Вегетативная нервная система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Местные изменения окра­ски кожи, пигментация, трофика, температура кожи, акро­цианоз, мраморность. Дермографизм, его выражен­ность, стойкость. Потоотделение - нор­мальное, повышено, по­нижено, на каких участках. Глазо-сердечный рефлекс (Ашнера). Ор­токлиностатическая проба. Симптом Горнера. Экзофтальм. Тазовые нарушения. Задержка и недержание (истинное, периодическое, парадоксальное) мочи. Импера­тивные позывы к мо­чеиспусканию.

Высшие корковые функции

Расстройства корковых функ­ций (афазия, апраксия, агнозия). Понимание устной речи, оценка правильности речи больного, свободно ли говорит, запас слов, парафазии. При нали­чии афазии производится более подробное исследование, выявление типа речевого наруше­ния Понимание написанного, письмо. Название на память предметов (амнестическая афа­зия). Апраксия. Агнозия.

Данные параклинических исследований

Анализы крови, мочи, кала. Реакция Вассермана. Анализ ликвора. Рентгенография че­репа, позвоноч­ника. ЭхоЭГ, ЭЭГ, РЭГ, ЭМГ и др.

Топический диагноз

На основании исследования опреде­ляется симптомокомплекс расстройств. Подво­дится итог пато­логии, выявленной при неврологическом обследовании боль­ного, т. е. опре­деляется основной, ведущий синдром. Путем анализа и сопоставления отдельных симптомов обосновыва­ется локализация патологического очага.

Клинический диагноз

Учитывая аналитические данные течения заболевания, локализацию процесса, данные параклинических исследований, ставится клинический диагноз (основной и осложнения, со­путствующий диагноз).

Дифференциальный диагноз

В этом разделе куратор дол­жен подтвердить предполагаемый диагноз путём исключе­ния сходных заболеваний. Например, при подозрении на полиомиелит провести дифферен­циальный диагноз между клещевым энцефалитом, миелитом, боковым амиотрофическим склерозом, прогрессивно-мышечной дистрофией.

Лечение

Отразить принципы этиопатогенетической и симптоматической терапии при данной нозологической фор­ме и конкретное лечение курируемого больного (с написани­ем рецеп­тов).

12. Прогноз в отношении жизни больного, восстановления здо­ровья, трудоспо­собности и несения военной службы.


МЕТОДИКА НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НОВОРОЖДЕН­НЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

 

Неврологическое обследование новорожденных имеет ряд особенностей, свойствен­ных только этому возрастному периоду. Для правильной оценки состояния центральной и периферической нервной системы и назначения соответствующего лечения неврологическое обследование рационально проводить через 1,5-2 ч после кормления, когда новорожденный спокоен. Исследования проводят при достаточном освещении и температуре воздуха 25-27°С.

Обследование осуществляют последовательно, по схеме, чтобы беспокойство, причиняемое ребенку, свести к минимуму. Вначале проверяют все рефлексы в положении на спине, за­тем в вертикальном состоянии и в последнюю очередь – лежа на животе.

Прежде всего, обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног. Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогема­томы, родовой опухоли, костных пластин, асимметрией, а также кровоизлияния в кожу го­ловы, лица, склеру глаз.

Средняя окружность головы у детей и размеры большого родничка.

 


ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ НЕРВЫ

I пара - обонятельный нерв. Ароматические вещества (мята, валериана, духи и пр.) вызывают гримасу на лице ребенка, двигательное беспокойство, иногда - крик.

II пара - зрительный нерв. На яркий свет щурится и поворачивает голову и глаза к источнику света. Внезапное освещение вызывает смыкание век и слабое разгибание головы. Проверяют наличие кратковременного (5-7 с) зрительного сосредоточения, которое отмеча­ется к 3-5-му дню жизни. К 2 месяцу. проявляется мигательный рефлекс при приближении предмета к глазам.

III, IV, VI пары - глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Определяют форму и величину зрачков, зрачковые реакции на свет, спонтанные движения глазных яблок. Выявляют анизокорию, косоглазие (сходящееся или расходящееся), симптом Грефе, сим­птом «заходящего солнца». Последний симптом может наблюдаться у здоровых новорож­денных в первые дни жизни при быстром переводе ребенка из горизонтального положения в вертикальное. При этом глазные яблоки поворачиваются вниз и внутрь, а над глазным ябло­ком появляется полоска склеры. Через несколько секунд глаза возвращаются в исходное по­ложение. Постоянное наличие этого симптома после 2 недель, а также симптома Грефе свиде­тельствует о внутричерепной гипертензии. В 9-10 дней новорожденные начинают следить за движущимся предметом, не поворачивая головы, а к 1 месяцу наблюдается сочетанный поворот головы и глаз.

V, VII пары - тройничный и лицевой нервы. Обращают внимание на положение нижней челюсти (нет ли ее смещения, отвисания), величину глазных щелей, выраженность носогубных складок. Проверяют следующие рефлексы: конъюнктивальный, корнеальный, орбикуло-пальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный.

Конъюнктивальный и корнеальный рефлексы. Дотрагивание ваткой к конъ­юнктиве или роговице вызывает смыкание век.

Орбикулопальпебральный рефлекс. Короткий перкуторный удар пальцем или молоточком по надбровной дуге вызывает смыкание века соответствующей стороны.

Поисковый рефлекс (Куссмауля). При поглаживании в области угла рта проис­ходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. На­давливание на середину верхней губы, отклонений языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разги­бание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, а затем угасает.

Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.

Сосательный рефлекс. При раздражении слизистой полости рта, например, паль­цами ребенка, возникают ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в тече­ние 1-го года жизни.

VIII пара - слуховой и вестибулярный нервы. Проверяют слухопальпебральный рефлекс - смыкание век, появление двигательного беспокойства, испуга при применении звукового раздражителя.

В первые дни жизни у здоровых новорожденных, особенно при повороте головы, мо­жет наблюдаться установочный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм. Необходимо обратить внимание на наличие крупноразмашистого нистагма (горизонтальный, вертикаль­ный, ротаторный), что является патологическим симптомом.

IX и Х пары - языкоглоточный и блуждающий нервы. Обращают внимание на глотательную функцию, звучность голоса, а также на синхронность сосания, глотания и ды­хания; на наличие поперхивания и захлебывания по время еды. Определяют подвижность мягкого неба, небный и глоточный рефлексы.

XI пара - добавочный нерв. Проводят осмотр и пальпацию грудино-ключично-сос­цевидной мышцы, проверяют возможность поворота головы в обе стороны, наличие криво­шеи.

XII пара - подъязычный нерв. Определяют положение языка во рту (по средней ли­нии или имеется отклонение в сторону), его движение, участие в акте сосания, наличие тре­мора, фибриллярных подергиваний, атрофии.

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Исследуются активные движения и пассивные движения как в проксимальных, так и дистальных отделах конечностей, проверяется мышечная сила, тонус, сухожильные и перио­стальные рефлексы.

Тщательное исследование активных движений возможно лишь у детей после трех лет. У младших детей с этой целью приходится прибегать к различным приемам. Так, наблюдая за тем, как ребенок берет игрушку, как тянется к ней, как берет одной и другой рукой и удерживает, можно составить представление об объеме движений в верхних конечностях. Дети первых месяцев жизни, лежа на спине, обычно держат ножки, поднятыми вверх и со­гнутыми в коленных суставах. Если такая поза ребенка отсутствует, есть основание предпо­лагать наличие пареза или паралича конечностей.

Далее исследуется мышечная сила в различных мышечных группах по шестибалльной системе:

1. Полный паралич - 0 баллов.

2. Активные движения отсутствуют, но пальпаторно определяется напряжение мышцы - 1 балл.

3. Движения возможны при выключении силы тяжести конечности - 2 балла.

4. Мышца преодолевает силы тяжести конечности, но не преодолевает дополнитель­ного сопротивления - 3 балла.

5. Мышца преодолевает дополнительное сопротивление, но не в полной мере - 4 балла.

6. Мышца нормальная - 5 баллов.

У самых маленьких детей при исследовании мышечной силы можно использовать со­противление ребенка осмотру, силу, с которой ребенок отдергивает конечности.

Для оценки состояния моторики важное значение имеет исследование трофики мышц, выявление атрофии или гипертрофии, фасцикулярных подергиваний. У детей первых двух лет жизни мышечные атрофии и фасцикулярные подергивания могут маскироваться хорошо развитым подкожным жировым слоем. О наличии фасцикулярных подергиваний можно су­дить по тремору пальцев рук. Об атрофии свидетельствует уменьшение мышечной массы, дряблость мышц, выявляемая при пальпации.

Состояние мышечного тонуса, наличие ретракций определяется при пассивных дви­жениях конечностей в различных суставах. Положение больного ребенка, поза конечностей позволяет судить об определении тонуса в той или иной группе мышц.

Исследование мышечной силы по сегментам, требующее активного участия больного, как это приведено выше, возможно лишь у детей после двух лет. Это вызывает необходи­мость использовать у младших детей некоторые тесты, косвенно свидетельствующие о по­ражении той или иной группы мышц. Запрокидывание головы, обусловленное слабостью сгибателей, выявляется при попытке поднять за руки ребенка, лежащего на спине. Симптом «треножника», заключающийся в опоре на руки в положении сидя, характеризует слабость мускулатуры спины. «Лягушачий», распластанный живот, определяемый в положении лежа, или выбухающий в виде пузыря в сидячем положении, заставляет предполагать гипотонию и слабость мышц передней брюшной стенки.

Исследование глубоких и поверхностных рефлексов у детей раннего возраста не представляет трудности и производится так же, как у старших детей. На верхних конечно­стях исследуются карпорадиальные (пястно-лучевые) рефлексы (сегменты С5-8), с двуглавых мышц (сегменты С5-6) и трехглавых мышц сегменты (С7-8). На нижних конечностях опреде­ляются коленные (сегменты L2-4) и ахилловы (S1-2) рефлексы.

Из поверхностных рефлексов наибольшее значение имеют брюшные, кремастерные и подошвенные рефлексы. Уровень замыкания рефлекторных дуг этих рефлексов следующий - верхние брюшные - Д7-8, средние - Д9-10, нижние - Д11-12, кремастерные - L1-2, подошвенные S1-2.

 

СПИНАЛЬНЫЕ СУХОЖИЛЬНЫЕ, НАДКОСТНИЧНЫЕ И КОЖНЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Эти рефлексы исследуются в указанном ниже порядке, что позволяет уточнить со­стояние сегментарных механизмов спинного мозга последовательно сверху вниз.

Биципитальный рефлекс

Вызывается ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы. Ответ - сгибание предплечья. Отмечается с первых часов после рождения. Отсутствует при поражении кожно-мышечного нерва, корешков и сегментов С5-6. Повышен при спастических парезах.

Триципитальный рефлекс

Вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы плеча. Ответ - раз­гибание предплечья. Отсутствует при высоком поражении лучевого нерва, корешков и сег­ментов С67.

Карпо-радиальный рефлекс

Вызывается ударом молоточка по шиловидному отростку. Ответ - сгибание предпле­чья. Отмечается с первых часов после рождения. Отсутствует при поражении корешков и сегментов С68, повышен при спастических парезах.

Брюшной рефлекс верхний

Вызывается штриховым раздражением кожи живота параллельно реберной, дуге. От­вет-сокращение мышц передней брюшной стенки. Рефлекс становится постоянным после 5-6 месяцев. Исчезает при поражении сегментов D7-D8, а также при спастических парезах.

Брюшной рефлекс средний

Вызывается штриховым раздражением кожи живота на уровне пупка. Ответ - сокра­щение мышц передней брюшной стенки.

Становится постоянным после 5-6 месяцев. Исчезает при поражении сегментов D9-D10, а также при спастических парезах.

Брюшной рефлекс нижний

Вызывается штриховым раздражением кожи живота параллельно пупартовой связке. Ответ-сокращение мышц передней брюшной стенки. Рефлекс становится постоянным после 5-6 месяца.

Исчезает при поражении сегментов D11-D12, а также при спастических парезах.

Коленный рефлекс

Вызывается ударом молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы. Ответ - разги­бание голени.

Определяется с первых часов после рождения. Отсутствует при поражении бедрен­ного нерва, корешков и сегментов спинного мозга L2-L4. Повышен при спастических паре­зах.

Кремастерный рефлекс

Вызывается быстрым штриховым раздражением кожи внутренней поверхности бедра. Ответ - подтягивание яичка.

Становится постоянным через 4-5 недель после рождения мальчика. Исчезает при по­ражении сегментов L1-L2.

Ахиллов рефлекс

Вызывается ударом молоточка по ахиллову сухожилию. Ответ - подошвенное сгиба­ние стопы. Определяется с первых часов жизни. Отсутствует при поражении седалищного нерва, корешков и сегментов S1-S2.

Клонус стопы (крайняя степень повышения ахиллова рефлекса). Стопа быстрым дви­жением приводится в состояние тыльного сгибания и удерживается в этом положении. Ответ – попеременное, ритмичное сгибание и разгибание стопы. Наблюдается у половины детей в первые 3 месяца жизни. Свидетельствует о незрелости пирамидных путей, чаще выявляется при спастических парезах.

Анальный рефлекс

Вызывается легким уколом или штриховым раздражением вблизи заднего прохода. Ответ - сокращение мышц наружного жома.

Исчезает при поражении сегментов S4-S5.

Бабинского рефлекс

Вызывается штриховым раздражением кожи латеральной поверхности подошвы. От­вет - разгибание большого пальца, остальные расходится веером.

Физиологичен до 1 года.

Оппенгейма рефлекс

Вызывается проведением с нажимом по передней поверхности большеберцовой кости. Ответ - разгибание большого пальца, остальные расходятся веером.

Физиологичен до 1 года.

Гордона рефлекс

При сдавливании икроножных мышц наблюдается разгибание большого пальца, ос­тальные расходятся веером.

Физиологичен до 1 года.

Шефера рефлекс

При сдавливании ахиллова сухожилия отмечается разгибание большого пальца, ос­тальные расходятся веером.

Физиологичен до 1 года.

Россолимо рефлекс

Вызывается легким ударом молоточка или пальцев кисти исследующего по кончикам пальцев стопы ребенка. Ответ - подошвенное сгибание (кивание) пальцев. Физиологичен до 1 года.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.