IV. Единство медицинской науки и техники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Решающая роль в становлении системы здравоохранения принадлежала кадрам. Процесс формирования медицинской интеллигенции шел в двух направлениях: с одной стороны, по пути привлечения старой интеллигенции к активному участию в строительстве советской медицины, с другой — по пути подготовки новых высококвалифицированных специалистов из среды рабочих и крестьян.

Острый недостаток врачей и других медицинских работников ограничивал возможности органов здравоохранения на Беларуси. Беларусь к 1917 г. не располагала ни одним высшим медицинским учебным заведением.

Лечебные заведения здесь комплектовались выпускниками институтов Российской империи, находящихся в центральной части России, Прибалтике и на Украине.

В дореволюционной России и в первые годы строительства советского государства немногочисленные медицинские факультеты университетов готовили врачей общей практики, что обуславливалось уровнем развития медицинской науки и наличием ограниченного количества недифференцированной сети медицинских учреждений. В условиях построения нового государства эту практику надо было менять. Одним из первых мероприятий правительства, последовавших в этом направлении, стало создание новых государственных университетов и реорганизация существующих. Правительством РСФСР были подписаны декреты: «О передаче вузов в ведение Наркомпроса» (5 июня 1918 г.), «Об учреждении ряда новых государственных университетов» (21 января 1919 г.).

В соответствии с этими постановлениями было принято решение ЦИК БССР от 24 февраля 1919 г. об основании в Минске Белорусского государственного университета. Однако открыт БГУ был только 30 октября 1921 г. в составе трех факультетов, в том числе и медицинского, после окончания польской оккупации.

С организацией медицинского факультета связано основание высшей медицинской школы в Беларуси. Для подготовки к поступлению в вуз 17 июня 1921 г. при БГУ открылся рабочий факультет.

Для подготовки врачей к практической и научно-преподавательской деятельности в 1924 г. при медицинском факультете была утверждена ординатура, а с 1926 г. — аспирантура.

Среднегодовой выпуск врачей за 1925–1930 гг. составил лишь 164 человека.

В начале 1920-х годов функционировали ранее действовавшие Могилевская фельдшерско-акушерская, Минская фельдшерско-акушерская, Витебская акушерская школы. В соответствии с решениями 1-й Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию (1922) сделан акцент на переподготовку ротных фельдшеров, подготовку акушерок, сестер-воспитательниц, сестер по уходу, что в республике осуществлялось по типу школьного и курсового обучения. В дельнейшем (1926) средние медицинские учебные заведения реорганизуются в медицинские техникумы.

В сентябре 1926 г. Совнарком Беларуси принимает постановление «Об утверждении положения о профессиональной работе медицинского персонала и о борьбе с незаконным лечением», определившее перечень медицинских специальностей (врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медицинская сестра), порядок их выполнения и регистрации (в том числе, и право на частную практику).

В Беларуси зарождается новая университетская форма организации научных исследований — институты.

Первые научные институты Беларуси: Витебский губернский санитарно-бактериологический институт, 1921, Минский Пастеровский институт, 1924, институт физических методов лечения, 1924, институт социальной гигиены, 1925, Белорусский государственный санитарно-бактериологический институт, 1926, санитарно-гигиенический институт, 1927, Белорусский государственный институт туберкулеза, 1928.

Становление здравоохранения Беларуси в 1920-е годы осуществлялось с учетом общеисторических процессов. Как неблагоприятную особенность формирования системы охраны здоровья в Беларуси на начальном этапе следует отметить длительное время продолжавшуюся иностранную интервенцию, определение территории Беларуси как плацдарма для раздувания пламени мировой революции.

В этих условиях здравоохранения, являясь подсистемой в общегосударственной структуре, испытывало огромные трудности, связанные с финансированием, состоянием материальной базы лечебно- профилактических учреждений, обострением кадровой проблемы. Сил едва хватало на обслуживание Красной Армии и борьбу с эпидемиями. Большая часть населения оказывалась без медицинской помощи, как на советской, так и на оккупированных территориях. Все это негативно сказывалось на состоянии здоровья людей, формировании системы здравоохранения.

Несмотря на имеющиеся трудности в результате проведенных с 1917 г. преобразований в государственном устройстве страны была создана советская система охраны здоровья населения. Более глубоко и основательно стали реализовываться на практике принципы государственности, доступности и бесплатности (в известных пределах), профилактики, которые с разной степенью масштабности осуществлялись в предшествующий период.

В рассматриваемый период произошел отказ от многоукладности финансирования, и утвердилось единое государственное здравоохранение. В то же время на классовой основе сформировалось преимущественное обслуживание ряда социальных групп.

В 20-е годы создаются:

— органы и учреждения фармацевтического управления, снабжения и производства;

— для достижения доступности качественное становление получает первичная медико-санитарная помощь;

— зарождаются профилактические учреждения и общественно-государственные мероприятия по охране материнства и детства, борьбе с социальными болезнями;

— наблюдается переход от чрезвычайных противоэпидемических мер к текущей санитарной работе с первых научно-исследовательских институтов, формированием санитарных органов;

— происходит становление высшего медицинского образования и организация первых научно-исследовательских институтов.

Основополагающие документы, регламентирующие деятельность системы здравоохранения закрепляли жесткую централизацию управления. В условиях первых лет советской власти система сумела обеспечить необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. Существующая бесплатность и льготы здравоохранения сделали лечебную сеть доступной широким массам населения.

С другой стороны, централизация управления здравоохранением, возведенная в абсолютный принцип, вместе с уже вступавшим тогда в силу остаточным финансированием здравоохранения, закладывали элементы несбалансированного развития системы здравоохранения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.