ПОРАЖЕНИЕ СТВОЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Окуло-летаргический синдром. Преимущественное поражение оральных отделов ствола (ядер глазодвигательных нервов), гипоталамической области и ретикуляр­ной форма­ции ствола.

3.2. Поражение левого ядра спинномозгового тракта.

3.3. Сегментарно-диссоциированный тип нарушения чувст­вительности. Оральные отделы ядра спинального тракта тройнично­го нерва (варолиев мост) слева.

3.4. Альтернирующий синдром Вебера. Поражение мозгового ствола, преимущественно основания среднего мозга (ножки) справа.

3.5. Альтернирующий синдром. Поражение мозгово­го ствола, преимущест­венно моста справа.

3.6. Альтернирующий синдром Мийяра-Гублера. Поражение нижнего отдела моста справа.

3.7. Альтернирующий синдром Джексона. Продолговатый мозг справа.

3.8. Псевдобульбарный паралич. Двустороннее поражение кортикобульбар­ных путей (более выраженное справа).

3.9. Бульбарный паралич. Преимущественное поражение покрышки мозго­вого ствола на уровне расположения ядер 12, 9, 10 черепных нервов (продолговатый мозг).

 

ПОРАЖЕНИЕ МОЗЖЕЧКА

4.1. Правое полушарие мозжечка.

 

ПОРАЖЕНИЕ ПОДКОРКОВЫХ УЗЛОВ

5.1. Поражение левого зрительного бугра.

5.2. Синдром паркинсонизма. Преимущественное поражение паллидарной системы (блед­ного шара, черной субстанции).

5.3. Синдром хореического гиперкинеза. Преимущественное поражение стриарной сис­темы (скорлупы, хвостатого ядра).

 

ПОРАЖЕНИЕ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНОЙ ОБЛАСТИ

6.1. Гипоталамо-гипофизарный синдром. Преимуще­ственное поражение ги­пофиза.

6.2. Симпатико-адреналовый криз. Преимущественное поражение гипотала­муса (диэнце­фальной области).

6.3. Синдром Иценко-Кушинга. Поражение гипофизарно-гипоталямической области.

 

ПОРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАПСУЛЫ

7.1. Центральный паралич лицевого и подъязычного нервов. Внутренняя капсула справа.

 

ПОРАЖЕНИЕ ДОЛЕЙ, ИЗВИЛИН ГОЛОВНОГО МОЗГА

8.1. Преимущественное поражение лобной доли слева.

8.2. Поражение левой лобной доли.

8.3. Преимущественное поражение лобной доли слева (с явлениями раздра­жения второй лобной из­вилины).

8.4. Моторная Джексоновская эпилепсия. Поражение правой прецентральной извилины.

8.5. Синдром апраксии (моторной, конструктивной). Поражение левой те­менной доли, преимущественно надкраевой и угловой извилин.

8.6. Нарушения мышечно-суставной, тактильной чувст­вительности, чувства локализации в левой руке, расстройство “схемы тела”. Поражение правой теменной доли, преимущест­венно верхней темен­ной дольки и интерпариетальной борозды.

8.7. Преимущественное поражение левой височной доли.

 

ЗАДАЧИ-СХЕМЫ

9.1. Латеральные пирамидные пути на уровне шейных сегментов.

9.2. Передние рога спинного мозга или передние корешки на уровне сегментов С5—С8 справа.

9.3. Поражение ядра лицевого нерва слева (мост) и латерального пирамидного пути на том же уровне (альтернирующий паралич)

9.4. Очаг поражения справа (ножка мозга, внутренняя капсула, лучистый венец, передняя центральная извилина). Гемиплегия слева.

9.5. Множественное поражение периферических нервов (полиневрит).

9.6. Передние рога спинного мозга и латеральный пира­мидный путь слева на уровне сегментов С5—С7.

9.7. Передние рога спинного мозга или передние кореш­ки спинномозговых нервов на уровне сегментов L1-S1 с обеих сторон.

9.8. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д12 слева или верхний отдел правой прецентральной изви­лины.

9.9. Двустороннее поражение латеральных пирамидных путей на уровне сегментов Д9—Д10 или верхние отделы прецентральных извилин.

9.10. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С5—С8 и латеральные пирамидные пути на том же уровне с двух сторон.

9.11. Внутренняя капсула или таламус, или лучистый венец, или постцентральная извилина. Очаг находится слева.

9.12. Множественное поражение периферических нервов конечностей (полиневритический тип расстройства чувствительности).

9.13. Задние столбы спинного мозга на уровне сегмента Д4 (пучки Голля).

9.14. Задние рога на уровне сегментов С5—Д10 справа.

9.15. Задний столб спинного мозга и латеральный спинно-таламический путь справа на уровне сегментов Д5—Д6.

9.16. Латеральный спинно-таламический путь и пути глубокой чувствительности (медиальная петля) на уровне мозгового ствола (мост), чувствительные ядра тройничного нерва, там же.

9.17. Латеральный спинно-таламический путь на уровне сегментов Д8—Д9 слева.

9.18. Правое плечевое сплетение.

9.19. Корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов S3—S5 с обеих сторон:

9.20. Латеральные спинно-таламические пути с обеих сто­рон на уровне сегментов Д10—Д11 и задние канатики спин­ного мозга на том же уровне.

9.21. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д10 справа, спастический парез правой ноги, отсутствие средних и нижних брюшных рефлексов справа.

9.22. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов L2—L4 с обеих сторон. Периферический паралич нижних конечностей (преимущественно мышц бедер).

9.23. Передние корешки спинно-мозговых нервов на уровне сегментов L4-S1 с обеих сторон. Периферический паралич мышц голеней и стоп.

9.24. Передние корешки спинномозговых нервов на уров­не сегментов С5—С8 справа. Периферический паралич правой руки.

9.25. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов L1-L2 с обеих сторон. Периферический паралич мышц бедер.

9.26. Латеральный пирамидный  путь на уровне сегментов L2—L3. Спастический паралич нижней конечности.

9.27. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента Д5 слева. Спастический парез левой ноги, отсутствие брюшных рефлексов слева.

9.28. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С14 слева.

9.29. Передние рога спинного мозга и латеральные пира­мидные пути с обеих сторон на уровне сегментов С5—С8. Периферический верхний и центральный нижний парапарез, задержка мочи и кала.

9.30. Передние рога спинного мозга, латеральный пира­мидный путь справа на уровне сегментов L1-L2. Периферический парез мышц бедер, центральный парез мышц голени и стопы справа.

9.31. Передние рога спинного мозга на уровне сегментов С5—С8 слева. Периферический паралич левой руки.

9.32. Передние рога спинного мозга и латеральный пирамидный путь справа на уровне сегментов С5—С8. Периферический парез правой руки с фибрилляциями, центральный парез правой ноги Периферический паралич мышц шеи, паралич диафрагмы.

9.33. Латеральный пирамидный путь слева на уровне сегмента Д12. Спастический паралич нижней конечности при сохранении верхних и средних брюшных рефлексов.

9.34. Передние корешки спинномозговых нервов на уров­не сегментов S3—S5 с обеих сторон. Периферический паралич сфинктеров (недержание мочи и кала). Парезы конечностей отсутствуют.

9.35. Латеральный пирамидный путь на уровне сегмента С5 слева. Левосторонний центральный гемипарез.

9.36. Латеральный спинно-таламический путь справа на уровне Д10. Проводниковое нарушение болевой и температур ной чувствительности книзу от уровня паховой складки слева

9.37. Спинномозговые нервы на уровне сегментов С5—С8 слева, анестезия и вялый паралич или парез левой руки

9.38. Синдром Броун-Секара: центральный парез левой ноги и нарушение глубокой чувствительности слева ниже подмышечной области, проводниковые нарушения поверхностной чувствительности справа.

9.39. Поперечное поражение спинного мозга на уровне сегмента С4. Центральная тетраплегия, анестезия всей поверхности тела; нарушение функций тазовых органов. Возможен парез диафрагмы.

9.40. Задние корешки спинномозговых нервов на уровне сегментов S3—S5 с обеих сторон. Анестезия в области наруж­ных половых органов и заднего прохода.

9.41. Задние и передние корешки на уровне сегментов L4S1 слева. Периферический парез левой ноги, нарушение всех видов чувствительности.

9.42. Лицевой нерв (центральный паралич слева).

9.43. Лицевой нерв (периферический паралич слева).

9.44. Глазодвигательный нерв (птоз правого верхнего века).

9.45. Глазодвигательный нерв (расходящееся косоглазие, мидриаз).

9.46. Тройничный нерв (иннервация лица и головы по сег­ментам, зоны Зельдера).

9.47. Тройничный нерв (периферическая иннервация кожи лица и голо­вы).

9.48. Подъязычный нерв (периферический паралич слева).

9.49. Отводящий нерв (при отведении взгляда влево левое глазное яблоко не отводится кнаружи).

9.50. Фокальный (парциальный) двигательный припадок в правой ноге.

9.51. Адверсивный припадок (поворот головы и глаз вправо)

9.52. Слуховая галлюцинация (аура).

9.53. Сложная зрительная галлюцинация (аура).

9.54. Простая зрительная галлюцинация (аура).

9.55. Обонятельная, вкусовая галлюцинация (аура).

9.56. Моторная афазия (центр Брока).

9.57. Голова и глаза повернуты влево (парез взора), аграфия.

9.58. Центральный паралич правой ноги.

9.59. Алексия.

9.60. Квадрантная гемианопсия (выпал левый нижний квадрант).

9.61. Левосторонняя гемианопсия с сохранением центрального поля зрения.

9.62. Зрительная агнозия.

9.63. Астереогнозия, апраксия.

9.64. Сенсорная афазия.

9.65. Амнестическая, семантическая афазии.

9.66. Вкусовая, обонятельная агнозии.

9.67. Квадрантная гемианопсия (выпал правый верхний квадрант).

 

 


 


ПЛАН ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА

Паспортная часть

Фамилия, имя, отчество, возраст. Дата рождения. Место работы родителей. Место жительства. Дата поступления в клинику.

После заполнения паспортной части выясняют жалобы, анамнез болезни и жизни ре­бенка. Подробные сведения по этим вопросам получают из беседы с матерью больного и ме­дицинских документов, освещающих исто­рию родов и последующего развития ребёнка.

Жалобы

Отмечают жалобы с их подробной характеристикой. При болях, по возможности, ука­зывают их характер (ту­пые, острые, стреляющие), локализацию, длительность (по­стоянные, периодические), динамику в течение суток и т. д. При слабости в конечностях - выражен­ность и локализацию этих расстройств. При припадках - описывается их ха­рактер (со слов больного, родителей, окружающих), длительность, состояние сознания, пред - и постприпа­дочные периоды и т. д.

Анамнез болезни

Выясняют, когда появились первые призна­ки заболевания (непосредственно после рождения или спустя определенный промежуток времени), каково было начало болезни (острое или постепенное), какова была дальнейшая динамика неврологических симптомов (развитие и течение заболева­ния, периоды улучшения и ухудшения, их длительность), уро­вень психомоторного разви­тия ребенка до выявления неврологических нарушений, возмож­ную причину забо­левания (травма, инфекции, переутом­ление, психотравмы, интоксикации и т. д.), анализы и иссле­дования, производившиеся до госпитализации, пред­шествующее лечение (амбулаторное, стационарное, его продол­жительность, эффективность), установлен­ные диагнозы.

Общий анамнез

Возраст матери к моменту рождения ребенка. Профес­сиональные вредности на про­изводстве у матери. Акушер­ский анамнез матери (дисменоррея, самопроизвольные вы­ки­дыши, преждевременные роды, аборты, число беремен­ностей и родов). Следует выяснить заболевания матери, которые могли повлиять на развитие плода (пороки, сердца, почечная недостаточность, сахарный диабет, тиреотоксикоз, вирусные инфекции, токсикозы I-II поло­вины беременности), лекарственные препараты, принимаемые во время беремен­ности, резус и групповая несовместимость матери и ребен­ка. Вес ребёнка при рождении. Характеристика родов (продолжитель­ность, длительность безводного периода, применяемые ме­тоды стимуляции и оперативного родоразрешения). Состо­яние ребенка при рождении (асфиксия, оценка по шкале Апгар), при­менение реанимационных мероприятий (их характер и эффек­тивность), наличие неврологических нарушений в период пре­бывания ребенка в родильном доме, ди­намика состояния.

Следует уточнить, как протекало психомоторное разви­тие ребенка после периода но­ворожденности. Отметить динамику росто-массовых показателей, темпы увеличения окруж­ности головы.

При отягощённой наследственности не­обходимо составить родословную. Дальнейшее развитие ре­бенка. Перенесенные заболевания. Аллергические реакции.

Общее состояние больного

Внешний вид ребенка, поза. На­личие стигм. Телосложение, питание, вес, рост. Окра­ска кожи - розовая, синюшная, недостаточно пигментированная. Волосы, ногти, слизистые оболочки полости рта, носа. Лимфатические узлы. Дефор­мации позвоночника (кифоз, лор­доз, сколиоз, спинномозговая грыжа и др.). Форма черепа, его окружность, перкус­сия черепа (характер звука, болезненность). Деформация суставов, контрактуры, анкилозы. Развитие мышечной системы. Эндокринные железы, вторичные половые признаки. Легкие - данные перкуссии и аускультации. Сердце - данные перкуссии и аускультации. Пульс, его характе­ристика. Соответствие развития возрастным нормам. Артериальное давление. Органы пище­варения, пе­чень, селезенка, мочеполовая система.

Неврологический статус

Сознание (ясное, оглушенное, спутанное, возбуждение, ступор, кома). Ориентировка в месте и времени. Настро­ение - ровное, угнетенное, безразличное. Наклонность к шут­кам, дурашливость, негативизм и др. Поведение при обсле­довании, отношение к своему заболе­ванию (осознание болез­ни, эмоциональное отношение к нему). Память - сохранена, утрачена. Бредовые идеи. Обманы восприятия. Состояние интеллек­та. У маленьких детей со­стояние психики оценивается соглас­но схеме психомоторного развития ребенка.

Менингеальные симптомы

Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, симптом Брудзинского (верхний и нижний), симптом Лессажа.

Черепно-мозговые нервы

1 пара - обонятельный нерв. Обоняние исследуется с помощью не раздражающих веществ (валериана) отдельно справа и слева. У новорожденных и грудных детей исследование обо­няния производится путем изу­чения реакции на пахучие вещества. Обоняние сохранено, снижено, утрачено.

II пара - зрительный нерв. Острота зрения на каждый глаз с коррекцией при помощи линз и без нее. Цветоощущение. Поля зрения. Состояние глазного дна. У новорожденных и детей грудно­го возраста острота зрения проверяется ориентировочно. О ней судят по реакции ре­бенка на яркий свет и  путем наблю­дения - с какого расстояния узнает мать, видит предмет, следит за ним, пытается схватить его и т. д.

III, IV, VI пары - глазодвигательный, блоковый, отводя­щий нервы. Ширина и равно­мерность глазных щелей. Объ­ем движений глазных яблок в стороны, вверх, вниз. Наличие сходящегося и расходящегося косоглазия. Диплопия. Па­резы и параличи взора. Зрачки - форма, величина (мидриаз, миоз), равномерность. Реакция зрачков на свет (прямая, содруже­ственная), на конвергенцию и аккомодацию (живые, вялые, отсутствуют).

V пара - тройничный нерв. Болезненность при давлении на точки выхода ветвей тройнич­ного нерва (надглазничная, подглазничная, подбородочная). Боли, парестезии в обла­сти лица. Болевая, температурная, тактильная чувствитель­ность кожи лица, носа, языка (сохра­нена, снижена, утра­чена, извращена). Описать границы расстройства чувстви­тельности на лице. У грудных детей о нарушении чувстви­тельности судят по реакции ребенка на болевые и другие раздражители. Жевательная мускулатура - выраженность, напряжение, атрофия. Движения нижней челюсти. Акт соса­ния. Роговичный (корнеальный), конъюнктивальный, нижнечелюстной рефлексы (сохранены, снижены, отсутствуют, их равномерность).

VII пара - лицевой нерв. Состояние мимических мышц, выраженность носогубных складок при плаче, улыбке, их равномерность. У детей старшего возраста отмечают равномерность лобных и носогубных складок. Зажмуривание глаз, нахмуривание бровей. Исследуется сле­зотечение, сухость глаз. Вкус на передних 2/3 языка.

VIII пара - вестибуло-кохлеарный нерв. Острота слуха на разговорную и шепотную речь в отдельности на каждое ухо. Шум в ушах, обострение слуха (гиперакузия), голово­кружение, нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротатор­ный). У новорожденных и детей грудного возраста исследуют реакцию на громкий звуковой раз­дражитель (закрывание глаз, реакция испуга, гримаса плача, поворот головы к исто­чнику звука).

IX-Х пары - языкоглоточный и блуждающий нервы. Гло­тание - нормальное, расстроено (поперхивание при глотании, попадание жидкости, молока в нос). Звучность голоса - нор­мальная, ослаблена, отсутствует (афония). Под­вижность мягкого неба - достаточна, ослаб­лена (с какой стороны). Вкус на задней трети языка - нормальный, ос­лаблен, отсутствует. У маленьких детей о сохранности вкуса судят по реакции на сладкое, горькое, кислое. Салива­ция. Нёбный, глоточный рефлексы, их выраженность, равномер­ность.

XI пара - добавочный нерв. Внешний вид грудино-ключично-сосцевидных и трапециевид­ных мышц - нормаль­ный, атрофии (степень, сторонность). Объём активных дви­жений при поворотах головы, при поднимании плеч, при сближении лопаток - нормальный, ограничен, сторонность.

XII пара - подъязычный нерв. Внешний вид языка: нор­мальный, атрофии, фибриллярные подергивания (сторон­ность). Положение языка при его высовывании - по средней линии, отклонение в стороны. Произно­шение (четкость и ясность) - нормальное, дизартрия, анар­трия.

Двигательная сфера

Осмотр конечностей и туловища. Наличие атрофии или гипертрофии – указать сте­пень и локализацию, окруж­ность конечностей (плеча, предплечья, бедра, голени). Фиб­рил­лярные и фасцикулярные подергивания (локализация).

Активные движения, их объем. При ограничении движе­ний указать, в каких суставах и степень ограничения. Мышеч­ная сила. Пробы Барре (верхняя и нижняя).

Пассивные движения, их объем. Указать степень ограни­чения. Наличие тугоподвиж­ности в суставах. Контрактуры. Мышечный тонус (определяется во время пассивных дви­жений и при ощупывании мышц) - нормальный, снижен, по­вышен. Характер повышения мышечного тонуса (по пира­мидному или экстрапирамидному типу). Синкинезии. Непро­извольные движения (гиперкинезы): дрожание, хорея, ате­тоз, хореоатетоз, судороги, тики, торсинный спазм, миоклония (имеются, отсутствуют). При описании гиперкинезов от­метить амплитуду, темп, ритм, стереотипность или разнооб­разие, постоянство. Гипокинезия (т.е. бедность, замедлен­ность движений). Координация движений (пальце-носовая, пяточно-ко­ленная пробы) - точные, с промахиванием, с интенционным тремором. Гиперметрия, адиадо­хокинез. Устой­чивость в позе Ромберга. Скандированная речь. Походка больного - нормаль­ная, спастическая, паретическая, гемиплегическая, атактическая (с открытыми и закрытыми глаза­ми), спастико-атактическая, "петушиная", "утиная", ма­нерно-вычурная и т. д.

У детей грудного возраста статику и моторику проверя­ют путем наблюдения за дви­гательной активностью ребенка в различных положениях (на спине, животе, на боку, как ползает, как манипулирует игрушками и т. д.).

Рефлекторная сфера

Исследуют безусловные рефлексы (спинальные, стволо­вые). Глубокие (сухожильные и периостальные рефлексы) - лучезапястный, сухожилия бицепса, трицепса, коленный, ахил­лов. Указать степень выраженности (высокие, нормаль­ной амплитуды, снижены, отсутст­вуют), равномерность.

Кожные рефлексы (брюшные, подошвенные) - их выраженность (живые, снижены, отсутствуют), равномерность. Па­тологические стопные рефлексы (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского) - с какой стороны, их выраженность. Клонусы стоп и коленных чашечек. Хватательный рефлекс. Защит­ные рефлексы (если име­ется, то на какой стороне, характер, уровень, с которого он вызыва­ются). Рефлексы ораль­ного автоматизма (Аствацатурова, Маринеску-Родовичи, хоботковый).

У детей грудного возраста проверяют младенческие безусловные рефлексы. Присут­ствие их (нормальное или патологическое) зависит от возрастного периода.

Чувствительная сфера

Боли (местные, проекционные, иррадиирующие; их ха­рактер). Парестезии - описать их характер, степень, локали­зацию. Болезненность при надавливании на нервные ство­лы (указать, в каких точках и степень выраженности). Симптомы натя­жения периферических нервов (Ласега, Нери, посадки), бедренного нерва (Вассермана, Мацкевича, и др.). Анталги­ческий сколиоз.

Поверхностная чувствительность (болевая, температур­ная). При нарушениях поверх­ностной чувствительности ука­зать, в каких участках кожи отмечены изменения, какого вида (гипестезия, анестезия, гиперестезия, гиперпатия).

Глубокая чувствительность: мышечно-суставное чувство, вибрационная чувствитель­ность. При описании мышечно-суставного чувства указать, в каких суставах и в какой степе­ни оно расстроено.

Тип расстройства чувствительности (периферический, сегментарный, проводнико­вый, корковый). У маленьких детей иссле­дуется поверхностная чувствительность. О ней судят по бо­левым реакциям ребенка.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 343.