Неотложная медицинская помощь при гипоксемических состояниях. Принципы диспансерного наблюдения и реабилитации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГИПОКСЕМИЧЕСКОМ КРИЗЕ (РЕБЁНКУ)

Общие сведения: гипоксемический криз развивается при пороках сердца с обеднением малого круга кровообращения (тетрада Фалло). У грудных детей протекают в виде приступа цианоза с потерей сознания и судорогами, а у детей старшего возраста на фоне обычного акроцианоза возникают приступ одышки, тахикардия, усиливается цианоз. Ребёнок возбуждён. Нередко наступает обморочное состояние.

Цель: оказание неотложной помощи при гипоксемическом приступе.

Показания: гипоксемический криз.

Оснащение рабочего места:

1) лекарственные средства (морфин или промедол, 4% раствор натрия гидрокарбоната, натрий оксибутират);

2) оснащение для выполнения инъекций и инфузий;

3) система подачи кислорода;

Последовательность выполнения:

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

Вызвать врача.

Основной этап выполнения манипуляции. Доврачебная медицинская помощь.

Уложить ребёнка на бок с прижатыми к животу ногами.

Расстегнуть стесняющую одежду.

Обеспечить доступ свежего воздуха.

Заложить узел салфетки или шпатель между коренными зубами, если у ребёнка начались судороги.

Провести оксигенотерапию с постоянным положительным давлением на выдохе.

Приготовить лекарственные средства и другое оснащение для оказания врачебной неотложной помощи.

Выполнение назначений врача.

Ввести ребёнку морфин или промедол 1мг/кг.

Провести коррекцию метаболического ацидоза 4% раствором натрия гидрокарбоната 4-5 мл/кг в течении 5 мин в/в струйно.

 Ввести при судорогах натрия оксибутират.

Примечание:

1) Применение сердечных гликозидов и диуретиков противопоказано.

2) Длительные и тяжёлые приступы с потерей сознания требуют экстренной госпитализации в кардиохирургическое отделение.

Процесс реабилитации детей с болезнями системы крови для осуществления комплексности должен проводится с первого дня заболевания ребенка с учетом специфики текущего периода. Реабилитация включает 3 этапа.

Первый этап клинический. Проводится в специализированных реабилитационных отделениях (стационарах). Задачами первого этапа являются выявление сопутствующих заболеваний и осложнений, комплексная медицинская и психо-социальная реабилитация, профилактика осложнений специфической терапии, (в перерывах ПХТ, предусмотренных программой лечения), поддерживающая химиотерапия. На этом этапе обеспечивается не только подтверждение клинического выздоровления (ремиссии), но и восстановление функции пораженных систем, подготовка больного ребенка к следующему этапу реабилитации. Ведущие задачи клинического этапа складываются из уменьшения или ликвидации ведущих морфологических изменений в пораженных органах и системах; компенсации, а затем и ликвидации возникающей недостаточности функционирования органов и систем. На этом этапе реабилитации помимо частных задач, обусловленных особенностями патологии и ответной реакции организма, решаются и такие, весьма важные для достижения конечной цели реабилитации задачи, как нормализация эмоционального тонуса ребенка, воспитание веры в успешное выздоровление, предупреждение возможных нарушений роста и развития ребенка в связи с заболеванием и ограничением двигательной активности, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма, предупреждение двигательных расстройств. Эти задачи требуют комплексного использования средств патогенетической и симптоматической терапии. Для их решения используются следующие виды реабилитационных мероприятий:

• дифференцированная медикаментозная терапия в зависимости от выявленных нарушений: постоянная, поддерживающая и курсовая;

• физические методы (кислородные коктейли, групповая и индивидуальная ЛФК, занятия на тренажерах;

• физиотерапевтические методы (ингаляции, массаж, акупунктура, бальнеологические методы: бассейн, веерный и циркулярный душ, (жемчужные, хвойные, родоновые и др. ванны);

• психологические методы (игра, эстетическая и музыкально – художественная терапия, лечебная хореография и педагогика, психотерапия, социально – психологический тренинг, релакс-терапия).

Основные направления работы психолога: работа индивидуально с детьми (наблюдение, тестирование, развивающие и коррекционные занятия); работа с педагогами и воспитателями (консультирование по проблемам межличностных отношений детей и взрослых, по вопросам формирования детского коллектива, детско-взрослой общности); работа с детьми в группах; работа с родителями (беседы о личностных особенностях детей, консультирование по семейным проблемам, коррекция детско-родительских отношений). Основу программы психолого-педагогической реабилитации составляет работа детей с природными и искусственными материалами, а также занятия в театральной, художественной, музыкальной и экологической мастерских. Здесь решается комплекс задач: психологическая коррекция и психотерапия, эстетическое воспитание, первичная профессионализация и профориентация.

Первый этап реабилитации заканчивается при восстановлении функции пораженных органов и систем или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функций на фоне клинико-гематологической ремиссии.

Второй этап реабилитации - санаторный. Осуществляется в профильных санаториях. Его задачами является медикаментозная, физическая и психическая реабилитация, а именно полная ликвидация клинической симптоматики и морфофункциональных нарушений или формирование нестойкой компенсации дефицитных функций при обострении хронических патологических процессов, а так же адаптация к условиям и нагрузкам амбулаторного режима. Во время проведения санаторного этапа реабилитации происходит восстановление функционального состояния систем пациентов путем включения механизмов компенсации, повышение толерантности к физическим нагрузкам, восстановление психологического статуса пациента, восстановление способности к обучению/трудоспособности, возможность частичного или полного отказа от медикаментозного лечения. 

Третий этап реабилитации - амбулаторный (адаптационный). Проводится в амбулаторно – поликлинических учреждениях по месту жительства. Его основными задачами являются психопрофилактика, выявление отдаленных последствий терапии и сопутствующих заболеваний, медикаментозная, психологическая, физическая реабилитация, социально - правовая реабилитация: обучение, профориентация, семейное консультирование Адаптационный (амбулаторный) этап реабилитации предполагает предотвращение функциональных нарушений вторичного генеза, создание предпосылок для приспособления ребенка к социально – бытовой сфере, выявление и развитие биологических и психологических способностей (к обучению, трудовой деятельности). Данный этап - полная реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию нагрузкам и условиям или стойкая компенсация дефицитных функций, адаптация к измененным условиям жизни.

Диспансерное наблюдение осуществляется врачом – гематологом стационара или амбулаторно – поликлинического учреждения и участковым педиатром с привлечением врачей узких специальностей (невролог, эндокринолог, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог и др.) и консультантов (высококвалифицированных специалистов в области детской гематологии и педиатрии).

Контингент больных, подлежащих диспансерному наблюдению в специализированных гематологических лечебно – профилактических учреждениях:

• анемии: гемолитические, апластические, мегалобластные, железодефицитные (тяжелой степени);

• геморрагические диатезы: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, вазопатии, коагулопатии;

• опухолевые заболевания системы крови: лейкозы, лимфомы, гистиоцитарные синдромы, миелодиспластические синдромы;

• лейкопении, нейтропении.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 648.