II. Профилактическое направление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первых порах советской власти необходимо было добиться просто понимания значения социально-профилактической работы. И здесь многое было достигнуто благодаря активной деятельности самих организаторов советского здравоохранения. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев указывали, что эта работа не сводится к мерам индивидуальной, санитарно-технической профилактики, борьбы с инфекционными заболеваниями. Профилактика, — подчеркивал З.П. Соловьев, — это разносторонняя деятельность, направленная на оздоровление внешней среды, условий жизни. «Это, путь широких оздоровительных реформ, а до тех пор наш удел — паллиативы, и на это не нужно закрывать глаза», — отмечал он.

Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, элементы которой осуществлялись и раньше. Созданные в 20-е годы специализированные институты, подчинявшиеся Наркоматам труда и здравоохранения,  начали проводить санитарно-гигиенические и социально-гигиенические мероприятия по изучению условий труда и быта и их влияния на здоровье рабочих.

В 1920-е годы в Беларуси происходит процесс становления профилактических учреждений и общественно-государственных мероприятий по охране материнства и младенчества (ОММ). В городах развертывались консультации для детей и беременных, постоянные ясли, а в сельской местности — районные консультации и полевые ясли.

Для оздоровления детей в летний период стали (1921) организовываться пионерские лагеря, дома отдыха для пионеров и рабочей молодежи, детские колонии.

Самое активное участие в работе по диспансеризации и проведению социально-гигиенических исследований здоровья рабочих приняла кафедра социально-гигиенических исследований, созданная в 1924 г. на медицинском факультете БГУ. Одним из направлений ее деятельности стало изучение состояния здоровья населения, его зависимости от социально- экономических условий. В 1925 г. был создан институт социальной гигиены.

Основной формой этой работы стали Единые диспансеры. Предполагалось, что единое диспансерное наблюдение и обслуживание не только больного, но и здорового человека позволит обеспечить более высокое качество медицинской помощи трудящимся, более тесную связь здравоохранения с рабочими, объединение сил и средств различных учреждений. Однако в силу объективных обстоятельств Единые диспансеры превратились в громоздкие, плохо управляемые объединения. К концу 30-х годов они прекратили свое существование.

Просчеты в диспансерной работе:

— ограниченные возможности материально-технической базы здравоохранения;

— недостаток медицинского персонала.

Диспансеризация в ряде случаев сводилась лишь к регистрации заболеваний и патологических поражений, в лучшем случае — к медицинским осмотрам работающих.

Если в 20-е годы диспансеризация — метод работы отдельных учреждений, направленный на предупреждение заболеваний главным образом социального характера то уже в 30-е годы диспансерный метод внедрялся в деятельность всех учреждений здравоохранения, но при ограничении контингентов диспансеризуемых. Идея же Единого диспансера оказалась преждевременной и непосильной для реализации. Диспансеризация сельского населения стала проводиться только в середине 50-х годов.

С 1926 г. диспансеры стали осуществлять предварительные медицинские осмотры детей при приеме в школу, а подростков — в профессиональную школу. Охрана здоровья детей в сельской местности испытывала большие трудности, ибо возлагалась на врачебный участок, который находился еще в процессе становления.

Работа по реализации профилактических мер не могла вестись без надлежащей юридической базы. Более 100 декретов правительства были направлены только на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний.

Важное значение имели неотложные противоэпидемические меры. Организовывались в составе представителей исполнительной власти губернские Чрезвычайные комиссии (ЧК) по борьбе с эпидемиями и сыпным тифом.

Проводимые мероприятия включали:

— издание обязательных постановлений;

— налаживание учета и регистрации инфекционных заболеваний;

— оборудование и охрану водоисточников;

— удаление нечистот и отходов ассенизационными обозами;

— контроль за базарами, пекарнями, столовыми, парикмахерскими, гостиницами, общежитиями, дворами;

— национализацию бань, прачечных, выдачу талонов на льготное обслуживание;

— проведение компаний по обязательному оспопрививанию и других прививок;

— открытие и работу бактериологических лабораторий, организацию курсов дезинфекторов;

— деятельность стационарных и передвижных противоэпидемических и дезинфекционных отрядов;

— работа изоляционно-пропускных пунктов на железнодорожных станциях;

— перепрофилирование общесоматических и развертывание инфекционных коек.

Создавались комиссии по борьбе за чистоту в городах, на заводах; ячеек чистоты — в сельской местности; проведение недель чистоты, санитарии водоснабжения.

В этот же период зародилось и начало оформляться санитарное просвещение. Образован санитарно-просветительский подотдел губздрава (1920 г.), открыт первый дом санитарного просвещения (1920 г.). Организовались курсы санитарной грамоты, издавалась санитарно-просветительская литература, публиковались статьи в местной печати.

Осуществлялись мероприятия по санитарному надзору. В 1922 г. в Гомеле открыта первая санитарная станция, в которую входили химико-бактериологическая лаборатория (позже разделенная на бактериологическое и химико-гигиеническое отделения), стационарно-дезинфекционное, прививочное, Пастеровское (с оспенным телятником) отделения, изолятор; она имела общежитие и транспорт. В дальнейшем в ней организуются и другие отделения (малярийное, 1923; профессиональной гигиены, 1927).

Основные черты формирующегося санитарного просвещения:

— проведение его в общем контексте борьбы с неграмотностью;

— стремление к охвату, прежде всего, сельского населения;

— тематический акцент на охрану материнства, младенчества и детства, борьбу с заразными и социальными болезнями, с обучением элементарным санитарно-гигиеническим навыкам;

— использование не только устных (лекции, беседы), но и действенных наглядных форм (диаграммы, выставки, лозунги);

— переход от эпизодичности (акции, компании) к систематичности, в том числе с негативными последствиями устремления за количественными показателями.

Однако общий уровень инфекционной заболеваемости в Беларуси, в том числе, и детскими инфекциями, оставался высоким.

В 1920-е годы важной и особой чертой медико-санитарного дела являлась борьба с социальными болезнями, в первую очередь с туберкулезом, сифилисом, трахомой.

Для борьбы с туберкулезом взрослых и детей впервые организуются диспансеры и мероприятия по общественной профилактике, систематически проводится санитарно-просветительская работа, увеличивается число и осуществляется первичная профилизация санаториев, начинает применяться вакцина БЦЖ (Минск, 1929), создается научно- исследовательский и клинический центр (Белорусский государственный институт туберкулеза, август 1928).

С целью проведения общественной профилактики впервые образуются Советы социальной помощи (1923), а также комиссии по борьбе с детским туберкулезом (1925).

В этот период в Беларуси организуются и венерологические диспансеры (1923).

В борьбе с трахомой также использовались мероприятия общественно-профилактического и лечебного характера.

Мероприятия, проводимые против социальных болезней:

— образование специальных подотделов при местных органах управления здравоохранением;

— создание губернских комиссий по борьбе с венерическими болезнями (1919) и Советов по борьбе с туберкулезом (1919);

— государственный, а не только благотворительный и общественный характер;

— их проведение, как в городах, так и в уездах;

— развертывание амбулаторной и стационарной помощи;

— открытие первых государственных противотуберкулезных санаториев (1920), а также общих домов отдыха (1920).

Таков краткий итог становления в БССР профилактического направления здравоохранения — принципа организации медико-санитарного дела. Успехи его реализации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.

III. Участие населения в мерах по охране здоровья — принцип советского здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Медицинская интеллигенция негативно отнеслась к октябрьской революции. Многие врачи эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию, третьи объявили саботаж. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями.

В условиях тотального дефицита медицинских кадров проблема решалась привлечением к медико-санитарной работе самих трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенции).

Задача сохранения жизни и здоровья людей была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны.

Формы санитарно-просветительской работы:

— комиссии по оздоровлению труда и быта;

— массовые театральные представления;

— спортивные мероприятия.

Впоследствии развитие высшего и среднего медицинского образования в Беларуси, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских кадров возвратили медицину в русло профессионализма.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.