Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в структуре движений и. их координации имеется сходство (например, прыжки с высоты и в высоту). Чем больше сходство между структурами изучаемого движения и какого-то из ранее освоенных, тем легче и быстрее будет проходить обучение. На основе «положительного переноса» определяется последовательность обучения, и подбираются подготовительные упражнения. Если расположить навыки движения по степени сложности, то каждое из них будет служить подготовительным для последующего. Положительный эффект переноса происходит при сходстве главных фаз движения. Например, двухшажный попеременный ход помогает освоить все остальные способы передвижения на лыжах. Положительный эффект переноса навыков достигается также при овладении подготовительными и завершающими фазами. Прыжок в глубину подготавливает к прыжку в высоту с разбега.
«Положительный перенос» наиболее широко проявляется на начальных этапах обучения.Взаимодействие навыков бывает и отрицательным. «Отрицательный перенос» возникает в процессе освоения движений, структура которых характеризуется сходством начальных фаз и существенными различиями между последующими (особенно главными). Например, прыжки в длину и в высоту с разбега.При взаимодействии конкурирующих навыков следует ожидать нарушения того из них, который менее прочно закреплен. Если степень прочности одинаковая, нарушится тот, структура которого более сложна. Очень важно учитывать вероятность переноса с отрицательным эффектом, чтобы своевременно его предупредить или устранить. В процессе обучения важно так планировать учебный материал, чтобы не допускать одновременного формирования конкурирующих навыков или уменьшать отрицательное влияние переноса.
Характер взаимодействия навыков меняется в процессе освоения движений. По мере упрочения двигательных навыков появляется и возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
При овладении «односторонними» движениями (метание и др.) прямой перенос двигательного навыка с одних действий на другие не осуществляется. Но если выработан навык выполнения движения в одну сторону, то появляются некоторые предпосылки для более быстрого образования навыка выполнения этого действия в другую сторону. Этими предпосылками являются: функциональная связь между симметричными участками центральной нервной системы, представления и знания о данном действии, освоенный ритм движения и некоторые фазы движения, которые являются общими для обоих действий (например, подготовительные фазы — размахивание, разбег).
Врожденные автоматизмы влияют на овладение сложными движениями. В одних случаях они помогают, а в других — мешают. Врожденная перекрестная координация составляет естественную основу ходьбы, бега и других движений. Определяя последовательность обучения,, необходимо стремиться использовать положительные предпосылки, создаваемые унаследованными координациями. Например, обучение плаванию целесообразно начинать со способа кроль, обучение передвижению на лыжах—с попеременного хода.
Во многих случаях требуется преодолевать врожденные автоматизмы. Следует учитывать, что симметричные движения руками и асимметричные движения ногами более легки для освоения, чем симметричные движения ногами и асимметричные движения руками. Безусловнорефлекторные автоматизмы могут быть преодолены только при ведущей роли коры больших полушарий, при этом участие сознания имеет решающее значение.
Формирование умений и навыков в процессе обучения движениям происходит в единстве с развитием физических качеств. Движения отличаются друг от друга степенью проявления физических качеств. Некоторые движения требуют относительно стандартных и непредельных проявлений большинства физических качеств (фигурное катание и др.).
Другие движения требуют максимального проявления физических качеств (прыжки, метание). Эти движения изучаются и выполняются в относительно постоянных условиях, но навыки формируются на фоне прогрессирующего развития физических качеств (быстрота и сила). Процесс формирования двигательных навыков и воспитания физических качеств сливается.
Некоторые движения требуют максимального проявления физических качеств в условиях многократного повторения. К ним относятся действия с циклической структурой, направленные на достижение результатов в преодолении пространства (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др.). Навыки владения такими движениями должны отличаться устойчивостью в процессе многократного воспроизведения циклов и вместе с тем известной вариативностью, позволяющей приспособиться к изменяющимся условиям передвижения (рельеф местности, характер опорной поверхности).
Продолжительность обучения во многом зависит от сложности движения. Она определяется количеством элементов, точностью мышечных усилий в пространстве и во времени. Одни движения характеризуются особыми требованиями к точности движения в пространстве без строгих ограничений во времени (элементы фигурного катания). В этих случаях в методике обучения ведущими являются приемы, содействующие коррекции движений в пространстве (зрительные ориентиры). Другие движения отличаются жесткими ограничениями движений во времени: в некоторых движениях начало его или прекращение лимитировано сотыми долями секунды (гимнастика). Двигательные действия, структура которых предъявляет повышенные требования к точности движений как в пространстве, так и во времени, наиболее сложны в связи с тем, что они связаны с точностью мышечных усилий. К таким действиям относятся скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание). Процесс обучения этим действиям отличается сложностью методики и относительной длительностью.
При обучении учитываются особенности взаимосвязей между фазами сложного движения — подготовительной, главной и завершающей. Это важно для определения последовательности изучения движения, а также для подбора подготовительных упражнений. В одних случаях можно начать разучивание с главной фазы — с основного звена техники движения (выпуск снаряда в метании, отталкивание в прыжках), в других —начинают осваивать подготовительную фазу, когда выполнение главной фазы особенно сильно зависит от подготовительной. Иногда в целях предупреждения травм сначала изучают заключительную фазу (правильное приземление в прыжках).
Устойчивость навыка позволяет в процессе физического воспитания обогащать человека все новыми разнообразными формами движений. Возможность угасания навыков заставляет соблюдать определенную систему повторений.
Таким образом, мы видим, что общие закономерности развития двигательных навыков проявляются по-разному в зависимости от индивидуальных, возрастных и половых особенностей, а также в зависимости от имеющегося двигательного опыта.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.