1 января 1919 г. манифестом временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси объявлено создание Белорусской советской социалистической республики (БССР). В ее состав вошли Витебская, Гродненская, Могилевская, Минская, белорусские уезды Виленской и Ковенской, западные уезды Смоленской губернии. Однако, уже в начале февраля территория Витебской, Могилевской и Смоленской губернии отошла к Российской советской федеративной социалистической республике (РСФСР), а в марте была образована Литовско-Белорусская (Лит-Бел) советская социалистическая республика. Военные действия польских войск завершились в августе 1919 г. занятием западной и центральной части Беларуси. Беларусь вплоть до июля 1920 г. оказалась разделенной. С учетом военных событий в изучаемое время, следует рассматривать устройство медико-санитарного дела в составе БССР, РСФСР и Польши.
В первые месяцы после победы Октября новое Советское правительство издало ряд декретов, имевших непосредственное отношение к охране народного здоровья:
— декреты о восьмичасовом рабочем дне;
— декреты об охране труда;
— декреты о социальном страховании;
— декреты о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений при предприятиях.
В Москве 15–18 июня 1918 г. состоялся I Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, который определил основные направления в строительстве советского здравоохранения, и признал необходимым создание единого центрального органа — Комиссариата здравоохранения. Съезд высказался за создание при будущем комиссариате Ученого медицинского совета. 11 июля 1918 г. был подписан декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.
Народный комиссариат РСФСР — первый высший государственный орган, объединивший под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела, возглавил работу по реализации основных принципов советского здравоохранения:
— государственный характер;
— профилактическое направление;
— участие населения в мерах по охране здоровья;
— единство медицинской науки и техники.
1. Государственный характер — основной принцип советской медицины в период ее становления.
Основным содержанием государственного принципа являются:
— централизация управления;
— государственное финансирование;
— государственное планирование программ здравоохранения.
Закономерным следствием государственного характера здравоохранения является бесплатная и общедоступная медицинская помощь всему населению страны.
18 июля 1918 г. Совнарком утвердил «Положение о народном комиссариате здравоохранения», которым определил следующие задачи:
— разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела;
— наблюдение и контроль за применением этих норм;
— издание общеобязательных для всех учреждений и граждан распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела, организация и управление центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера;
— финансовый контроль и содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений.
Положение подчеркивало ведущую роль государства в предстоящей организации медицинского дела.
Программа РКП (б), принятая VIII съездом в марте 1919 г. содержала специальный раздел, посвященный здравоохранению, где подтверждался государственный характер здравоохранения, предусматривалось решающее значение профилактики не только в организации медпомощи, но и во всей системе устройства труда и быта людей.
Задачи структурных подразделений системы здравоохранения:
— решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах населения;
— борьба с социальными болезнями;
— обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.
В Беларуси этот план создания новой медицины неоднократно прерывался интервенцией.
В связи с объявлением Белорусской ССР и образованием Временного рабоче-крестьянского Советского правительства был образован Комиссариат здравоохранения Временного революционного рабоче-крестьянского правительства БССР. До конца января были утверждены малые коллегии пяти комиссариатов, в т.ч. и здравоохранения. 3 февраля 1919 г. І -й съезд Советов Беларуси принял Конституцию БССР, основой для которой стала Конституция РСФСР. Среди наркоматов, входящих в состав Совнаркома БССР, впервые в Конституции упоминается Наркомздрав как центр организации, руководящей здравоохранением на территории Советской социалистической Республики Беларуси.
В июле 1920 г. был организован отдел здравоохранения Мингубревкома, переименованный с 1 августа в отдел здравоохранения Ревкома БССР, а с 10 сентября 1920 г. в Комиссариат здравоохранения Военревкома БССР. С 17 декабря 1920 года по решению II съезда Советов БССР этот орган был преобразован в Народный комиссариат здравоохранения БССР.
На местах были сформированы:
— медико-санитарные отделы при губернских (городских) Советах;
— медико-санитарные отделы при уездных Советах;
— администрации лечебно-профилактических учреждений.
В 1924 г. правительство республики утвердило положение о Народном комиссариате здравоохранения БССР и Ученом медицинском совете при нем, определявшие их структуру и задачи.
Правительством Беларуси по образцу декретов СНК РСФСР принимается ряд постановлений по национализации аптек (29.01.1919), медицинских учреждений (12.02.1919), зубоврачебных материалов и средств (18.02.1919). 6 февраля 1919 г. для попечения образован Совет защиты детей.
В восточных областях Беларуси претерпевает существенное переустройство фармацевтическое дело. Утверждалась государственная монополия аптечного рынка, была осуществлена национализация аптек и аптечных складов.
Вопросы охраны материнства и младенчества были переданы в ведение здравоохранения (1920) с выделением в структуре местных органов управления профильных подотделов.
К осени 1920 г. закончилась польско-советская война. Вновь восстановленная БССР (1920) включала Минск и шесть уездов Минской губернии. В последующем (1924, 1926) проведено укрупнение БССР путем передачи ей из состава РСФСР Витебской и Гомельской губернии. В 1920-е годы общеисторические процессы («новая экономическая политика (нэп))» (1921-1929), переход к «плановому строительству» (1924) оказали существенное влияние на становление здравоохранения.
Утверждение нэпа, которая воспринимается как денационализация и установление социально-экономической свободы, обусловило характерные особенности реорганизации медико-санитарного дела.
В этот период устанавливается децентрализованный принцип финанси рования здравоохранения на основе использования ряда источников (многоукладность финансирования), а именно:
— местного бюджета;
— страховых взносов;
— введения платы за лечение;
— привлечения пожертвований и средств общественных организаций.
В период нэпа произошел возврат от бесплатности к платности лекарственного обеспечения. Все аптеки были сняты с государственного обеспечения и передавались в аренду.
Ряд социальных групп (красноармейцы, беженцы, зарегистрированные безработные, воспитанники детских домов, учащиеся технических училищ, инвалиды) сохраняли право на бесплатное получение медикаментов.
Все частные медико-санитарные учреждения (больницы, амбулатории, лазареты, аптеки и др.) были подвергнуты национализации. Все они передавались в ведение государственных органов: Наркомздрава и отделов здравоохранения Советов.
Относительно частной практики НКЗ РСФСР в мае 1921 г. дал следующие пояснения: «Частная медицинская практика, как пережиток капиталистического строя, противоречит основным принципам правильной организации медико-санитарной помощи и общим основам социалистического строительства. Этот пережиток надо ликвидировать».
В Беларуси произошло объединение многочисленных медицинских организаций: страховых, земских, фабрично-заводских, краснокрестных, благотворительных, военных.
В 1918 г. в стране существовали две медицины: подчиненная Наркомздраву, объединявшая городскую и земскую медицину, и страховая рабочая медицина. После решения СНК РСФСР в феврале 1919 г. о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву, рабочая страховая медицина практически перестала существовать. В период новой экономической политики, многоукладности хозяйства, введения социального страхования всех занятых по найму, определили необходимость возвращения к элементам страховой медицины. 15 ноября 1921 г. декретом СНК РСФСР вновь было введено социальное страхование всех лиц наемного труда вместо социального обеспечения всех трудящихся, установленного в годы военного коммунизма. 19 декабря 1921 г. был издан декрет о социальном страховании в случае болезни. По этому декрету часть средств, поступающих в фонд социального страхования, передавалась органам здравоохранения на покрытие расходов по медицинскому обслуживанию застрахованных.
В губерниях создавались губернские отделения медпомощи застрахованным и страховые советы при них. Советы согласовывали деятельность отделений медпомощи с профессиональными и страховыми организациями и заинтересованными ведомствами.
В ведении совета находилась:
— организация медицинской помощи застрахованным;
— установление норм этой помощи;
— распределение основного лечебного фонда.
В Беларуси институт рабочей медицины был окончательно изжит в 1927 г. СНК БССР своим решением ликвидировал все ее отделы, выполняемый ими объем работ был передан органам здравоохранения.
Так были осуществлены планы 1-го съезда медико-санитарных отделов, в которых предусматривалось, что при распространении страхования на всех работающих произойдет организационное слияние государственной и страховой медицины. Руководители Наркомздрава пришли к выводу о недопустимости параллельного существования двух медицин — «страховой» и «советской».
В 1923 г. в своей работе «Охрана здоровья населения в эпоху диктатуры пролетариата» Н.А.Семашко писал — «В области лечебной медицины мы неуклонно шли к основной цели: обеспечить, прежде всего, рабочих (теперь мы говорим — застрахованных) всеми видами лечебной помощи: помощь на дому, амбулаторная и коечная... обеспечить возможно лучше медицинской помощью верного союзника пролетариата — трудовое крестьянство... На этом принципе преимущественного обслуживания городского пролетариата (и беднейшего крестьянства в деревне) построена вся лечебная организация... Лучшие больницы, лучшие амбулатории, наиболее хорошо обставленные аптеки в городах обслуживают трудящихся (застрахованных), 60 % государственных мест в санаториях и на курортах предоставляются членам профсоюзов и, прежде всего рабочим вредных производств; остальные места предназначаются для учащихся, красноармейцев, инвалидов, крестьян и т.д.».
В конце двадцатых годов в практику работы органов здравоохранения входит планирование. Со времени утверждения первого пятилетнего плана народнохозяйственного строительства на ХVI партийной конференции и V Всесоюзном съезде Советов начали разрабатываться и осуществляться пятилетние планы развития здравоохранения.
Здравоохранение в СССР и в БССР стало строиться на основах единого плана, являющегося составной частью общегосударственного народнохозяйственного плана.
Характерной особенностью плана являлось то, что он строился не в узковедомственном масштабе, а на основе комплексного подхода, заключавшегося в органической увязке медицинских и широких оздоровительных мероприятий. Особое внимание обращалось на оздоровление внешней среды, улучшение жилищных условий, быта и медицинского обслуживания рабочих промышленных центров и сельского населения колхозов и совхозов.
В отношении финансирования учитывалось, что индустриализация и реконструкция заберут большую часть средств, что вызовет снижение удельного веса здравоохранения в местном бюджете. Недостаточное финансирование чрезвычайно обостряло проблему строительства жилого фонда для специалистов, что мешало дальнейшему развертыванию медико-санитарной сети. Планировалось оказывать больше помощи сельской медицине, укрепить сельские врачебные участки кадрами. Стационарным сельским диспансером должна была стать типовая райбольница на 40 мест. Предполагалось к 1933 г. построить 30 новых районных больниц. Центрами по охране материнства и детства должны были оставаться детские консультации. В наиболее крупных колхозах предусматривались медицинские пункты первой помощи. Особое внимание обращалось на укрепление пунктов первой помощи при городских предприятиях, число которых было еще весьма невелико. Другой составляющей городской медицины являлась помощь на дому, районная и скорая помощь. Третьим звеном являлась диспансеризация (развитие венерических, противотуберкулезных учреждений). Консультационным центром для районов и периферии и местом усовершенствования квалификации врачей являлась окружная больница. В редких сложных случаях должны были приниматься здесь и сельские жители. В результате работы над планом была создана цельная стройная концепция здравоохранения республики.
В составе НКЗ для координации деятельности фармацевтической службы был создан фармподотдел. В июле 1922 г. СНК БССР принял постановление «О торговле аптекарскими товарами и оптовой торговле медикаментами». В том же году фармподотдел НКЗ был преобразован в фармацевтический отдел, на который были возложены функции по организации торговли (снабжению) медицинскими товарами.
В январе 1927 г. коллегией НКЗ БССР решено создать единый централизованный аптечный центр с отделениями в округах. До этого все вопросы, касающиеся оптовой торговли медикаментами, находились в ведении созданного в 1923 г. «Белмедторга». В 1924 г. по решению НКЗ в Минске организуется галенофармацевтическая фабрика.
В целях планового и экономного снабжения медицинским имуществом и производства медикаментов в республике коллегия НКЗ организовала объединенное фармоуправление при наркомате с отделениями в окружных городах.
Функции фармоуправления:
— закупка и распределение медикаментов, инструментов и другого имущества по всей медико-санитарной сети Беларуси;
— производство медикаментов;
— организация работы аптек по планам и нормам НКЗ;
— содержание и управление аптечной сетью.
Эта структура работала на основе хозрасчета и органично вписывалась в механизм новой экономической политики.
В наши дни принцип государственного здравоохранения сохраняется, однако в дополнение к нему развиваются и другие системы и формы оказания медицинской и социальной помощи населению.
Требует уточнения определение «единое» здравоохранение. Само здравоохранение делится на несколько подотраслей. Выделялись лечебно-профилактические учреждения для взрослых, женщин и детей; санитарно-противоэпидемические; учебные и научно-исследовательские; медицинская и фармацевтическая промышленность и аптечные учреждения; санаторно-курортные учреждения. Это далеко не однородная система требовала усилий в управлении. Абсолютное большинство, указанных учреждений принадлежало Наркомздраву. Однако, часть оставалась подведомственна наркоматам обороны, внутренних дел, путей сообщения, речному транспорту, лечебным комиссиям руководящих советских и партийных органов. Это, конечно, не способствовало согласованному управлению здравоохранением, особенно когда речь шла о нормативно-финансовых вопросах. Общие организационные и методические указания Наркомздрава были обязательны для всех учреждений. Но реально в разных ведомствах существовала разница в зарплате, льготах, имелись различия по числу пациентов, коек. Поэтому в течение длительного периода, вплоть до сегодняшнего времени, периодически выдвигаются предложения создать действительно единую систему, передав в центральный орган все ведомственные учреждения.
Такая фактическая разноведомственность распыляла ответственность медицинских организаций, снижала требовательность к качеству медицинской помощи, вела к неравномерному обеспечению медицинских учреждений инструментами и оборудованием.
В рассматриваемый период деятельность органов здравоохранения впервые строилась на основе комплексных планов, являющихся частью общегосударственных народнохозяйственных планов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.