Степень восстановления функций центральной нервной системы после выхода из коматозного состояния зависит от обширности и локализации поражения мозга. Процесс восстановления может прекратиться на любом этапе.
Вегетативное состояние встречается после обширного повреждения центральной нервной системы, когда вследствие гибели большинства клеток мозг способен выполнять лишь функции жизнеобеспечения.
Больные неподвижны из-за атонии либо гипертонуса мышц. На сильные болевые раздражители возможна вегетативная реакция: изменение частоты дыхания и сердечных сокращений, окраски кожи, потливость, слезотечение. Могут сохраняться кашель, некоторые другие стволовые и спинальные автоматизмы. Судорог обычно нет из-за отсутствия субстрата для распространения электрических разрядов. Смерть наступает в течение нескольких недель, реже – месяцев на фоне нарушения ритма дыхания и сердечных сокращений, выраженных обменно-трофических расстройств.
Синдром декортикации – остаточное явление после выхода из коматозного состояния, когда ствол мозга и подкорковые образования функционируют, но произошла гибель коры. Классический вариант этого синдрома с отсутствием каких-либо произвольных движений и прямой линией на электроэнцефалограмме наблюдается при экспериментальной деструкции коры больших полушарий. На практике встречается клинический вариант этого синдрома, с сохранностью единичных корковых функций и преимущественно низкоамплитудной активностью наряду с изолинией на электроэнцефалограмме. На болевые раздражители дети реагируют монотонным криком. В наиболее тяжелых случаях глаза закрыты. При открывании взгляд не фиксируется. Со слизистых рефлексы живые. У младенцев автоматизм сосания, у детей старше – жевания, хотя из-за пареза мышц выполняются не все движения, и этот акт напоминает простое открывание и закрывание рта. Глоточный рефлекс оживлен. Больные обездвижены спастической тетраплегией. Дыхательных и сердечно-сосудистых нарушений нет. Мочеиспускание и дефекация происходят автоматически. Не наблюдается никаких признаков восстановления корковых функций и положительной динамики электроэнцефалографической картины.
Нередко после выхода из коматозного состояния обнаруживается изолированное повреждение различных структур центральной нервной системы. Некоторые из них имеют собственное название, однако, у детей встречаются редко. Для обозначения остаточных явлений в форме поражения отдельных участков головного мозга пользуются термином резидуальной энцефалопатии с указанием неврологического или психического дефекта.
СХЕМА НОРМАЛЬНОГО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1 период (0-1 мес.). Сенсорные реакции. Реагирует на болевые и тактильные раздражения. Прикосновение к ресницам вызывает мигательную реакцию. Развивается начальное слуховое и зрительное сосредоточение. Реагирует на сильные звуковые и зрительные раздражения, прослеживает двигающиеся предметы. Возможна дифференцировка вкусовых раздражителей (сладкое, горькое).
Безусловные рефлексы ярко выражены: хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой, хватательный, рефлекс Моро, опоры, автоматическая походка, защитный, ползания, рефлексы Галанта, Переса.
Двигательные реакции. Характерна мышечная гипертония. Руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки и находятся под подбородком. Ноги также согнуты во всех суставах и отведены в бедрах. Голова слегка запрокинута кзади.
Новорожденный двигательно малоактивен. Движения импульсивные, нескоординированные, с легким атетоидным компонентом в предплечье и кисти. В первые дни жизни в покое наблюдается тремор (дрожание) высокой частоты и низкой амплитуды.
Речь. Произносит звуки, связанные с криком, сосанием, кашлем, чиханием. Издает отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». Крик без интонационной выразительности.
Психика. Фрагментарно прослеживает и кратковременно фиксирует предмет. Проявляет слуховое сосредоточение. Преобладают отрицательные эмоции в виде крика и усиления общей двигательной активности при голоде или дискомфорте.
2 период (1-3 мес.) Сенсорные реакции. Следит за предметом, движущимся в горизонтальной плоскости, поворачивает голову к источнику звука. Развивается зрительно-моторная координация. Следит за игрой рук. Вздрагивает при громком звуке. Хорошо различает сладкое, горькое, нейтральное. Укорачивается латентный период и появляются более дифференцированные реакции на болевой раздражитель.
Безусловные рефлексы с конца второго месяца начинают угасать. Становятся более выраженными тонические шейные и лабиринтные рефлексы. К концу второго периода контроль головы приобретает ведущее значение. Ребенок в положении на животе длительно удерживает голову по средней линии, покачивая ею. К концу третьего месяца опирается на предплечье, приподнимает верхнюю часть туловища. К концу третьего месяца хорошо держит голову.
Двигательные реакции. Уменьшается флексорная гипертония, нарастает объем движений, начинает развиваться экстензорный тонус. Ребенок чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот, иногда разгибает руку и она лежит свободно вдоль туловища. При виде яркой игрушки вначале происходит зрительное сосредоточение, затем оживление и вскидывание рук. Ребенок задевает ее, толкает, но еще не захватывает. В положении на спине сгибает голову и тянется вперед.
Речь. Начинает гулить, произносит единичные гласные звуки, повторяет короткие цепочки звуков.
Психика. Впервые проявляются положительные эмоциональные реакции, улыбка при общении со взрослыми, начальный смех. В необычной ситуации испытывает беспокойство. На втором месяце хорошо фиксирует взор на неподвижном предмете. К трем месяцам - выраженная зрительная фиксация и прослеживание движущегося предмета в горизонтальной плоскости. Поворачивает глаза и голову к источнику звука.
3 период (3-6 мес.) Сенсорные реакции. Длительно фиксирует предмет и прослеживает его во всех направлениях. Активно переводит взгляд с предмета на предмет. Появляются попытки бинокулярного зрения. Развивается зрительная и слуховая дифференцировка: различает своих и чужих, различает некоторые интонации, отдает предпочтение любимым игрушкам. Появляется начальное манипулирование с предметами. Быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более точная вкусовая дифференцировка. Локализует тактильный раздражитель (поворачивает голову в сторону прикосновения).
Безусловные рефлексы в основном заторможены. Шейный выпрямляющий рефлекс к концу периода сменяется выпрямляющим рефлексом туловища. Туловище больше не следует за головой как единое целое. Может повернуться со спины на живот и с живота на спину.
Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус, развиваются активные движения рук. Поворачивается со спины на бок и к концу периода на живот. Хорошо держит голову, сидит с поддержкой. В положении на животе опирается на предплечье под прямым углом и приподнимает верхнюю часть туловища. Может следить за движущимся предметом. В положении на спине при тракции за руки сгибает голову, приподнимает плечи и тянется вперед. Выпрямляет руки, отводит в сторону, поднимает вверх. Ребенок ощупывает свое тело руками, складывает их вместе, удерживает одну руку другой, тянет в рот. В четыре месяца начинает ощупывать пеленки, перебирает пальчиками. После этого появляется реакция рассматривания рук. В четыре месяца хватательный рефлекс угасает и развивается произвольное захватывание.
Речь. Гуление становится активным и протяжным, появляется лепет, подражание собственным звукам. Варьирует тон голоса. Появляется звук «м», увеличивается число средних и задних гласных звуков.
Психика. Развивается комплекс оживления. При общении со взрослыми почти одновременно начинает улыбаться и издавать звук. К шестимесячному возрасту, ребенок, лежа на спине, быстро и точно протягивает руки к игрушкам. Появляется избирательная улыбка, связанная с предпочитаемым раздражителем. Развивается общение с помощью жестов (поднимает руку - немой жест, чтобы его подняли). Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, держит один кубик, тянется за другим, находит упавшую игрушку).
4 период (6-9 мес.). Сенсорные реакции. Преобладает бинокулярное зрение. Зрительные и звуковые реакции дифференцированы. Узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздражители.
Безусловные рефлексы заторможены, за исключением сосательного.
Двигательная функция. Появляются реакции равновесия. Ребенок поворачивается со спины на живот и с живота на спину. Ротация и реакция равновесия дают возможность ребенку лежа на животе вытягивать одну руку и в то же время поддерживать себя другой рукой. Позднее он уже свободно перемещает свою массу тела с одной руки на другую, лежа на животе, тянется за игрушкой. Движения рук уже контролируется зрением. Для этого периода характерно полное развитие выпрямляющих рефлексов туловища. Шейная выпрямляющая реакция уже модифицирована. Лабиринтная реакция на голову также модифицирована, становится настолько сильной, что ребенок в положении на животе хорошо опирается на вытянутые руки и полностью разгибает бедра и голени, выражен поясничный лордоз. Для этого периода характерно развитие функции сидения. В положении на спине ребенок приподнимает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует верхняя часть туловища. Перевернувшись на бок, ребенок, опираясь на руку, садится. Вначале ребенок сидит неустойчиво. Стоит ему отвлечься или потянуться за игрушкой, как он падает. Без опоры, с прямой спиной и согнутыми в бедрах ногами он сидит в шесть-семь месяцев. Чем быстрее осваивает поворот со спины на живот с ротацией, тем быстрее он садится. Повороты со спины на живот, хороший контроль головы, опора на предплечья, взор ребенка, обращённый вперед, являются тем исходным положением, которое дает начало ползающим движениям. Ползающий ребенок стремится вперед, чтобы достичь предмета. Ползание на животе (ребенок подтягивается вперед с участием только рук, ноги вытянуты) появляется в семи-восьмимесячном возрасте и является основой для развития ползания на четвереньках. Более выраженной становится реакция стояния. В семь-восемь месяцев ребенок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В семь-восёмь-девять месяцев уже может стоять у барьера. Характерны повторные движений (похлопывание рукой по игрушке, покачивание головой, перекладывание предмета из одной руки в другую, подражательные движения- «ладушки»). Совершаются тонкие движения кисти и пальцев. Развивается не только захват, но и умение держать кисть и положить предмет, захватить двумя пальцами мелкий предмет, складывать пирамидку и т. д.
Речь. Активное развитие лепета. Ясно произносит звуки «ма», «ба», «да» и другие. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Начинает повторять звуки окружающих и копирует их интонацию. Лепет и жест выражены как средство общения, начинает понимать жесты других.
Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой), находит глазами названных членов семьи, отчетливо реагирует на чужих, интонацию, тянется к людям, требует к себе внимания. Развивается активное манипулирование предметами (стучит ложкой по столу, держит два кубика).
5 период (9-12 мес.). Сенсорные реакции. Развито бинокулярное зрение. Различает по внешнему виду пищу, хорошо различает лица, начинает распознавать все большее количество объектов и геометрические формы; различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную к нему речь, отрицательно реагирует на неприятные запахи, проявляет неприязнь к тому или другому виду пищи, локализует болевую точку (дотрагивается рукой до места укола).
Двигательные функции. Характерно совершенствование ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. При ползании туловище удерживается горизонтально, голова поднята высоко вверх. Одновременно передвигаются перекрестные рука и нога. Стоянию и ходьбе предшествует вставание на ноги. Ребенок поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает. Под контролем зрения он направляет руку к барьеру, схватывается и подталкивает корпус. Вставая и передвигаясь, ребенок сначала держится за мебель или перила, при этом он приседает, берет игрушку и снова встает. Затем постепенно начинает ходить самостоятельно, вначале широко расставляя ноги. В 12-13 месяцев при ходьбе руки приподняты - это помогает сохранять равновесие. От первых попыток ходить самостоятельно без поддержки до уверенной ходьбы проходит 1-2 месяца. Затем ребенок ходит самостоятельно, останавливается, поворачивается, сохраняя при этом равновесие.
Речь и психика. Повторяет слоги, копирует интонацию, воспроизводит мелодичную схему знакомых фраз, приветствий. Голосом выражает сваи биологические нужды, эмоции, удовольствие и неудовольствие. Обращается к своему изображению в зеркале, обращает внимание на лицо говорящего. Отвечает действием на словесные просьбы. Кивает головой в знак утверждения и отрицания. Говорит «ма-ма», «да-да», «ба-ба». К концу этого периода развивается речевое общение при помощи однословного предложения. Говорит около 5-6 лепетных слов. Понимает обращенную к нему речь. Различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь, развивается речевое общение, игровая манипулятивная и предметная деятельность (играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекает внимание взрослых, смеется и закрывает лицо, играет со своим изображением в зеркале). Развиваются подражательные игры: «ладушки», «сорока», любит играть со звучащими игрушками. Пьет из чашки, ест ложкой. Помогает при одевании. Отличительными чертами этого периода являются интенсивное развитие понимания обращенной к нему речи, развитие манипулятивной и предметной деятельности. У ребенка формируются первые представления, составляющие категорию наглядного, а затем и образного мышления. Интенсивно продолжается развитие подражания.
6 период (12-24 мес.). Сенсорные реакции. Сенсорные реакции дифференцированы и избирательны. Развивается дальнейшее восприятие формы и пространства.
Безусловные рефлексы не проявляются.
Двигательные функции. Развивается статистическое равновесие, походка приобретает устойчивость и подвижность. К концу этого периода ребенок ходит устойчиво, бегает, ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой, а к концу периода - самостоятельно, приставляя ногу. Залезает на большой стул. Ударяет ногой по мячу. Точно захватывает и бросает предметы, ударяет мяч рукой. Переворачивает страницы в книге, строит башню из кубиков, пьет из чашки, не проливая жидкость, хорошо ест ложкой.
Речь. Узнает имена и названия лиц и предметов, понимает слова «здесь», «сейчас», говорит около 50-70 слов, и из них более половины существительные. В речи преобладает восклицание, появляются двух и трехсловные предложения, личные местоимения.
Психика. Понимает обиходную речь. Говорит фразы из 2-3 слов. Активно играет с игрушками, начинает проявлять интерес к детям. Развивается подражательная игра. Воспроизводит по подражанию форму круга, треугольника, квадрата, имитирует круговые линии. К концу периода формируются представления о схеме тела.
7 период (24-36 мес.) Сенсорные реакции. Сенсорные реакции дифференцированы и избирательны. В зрительном восприятии начинает доминировать один глаз (обычно правый). Правильно распознает одновременные симметричные раздражения. Различает предметы по массе, форме, цвету и величине. Происходит дальнейшее формирование представления о схеме тела и восприятия пространства (понимает значение основных предметов). Начинает складывать разрезную картинку из двух частей.
Двигательные функции. Развиваются реакции равновесия при ходьбе, но еще не может стоять на одной ноге. Может ходить, держа предмет в одной руке, поднимается по лестнице, поднимая ноги. Бросает мяч и ловит его. Уверенно переворачивает страницы книги, разворачивает бумажки на конфетах. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом, начинает самостоятельно есть, используя ложку и вилку.
Речь и психика: Речь развернутая, фразовая. Запоминает стихи и короткие сказки. Понимает обиходную речь, содержание сказки. Активно общается с окружающими при помощи речи. К концу периода начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов. Развивается функция общения на наглядно-конкретном уровне (объединяет предметы по цвету, форме, величине). Появляются сюжетные игры. Активно стремится к контакту с детьми. Начинает проявлять самостоятельность и стремление к независимости от взрослых. Развивается функция самосознания. Характерной особенностью этого периода является бурное развитие речи. На этом этапе развиваются сугубо человеческие особенности психической деятельности - речь, мышление (формируются начальные понятия), возникает первое представление о своей личности, появляется чувство «Я», а также развивается целенаправленная деятельность. Благодаря развитию коммуникативной функции речи формируются первые социальные отношения. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Речь становится важнейшим инструментом мышления и опорой в процессе его развития. Объектом мысли ребенка становится не только конкретное восприятие, но возникает возможность оперировать представлениями. Поведение ребенка двух-трех лет характеризуется активностью и целесообразностью. Он постоянно чем-то занят, интенсивно развивается игровая деятельность (появляются сюжетные игры и игры с перевоплощением). Действия, поступки начинают подчиняться определенной цели, формируются волевой акт и функция активного внимания. Ребенок этого возраста склонен к познанию мира. Он активно разбирает игрушки, чтобы узнать природу вещей. Уже в этот период формируются особенности поведения мальчиков и девочек, чувство половой, принадлежности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.