3.1. Окуло-летаргический синдром. Преимущественное поражение оральных отделов ствола (ядер глазодвигательных нервов), гипоталамической области и ретикулярной формации ствола.
3.2. Поражение левого ядра спинномозгового тракта.
3.3. Сегментарно-диссоциированный тип нарушения чувствительности. Оральные отделы ядра спинального тракта тройничного нерва (варолиев мост) слева.
3.4. Альтернирующий синдром Вебера. Поражение мозгового ствола, преимущественно основания среднего мозга (ножки) справа.
3.5. Альтернирующий синдром. Поражение мозгового ствола, преимущественно моста справа.
3.6. Альтернирующий синдром Мийяра-Гублера. Поражение нижнего отдела моста справа.
3.7. Альтернирующий синдром Джексона. Продолговатый мозг справа.
3.8. Псевдобульбарный паралич. Двустороннее поражение кортикобульбарных путей (более выраженное справа).
3.9. Бульбарный паралич. Преимущественное поражение покрышки мозгового ствола на уровне расположения ядер 12, 9, 10 черепных нервов (продолговатый мозг).
ПОРАЖЕНИЕ МОЗЖЕЧКА
4.1. Правое полушарие мозжечка.
ПОРАЖЕНИЕ ПОДКОРКОВЫХ УЗЛОВ
5.1. Поражение левого зрительного бугра.
5.2. Синдром паркинсонизма. Преимущественное поражение паллидарной системы (бледного шара, черной субстанции).
5.3. Синдром хореического гиперкинеза. Преимущественное поражение стриарной системы (скорлупы, хвостатого ядра).
ПОРАЖЕНИЕ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНОЙ ОБЛАСТИ
6.1. Гипоталамо-гипофизарный синдром. Преимущественное поражение гипофиза.
6.2. Симпатико-адреналовый криз. Преимущественное поражение гипоталамуса (диэнцефальной области).
6.3. Синдром Иценко-Кушинга. Поражение гипофизарно-гипоталямической области.
ПОРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАПСУЛЫ
7.1. Центральный паралич лицевого и подъязычного нервов. Внутренняя капсула справа.
ПОРАЖЕНИЕ ДОЛЕЙ, ИЗВИЛИН ГОЛОВНОГО МОЗГА
8.1. Преимущественное поражение лобной доли слева.
8.2. Поражение левой лобной доли.
8.3. Преимущественное поражение лобной доли слева (с явлениями раздражения второй лобной извилины).
8.4. Моторная Джексоновская эпилепсия. Поражение правой прецентральной извилины.
8.5. Синдром апраксии (моторной, конструктивной). Поражение левой теменной доли, преимущественно надкраевой и угловой извилин.
8.6. Нарушения мышечно-суставной, тактильной чувствительности, чувства локализации в левой руке, расстройство “схемы тела”. Поражение правой теменной доли, преимущественно верхней теменной дольки и интерпариетальной борозды.
8.7. Преимущественное поражение левой височной доли.
ЗАДАЧИ-СХЕМЫ
9.1. Латеральные пирамидные пути на уровне шейных сегментов.
9.2. Передние рога спинного мозга или передние корешки на уровне сегментов С5—С8 справа.
9.3. Поражение ядра лицевого нерва слева (мост) и латерального пирамидного пути на том же уровне (альтернирующий паралич)
9.4. Очаг поражения справа (ножка мозга, внутренняя капсула, лучистый венец, передняя центральная извилина). Гемиплегия слева.
9.5. Множественное поражение периферических нервов (полиневрит).
9.6. Передние рога спинного мозга и латеральный пирамидный путь слева на уровне сегментов С5—С7.
9.7. Передние рога спинного мозга или передние корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов L1-S1 с обеих сторон.
9.8. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д12 слева или верхний отдел правой прецентральной извилины.
9.9. Двустороннее поражение латеральных пирамидных путей на уровне сегментов Д9—Д10 или верхние отделы прецентральных извилин.
9.10. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С5—С8 и латеральные пирамидные пути на том же уровне с двух сторон.
9.11. Внутренняя капсула или таламус, или лучистый венец, или постцентральная извилина. Очаг находится слева.
9.12. Множественное поражение периферических нервов конечностей (полиневритический тип расстройства чувствительности).
9.13. Задние столбы спинного мозга на уровне сегмента Д4 (пучки Голля).
9.14. Задние рога на уровне сегментов С5—Д10 справа.
9.15. Задний столб спинного мозга и латеральный спинно-таламический путь справа на уровне сегментов Д5—Д6.
9.16. Латеральный спинно-таламический путь и пути глубокой чувствительности (медиальная петля) на уровне мозгового ствола (мост), чувствительные ядра тройничного нерва, там же.
9.17. Латеральный спинно-таламический путь на уровне сегментов Д8—Д9 слева.
9.18. Правое плечевое сплетение.
9.19. Корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов S3—S5 с обеих сторон:
9.20. Латеральные спинно-таламические пути с обеих сторон на уровне сегментов Д10—Д11 и задние канатики спинного мозга на том же уровне.
9.21. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д10 справа, спастический парез правой ноги, отсутствие средних и нижних брюшных рефлексов справа.
9.22. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов L2—L4 с обеих сторон. Периферический паралич нижних конечностей (преимущественно мышц бедер).
9.23. Передние корешки спинно-мозговых нервов на уровне сегментов L4-S1 с обеих сторон. Периферический паралич мышц голеней и стоп.
9.24. Передние корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов С5—С8 справа. Периферический паралич правой руки.
9.25. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов L1-L2 с обеих сторон. Периферический паралич мышц бедер.
9.26. Латеральный пирамидный путь на уровне сегментов L2—L3. Спастический паралич нижней конечности.
9.27. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д5 слева. Спастический парез левой ноги, отсутствие брюшных рефлексов слева.
9.28. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С1-С4 слева.
9.29. Передние рога спинного мозга и латеральные пирамидные пути с обеих сторон на уровне сегментов С5—С8. Периферический верхний и центральный нижний парапарез, задержка мочи и кала.
9.30. Передние рога спинного мозга, латеральный пирамидный путь справа на уровне сегментов L1-L2. Периферический парез мышц бедер, центральный парез мышц голени и стопы справа.
9.31. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С5—С8 слева. Периферический паралич левой руки.
9.32. Передние рога спинного мозга и латеральный пирамидный путь справа на уровне сегментов С5—С8. Периферический парез правой руки с фибрилляциями, центральный парез правой ноги Периферический паралич мышц шеи, паралич диафрагмы.
9.33. Латеральный пирамидный путь слева на уровне сегмента Д12. Спастический паралич нижней конечности при сохранении верхних и средних брюшных рефлексов.
9.34. Передние корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов S3—S5 с обеих сторон. Периферический паралич сфинктеров (недержание мочи и кала). Парезы конечностей отсутствуют.
9.35. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента С5 слева. Левосторонний центральный гемипарез.
9.36. Латеральный спинно-таламический путь справа на уровне Д10. Проводниковое нарушение болевой и температур ной чувствительности книзу от уровня паховой складки слева
9.37. Спинномозговые нервы на уровне сегментов С5—С8 слева, анестезия и вялый паралич или парез левой руки
9.38. Синдром Броун-Секара: центральный парез левой ноги и нарушение глубокой чувствительности слева ниже подмышечной области, проводниковые нарушения поверхностной чувствительности справа.
9.39. Поперечное поражение спинного мозга на уровне сегмента С4. Центральная тетраплегия, анестезия всей поверхности тела; нарушение функций тазовых органов. Возможен парез диафрагмы.
9.40. Задние корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов S3—S5 с обеих сторон. Анестезия в области наружных половых органов и заднего прохода.
9.41. Задние и передние корешки на уровне сегментов L4—S1 слева. Периферический парез левой ноги, нарушение всех видов чувствительности.
9.42. Лицевой нерв (центральный паралич слева).
9.43. Лицевой нерв (периферический паралич слева).
9.44. Глазодвигательный нерв (птоз правого верхнего века).
9.45. Глазодвигательный нерв (расходящееся косоглазие, мидриаз).
9.46. Тройничный нерв (иннервация лица и головы по сегментам, зоны Зельдера).
9.47. Тройничный нерв (периферическая иннервация кожи лица и головы).
9.48. Подъязычный нерв (периферический паралич слева).
9.49. Отводящий нерв (при отведении взгляда влево левое глазное яблоко не отводится кнаружи).
9.50. Фокальный (парциальный) двигательный припадок в правой ноге.
9.51. Адверсивный припадок (поворот головы и глаз вправо)
9.52. Слуховая галлюцинация (аура).
9.53. Сложная зрительная галлюцинация (аура).
9.54. Простая зрительная галлюцинация (аура).
9.55. Обонятельная, вкусовая галлюцинация (аура).
9.56. Моторная афазия (центр Брока).
9.57. Голова и глаза повернуты влево (парез взора), аграфия.
9.58. Центральный паралич правой ноги.
9.59. Алексия.
9.60. Квадрантная гемианопсия (выпал левый нижний квадрант).
9.61. Левосторонняя гемианопсия с сохранением центрального поля зрения.
9.62. Зрительная агнозия.
9.63. Астереогнозия, апраксия.
9.64. Сенсорная афазия.
9.65. Амнестическая, семантическая афазии.
9.66. Вкусовая, обонятельная агнозии.
9.67. Квадрантная гемианопсия (выпал правый верхний квадрант).
ПЛАН ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА
Паспортная часть
Фамилия, имя, отчество, возраст. Дата рождения. Место работы родителей. Место жительства. Дата поступления в клинику.
После заполнения паспортной части выясняют жалобы, анамнез болезни и жизни ребенка. Подробные сведения по этим вопросам получают из беседы с матерью больного и медицинских документов, освещающих историю родов и последующего развития ребёнка.
Жалобы
Отмечают жалобы с их подробной характеристикой. При болях, по возможности, указывают их характер (тупые, острые, стреляющие), локализацию, длительность (постоянные, периодические), динамику в течение суток и т. д. При слабости в конечностях - выраженность и локализацию этих расстройств. При припадках - описывается их характер (со слов больного, родителей, окружающих), длительность, состояние сознания, пред - и постприпадочные периоды и т. д.
Анамнез болезни
Выясняют, когда появились первые признаки заболевания (непосредственно после рождения или спустя определенный промежуток времени), каково было начало болезни (острое или постепенное), какова была дальнейшая динамика неврологических симптомов (развитие и течение заболевания, периоды улучшения и ухудшения, их длительность), уровень психомоторного развития ребенка до выявления неврологических нарушений, возможную причину заболевания (травма, инфекции, переутомление, психотравмы, интоксикации и т. д.), анализы и исследования, производившиеся до госпитализации, предшествующее лечение (амбулаторное, стационарное, его продолжительность, эффективность), установленные диагнозы.
Общий анамнез
Возраст матери к моменту рождения ребенка. Профессиональные вредности на производстве у матери. Акушерский анамнез матери (дисменоррея, самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды, аборты, число беременностей и родов). Следует выяснить заболевания матери, которые могли повлиять на развитие плода (пороки, сердца, почечная недостаточность, сахарный диабет, тиреотоксикоз, вирусные инфекции, токсикозы I-II половины беременности), лекарственные препараты, принимаемые во время беременности, резус и групповая несовместимость матери и ребенка. Вес ребёнка при рождении. Характеристика родов (продолжительность, длительность безводного периода, применяемые методы стимуляции и оперативного родоразрешения). Состояние ребенка при рождении (асфиксия, оценка по шкале Апгар), применение реанимационных мероприятий (их характер и эффективность), наличие неврологических нарушений в период пребывания ребенка в родильном доме, динамика состояния.
Следует уточнить, как протекало психомоторное развитие ребенка после периода новорожденности. Отметить динамику росто-массовых показателей, темпы увеличения окружности головы.
При отягощённой наследственности необходимо составить родословную. Дальнейшее развитие ребенка. Перенесенные заболевания. Аллергические реакции.
Общее состояние больного
Внешний вид ребенка, поза. Наличие стигм. Телосложение, питание, вес, рост. Окраска кожи - розовая, синюшная, недостаточно пигментированная. Волосы, ногти, слизистые оболочки полости рта, носа. Лимфатические узлы. Деформации позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз, спинномозговая грыжа и др.). Форма черепа, его окружность, перкуссия черепа (характер звука, болезненность). Деформация суставов, контрактуры, анкилозы. Развитие мышечной системы. Эндокринные железы, вторичные половые признаки. Легкие - данные перкуссии и аускультации. Сердце - данные перкуссии и аускультации. Пульс, его характеристика. Соответствие развития возрастным нормам. Артериальное давление. Органы пищеварения, печень, селезенка, мочеполовая система.
Неврологический статус
Сознание (ясное, оглушенное, спутанное, возбуждение, ступор, кома). Ориентировка в месте и времени. Настроение - ровное, угнетенное, безразличное. Наклонность к шуткам, дурашливость, негативизм и др. Поведение при обследовании, отношение к своему заболеванию (осознание болезни, эмоциональное отношение к нему). Память - сохранена, утрачена. Бредовые идеи. Обманы восприятия. Состояние интеллекта. У маленьких детей состояние психики оценивается согласно схеме психомоторного развития ребенка.
Менингеальные симптомы
Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, симптом Брудзинского (верхний и нижний), симптом Лессажа.
Черепно-мозговые нервы
1 пара - обонятельный нерв. Обоняние исследуется с помощью не раздражающих веществ (валериана) отдельно справа и слева. У новорожденных и грудных детей исследование обоняния производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Обоняние сохранено, снижено, утрачено.
II пара - зрительный нерв. Острота зрения на каждый глаз с коррекцией при помощи линз и без нее. Цветоощущение. Поля зрения. Состояние глазного дна. У новорожденных и детей грудного возраста острота зрения проверяется ориентировочно. О ней судят по реакции ребенка на яркий свет и путем наблюдения - с какого расстояния узнает мать, видит предмет, следит за ним, пытается схватить его и т. д.
III, IV, VI пары - глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. Ширина и равномерность глазных щелей. Объем движений глазных яблок в стороны, вверх, вниз. Наличие сходящегося и расходящегося косоглазия. Диплопия. Парезы и параличи взора. Зрачки - форма, величина (мидриаз, миоз), равномерность. Реакция зрачков на свет (прямая, содружественная), на конвергенцию и аккомодацию (живые, вялые, отсутствуют).
V пара - тройничный нерв. Болезненность при давлении на точки выхода ветвей тройничного нерва (надглазничная, подглазничная, подбородочная). Боли, парестезии в области лица. Болевая, температурная, тактильная чувствительность кожи лица, носа, языка (сохранена, снижена, утрачена, извращена). Описать границы расстройства чувствительности на лице. У грудных детей о нарушении чувствительности судят по реакции ребенка на болевые и другие раздражители. Жевательная мускулатура - выраженность, напряжение, атрофия. Движения нижней челюсти. Акт сосания. Роговичный (корнеальный), конъюнктивальный, нижнечелюстной рефлексы (сохранены, снижены, отсутствуют, их равномерность).
VII пара - лицевой нерв. Состояние мимических мышц, выраженность носогубных складок при плаче, улыбке, их равномерность. У детей старшего возраста отмечают равномерность лобных и носогубных складок. Зажмуривание глаз, нахмуривание бровей. Исследуется слезотечение, сухость глаз. Вкус на передних 2/3 языка.
VIII пара - вестибуло-кохлеарный нерв. Острота слуха на разговорную и шепотную речь в отдельности на каждое ухо. Шум в ушах, обострение слуха (гиперакузия), головокружение, нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный). У новорожденных и детей грудного возраста исследуют реакцию на громкий звуковой раздражитель (закрывание глаз, реакция испуга, гримаса плача, поворот головы к источнику звука).
IX-Х пары - языкоглоточный и блуждающий нервы. Глотание - нормальное, расстроено (поперхивание при глотании, попадание жидкости, молока в нос). Звучность голоса - нормальная, ослаблена, отсутствует (афония). Подвижность мягкого неба - достаточна, ослаблена (с какой стороны). Вкус на задней трети языка - нормальный, ослаблен, отсутствует. У маленьких детей о сохранности вкуса судят по реакции на сладкое, горькое, кислое. Саливация. Нёбный, глоточный рефлексы, их выраженность, равномерность.
XI пара - добавочный нерв. Внешний вид грудино-ключично-сосцевидных и трапециевидных мышц - нормальный, атрофии (степень, сторонность). Объём активных движений при поворотах головы, при поднимании плеч, при сближении лопаток - нормальный, ограничен, сторонность.
XII пара - подъязычный нерв. Внешний вид языка: нормальный, атрофии, фибриллярные подергивания (сторонность). Положение языка при его высовывании - по средней линии, отклонение в стороны. Произношение (четкость и ясность) - нормальное, дизартрия, анартрия.
Двигательная сфера
Осмотр конечностей и туловища. Наличие атрофии или гипертрофии – указать степень и локализацию, окружность конечностей (плеча, предплечья, бедра, голени). Фибриллярные и фасцикулярные подергивания (локализация).
Активные движения, их объем. При ограничении движений указать, в каких суставах и степень ограничения. Мышечная сила. Пробы Барре (верхняя и нижняя).
Пассивные движения, их объем. Указать степень ограничения. Наличие тугоподвижности в суставах. Контрактуры. Мышечный тонус (определяется во время пассивных движений и при ощупывании мышц) - нормальный, снижен, повышен. Характер повышения мышечного тонуса (по пирамидному или экстрапирамидному типу). Синкинезии. Непроизвольные движения (гиперкинезы): дрожание, хорея, атетоз, хореоатетоз, судороги, тики, торсинный спазм, миоклония (имеются, отсутствуют). При описании гиперкинезов отметить амплитуду, темп, ритм, стереотипность или разнообразие, постоянство. Гипокинезия (т.е. бедность, замедленность движений). Координация движений (пальце-носовая, пяточно-коленная пробы) - точные, с промахиванием, с интенционным тремором. Гиперметрия, адиадохокинез. Устойчивость в позе Ромберга. Скандированная речь. Походка больного - нормальная, спастическая, паретическая, гемиплегическая, атактическая (с открытыми и закрытыми глазами), спастико-атактическая, "петушиная", "утиная", манерно-вычурная и т. д.
У детей грудного возраста статику и моторику проверяют путем наблюдения за двигательной активностью ребенка в различных положениях (на спине, животе, на боку, как ползает, как манипулирует игрушками и т. д.).
Рефлекторная сфера
Исследуют безусловные рефлексы (спинальные, стволовые). Глубокие (сухожильные и периостальные рефлексы) - лучезапястный, сухожилия бицепса, трицепса, коленный, ахиллов. Указать степень выраженности (высокие, нормальной амплитуды, снижены, отсутствуют), равномерность.
Кожные рефлексы (брюшные, подошвенные) - их выраженность (живые, снижены, отсутствуют), равномерность. Патологические стопные рефлексы (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского) - с какой стороны, их выраженность. Клонусы стоп и коленных чашечек. Хватательный рефлекс. Защитные рефлексы (если имеется, то на какой стороне, характер, уровень, с которого он вызываются). Рефлексы орального автоматизма (Аствацатурова, Маринеску-Родовичи, хоботковый).
У детей грудного возраста проверяют младенческие безусловные рефлексы. Присутствие их (нормальное или патологическое) зависит от возрастного периода.
Чувствительная сфера
Боли (местные, проекционные, иррадиирующие; их характер). Парестезии - описать их характер, степень, локализацию. Болезненность при надавливании на нервные стволы (указать, в каких точках и степень выраженности). Симптомы натяжения периферических нервов (Ласега, Нери, посадки), бедренного нерва (Вассермана, Мацкевича, и др.). Анталгический сколиоз.
Поверхностная чувствительность (болевая, температурная). При нарушениях поверхностной чувствительности указать, в каких участках кожи отмечены изменения, какого вида (гипестезия, анестезия, гиперестезия, гиперпатия).
Глубокая чувствительность: мышечно-суставное чувство, вибрационная чувствительность. При описании мышечно-суставного чувства указать, в каких суставах и в какой степени оно расстроено.
Тип расстройства чувствительности (периферический, сегментарный, проводниковый, корковый). У маленьких детей исследуется поверхностная чувствительность. О ней судят по болевым реакциям ребенка.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 349.