Закономерности развития физических качеств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, вынос­ливость. При выполнении любого упражнения в той или иной сте­пени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистан­цию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбе­га — сила в сочетании с быстротой. В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требова­ниями внезапно меняющейся обстановки.К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию-ловкости способствует выполнение упражнений в из­меняющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходит­ся непрерывно переключаться от одних движений к другим, зара­нее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, прово­димых в усложненных условиях, требующих внезапного изме­нения техники движения (бег между предметами, подъемы на лы­жах на горку и спуски с нее и др.)> с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с допол нительными заданиями, при коллективном выполнении упражне­ний с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота — способность человека выполнять движения в наи­кратчайшее время.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная лег­кость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них бы­строты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с уско­рением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с измене­нием темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упраж­нения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо ос­военные упражнения, при этом учитывать физическую подго­товленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер — способность человека определять расстояние с по­мощью зрения и мышечных ощущений. Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоя­щего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель— рас­стояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость — способность достигать наибольшей величины раз­маха ("амплитуды) движений отдельных частей тела в определен­ном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, свя­зок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при вы­полнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформа­циям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое при­седание.

Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) пло­щади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.)- Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ) У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполне­нии упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ) У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполне­нии упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в уп­ражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в дли­ну с места и с разбега и др.).

Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увели­чению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, вклю­чающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление со­противления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражне­ния для развития силы всех групп мышц, уделяя преимуществен­ное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольни­ков, не следует стремиться к максимальным результатам и превы­шать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это може отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность, выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длитель­ное время. Развитие выносливости требует большого количества повторе­ний одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приво­дит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические уп­ражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положитель­ные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чере­дуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию вынос­ливости.

Самостоятельная работа

1. Подобрать подвижные игры для развития физических качеств.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 355.