспитания и обучения дошкольников в Беларуси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В теории и практике отечественной методики речевого развития приоритетным направлением стало изучение проблем развития у детей монологической речи (Бородич, Виноградова, Ушакова и др.). На фоне многочисленных исследований, посвященных обучению детей монологической речи, проблема развития у них диалогической речи до последнего времени выглядела почти не изученной, хотя во всех теоретических и методических источниках декларировалось положение о том, что диалогическая форма речи в дошкольном возрасте является ведущей. И только на рубеже XX и XXI веков появились первые исследования вопросов изучения диалогического общения дошкольников (Усольцева; Арушанова; Артеменкова) и развития диалогической речи (Назметдинова, Чулкова, Соколова).

Нужно отметить, что частично вопросы развития диалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященных формированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей (Проняева; Алифанова, Привалова, Дубинина). Тем не менее, проблемы развития диалогической речи дошкольников не получили такого же разностороннего экспериментального изучения, как проблемы развития монологической речи.

В Беларуси в дошкольных учреждениях активно работают по программе «Пралеска». В ней отмечается, что во всех группах важными задачами являются задачи, связанные с развитием у детей родного языка, овладением ими всем его богатством. Приобщая детей к языку своего народа, мы будем содействовать не только обогащению их речи. Работа нацеливается не на авторитарную форму, а на форму сотрудничества: при общении, познавательно-практической деятельности, развитии наглядно-деятельностного и наглядно-образного мышления. В процессе чувственной познавательно-практической деятельности реализуется та часть программы, в которой происходит самостоятельное, чаще по инициативе ребенка, взаимодействие с окружением.

 

7.Цель, задачи, содержание и условия развития речи детей в дошкольном учреждении.

Основная цель работы ДУ по развитию речи: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

В настоящее время развитие речи понимается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.

В соответствии с главной целью выделяют три аспекта задач развития речи:

- структурный (формирование структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);

- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Характеристика задач по развитию речи:

1) Развитие словаря. Словарная работа в детском саду происходит на основе ознакомления детей с окружающей жизнью.

2) Воспитание звуковой культуры речи. Она предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит обучение правильному звуко- и словопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, ударение, интонация).

3) Формирование грамматического строя речи. Предполагает формирование способов словообразования и синтаксиса. Дети усваивают грамматический строй речи путем подражания речи взрослых.

4) Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, который зарождается в недрах диалога. Развитие монологической речи предполагает формирование умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать.

5) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Речь для детей становится предметом изучения. Детей учат производить слоговой анализ состава слова, анализ словесного состава предложения. При словарной работе подбирают антонимы, синонимы, отыскивают определения и сравнения в тексте.

6) Ознакомление с художественной литературой. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности ребенка, является источником обогащения речи детей.

Но центральной, ведущей является развитие связной речи. Это объясняется следующим:

1) в связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная;

2) в связной речи проявляется взаимосвязь языка и мышления;

3)в связной речи на практике реализуются задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

 

 

8.Методические принципы, средства, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

- общение взрослых и детей. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности. Вид деятельности определяется возрастными особенностями.

- культурная языковая среда, речь воспитателя. Подражание речи взрослых – один из механизмов овладения родным языком. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду. Владение образцовой речью – это показатель профессиональной подготовленности воспитателя детского сада.

- обучение родной речи и языку на занятиях. Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.

- художественная литература. Художественная литература помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

В методике принята классификация методов по:

1. по используемым средствам, где выделяется три группы методов: наглядные, словесные и практические.

2. по характеру речевой деятельности выделяются репродуктивные и продуктивные методы.

3. В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи методы работы над грамматикой и т.д.

Приемом называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала.

Существует множество приемов реализации любого метода, и каждый творчески работающий воспитатель создает свои собственные приемы, не нарушая самого метода. Так, метод имитации" кроме описанных приемов, может быть выполнен также приемами использования картины, живых объектов (животных, растений), диафильма, магнитофона, в игре и др.

Методические приемы развития речи делятся на три группы: словесные, наглядные (метод имитации) и игровые.

Словесные приемы – это речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения. Существуют следующие виды игровых приемов: сюжетные игры – ролевых, «режиссерских», драматизации, а также подвижные игры.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.