Алгоритм составления суточного меню ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Определить ориентировочные часы кормлений

• Определить суточную и разовую потребность в пище

• Выделить основной продукт питания (гр. молоко или адаптированная смесь), определить количество прикормов

• Составить набор разрешенных по возрасту продуктов (прикормы, корригирующие добавки)

• Рационально распределяя продукты, составить меню на один день

 

Количество кормлений

В течении 1-го месяца жизни – рекомендуется принцип свободного вскармливания, т.е. по требованию ребенка 7-10 раз в сутки, в т.ч. при необходимости и ночью.

 С 1 до 5 мес ребенка кормят 6 раз в сутки через 3,5 часа, ночной перерыв 6,5 час. (6, 930, 13, 1630, 20, 2330).

 С 5-ти мес до 12 мес кормят 5 раз в сутки через 4 часа, ночной перерыв 8 часов (6, 10, 14, 18, 22)

Схема вскармливания ребенка 4 месяцев

6 часов   

женское молоко или смесь   

160 мл

9 час. 30 мин.        

овощное пюре (с 4,5 мес.)   

130 г      

желток   

1/2 шт.   

женское молоко или смесь   

50 мл     

фруктовый сок      

20 мл

13 часов

женское молоко или смесь   

120 мл   

фруктовое пюре    

50 г

16 час. 30 мин.      

женское молоко или смесь   

130 мл   

творог    

10 г        

фруктовый сок      

30 мл

20 часов

женское молоко или смесь   

160 мл

23 час. 30 мин.      

женское молоко или смесь   

160 мл

 

Питание детей старше одного года. Требования к качественному и количественному составу рациона. Распределение продуктов в течение дня по объему и калоражу. Кулинарная  обработка пищи.

Питание детей после 1 года изменяется, по сравнению с пи­танием ребенка грудного возраста. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, поросшими функциональными возможностями пищеварительного тракта. Однако во многом структура и функции органов пищеварения еще несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость пищеварительных функций, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной обработки.

При организации питания детей важное значение приоб­ретает качественный и количественный состав рациона. Не­которые продукты должны входить в питание ежедневно (молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль), а такие, как рыба, творог, яйца, — через 1—2 дня. Полноценный рацион пред­полагает обеспечение детей необходимым количеством бел­ков животного происхождения; с 1 года до 3 лет 75%, 4— 6 лет — 65%, 7 лет и старше — 50% общего количества белков в пищевом рационе. Особое внимание следует обращать на достаточное обеспечение молоком (не менее 0,5 л в сутки) и творогом (40—50 г), использование в питании кисломолочных продуктов. По количеству молока можно косвенно судить об обеспечении детей солями кальция. В рационе используются мясные продукты из говядины, нежирной свинины, мяса кур, субпродуктов. Растительные масла должны составлять 10—15% от общего суточного количества жиров, часть его — без термической обработки. Рекомендуется включать в питание листовые овощи и корнеплоды, зелень, фрукты, ягоды и соки. Крупяные изделия и блюда из макарон необходимо давать не чаще 1 раза в день. Набор блюд с возрастом обогащается. С 1,5 лет в питание вводят черный хлеб, с 2-х лет — немного сыра, селедки, икры, колбас, квашеной капусты, соленых огурцов, помидор. Нежелательно давать баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, острые блюда, копчености, натуральный кофе, какао, горчицу, уксус, маргарин. Следует ограничивать сладости.

 

В течение суток продукты должны быть правильно распределены: мясные, рыбные, бобовые блюда в первую половину дня, на ужин — творожные, овощные, крупяные. Важно разнообразить блюда, особенно завтраки и гарниры ко вторым блюдам. Следует принять за правило: ежедневно ребенок должен получать 2 овощных блюда и только 1 раз кашу. Блюда необходимо рационально сочетать и чередовать. Если требуют интересы ребенка, следует индивидуализировать питание.

Кулинарная обработка продуктов с возрастом изменяется: до 1,5 лет готовят блюда кашицеобразной консистенции (пюре, суфле, пудинги, паровые котлеты), с появлением коренных зубов дают пищу, требующую активного жевания, — мясо, нарезанное кусочками, винегреты, поджаренные котлеты, фрукты.

Суточный объем пищи постепенно повышают из расчета: 1000 + 100л (мл), где п — число лет. Объем и калораж пищи в течение дня на втором году жизни распределяются равномерно, затем — на завтрак 25% калоража, на обед 35—40%, полдник 10%, ужин 20—25%. Необходимыми соотношениями между белками, жирами и углеводами в возрасте 1—1,5 лет. считаются 1 : 1, 2 : 4, в дошкольном-— 1:1: 3,5.

 

Особенности питания детей ясельного и дошкольного возраста. Обязанности среднего медработника по контролю за качеством исходных продуктов, технологией приготовления блюд детского питания, закладкой основных продуктов, раздачей пищи.

Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35-40%, полдник - 15-20%.Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%.При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети также получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику фрукты.Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климатогеографических и национальных особенностей питания.

Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

При составлении меню следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.

В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания и т.д. Желательно, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных блюда и только одно крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.

Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню на 2 недели и специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюд, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.

Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Нередко, вследствие большого объема порции, дети получают разведенную, малокалорийную пищу. Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения.

 

¦Завтрак

¦ Каша или овощное блюдо    

¦ Омлет или мясное, рыбное  

¦ блюдо                     

¦ Кофе                      

 

¦Обед:                 

¦                           

¦ Салат                     

¦ Суп                       

¦ Мясная котлета, суфле    

¦ Гарнир                    

¦ Компот                    

¦                           

¦Полдник:                   

¦                      

¦ Кефир, молоко            

¦ Печенье, булочка          

¦ Фрукты                   

¦                           

¦Ужин:                                           

¦ Овощное блюдо или каша    

¦ Молоко, чай              

¦                               

¦Хлеб на весь день:         

¦                           

¦ Пшеничный                

¦ Ржаной          

        

¦ Функциональными обязанностями медицинской сестры детского дошкольного учреждения (ДДУ) по организации питания являются:

1) контроль за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением и соблюдением сроков реализации;

2) обеспечение норм продуктов при составлении меню-раскладки и ее соответствие физиологическим потребностям детей;

3) контроль за качеством приготовления пищи и санитарным состоянием пищеблока;

4) постановка питания в группах, контроль за доведением пищи до детей.

 

Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями их хранения и сроками реализации проводится ежедневно. Все пищевые продукты должны соответствовать требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов следует требовать сертификаты качества с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, ряда лабораторных данных (например - для молока и молочных продуктов — жирность). Сырые продукты и продукты, используемые без термической обработки, необходимо хранить раздельно. Особое внимание следует обращать на хранение и свое­временное использование скоропортящихся продуктов. Они подлежат изолированному хранению в соответствующей таре с соблюдением температурного режима холодильников (4—8 °С).

 

Старшая сестра обязана ежедневно делать отметки в жур­нале бракеража сырой продукции (дата получения продуктов, количество, качество, условия их хранения, сроки реализации).

 

Контроль за соблюдением норм продуктов проводится старшей сестрой путем ежедневного участия в составлении меню-раскладок. Меню-раскладка составляется раздельно для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет с учетом сезона года и длительности пребывания детей в учреждении. Раздельное составление обусловлено тем, что набор продуктов и стоимость питания для этих групп детей различны. Кроме того, пища для детей до 1,5 лет требует специальной кулинарной обработки. Дети, находящиеся в ДДУ 12—24 ч, должны получать питание, полностью покрывающее их суточную потребность в пищевых веществах. При дневном пребывании (9—10,5 ч) дети получают 4-разовое питание, содержащее 75—80% суточной калорийности.

 

В меню-раскладке указывается количество выписанных продуктов, входящих в состав блюда. Это помогает повару точно соблюдать состав блюд, а сестре — подсчитывать пищевой рацион по химическому составу и энергетической ценности. Имеются и готовые меню-раскладки на 7—10 дней. Они могут меняться в зависимости от наличия продуктов. Замена продуктов должна быть равноценной по белкам и жирам в количественном и качественном отношении. Замену производят, пользуясь специальной таблицей. Для детей разного возраста имеется картотека блюд.

 

Ежедневно старшая сестра должна анализировать пищевой рацион детей, ассортимент продуктов, содержание животных белков, сливочного и растительного масла.

 

Подсчет химического состава и калорийности питания проводится по официальным таблицам химического состава пищевых продуктов. Расчеты питания по содержанию белков, жиров, углеводов и калорий проводятся 1 раз в месяц по накопительной бухгалтерской ведомости (за весь месяц или за любые 10 дней подряд каждого месяца) раздельно для детей ясельного и дошкольного возраста. Полученные данные сравниваются с физиологическими нормами потребности детей в основных пищевых веществах с учетом длительности пребывания детей в учреждении.

 

Большого внимания требуют качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений. Следует следить за соблюдением работниками пищеблока правил обработки сырых и вареных продуктов (на разных столах, с использованием маркированных разделочных досок, ножей, мясорубок); выполнением всех технологических требований приготовления пищи (обработка овощей без длительного (более 1,5 ч) вымачивания, выдерживание срока термической обработки, своевременность приготовления блюд). Особое внимание следует обращать на недопустимость использования продуктов и блюд, не разрешенных санитарной службой для питания детей в организованных коллективах.

 

Старшая сестра обязана присутствовать при закладке основных продуктов (масла, яиц, мяса, рыбы) и проверять выход готовых блюд. Проверка закладки проводится путем контрольного взвешивания продуктов и сопоставления данных с меню-раскладкой. Объем приготовленного питания должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций. Недопустимо приготовление излишних количеств пищи, особенно первых блюд, что приводит к снижению калорийности питания и к большому количеству остатков пищи. Для удобства контроля за выходом блюд посуда на кухне должна быть вымерена, на котлах для первого и второго блюд сделаны отметки. Выход вторых блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и сравнения среднего веса порции с установленным выходом по раскладке. Для удобства контроля за выходом блюд на пищеблоке имеются таблицы отходов при обработке пищевых продуктов.

 

раскладке. Для удобства контроля за выходом блюд на пищеблоке имеются таблицы отходов при обработке пищевых продуктов.

 

Контроль за доброкачественностью пищи заканчивается проведением бракеража готовой продукции. В журнале отмечают результат пробы каждого блюда, его органолептические свойства. Выдача готовой пищи проводится после снятия пробы и разрешения медработника.

 

В обязанность старшей сестры входит проведение витаминизации готовой пищи. Витаминизируются, как правило, третьи блюда перед раздачей. Сестра отмечает в журнале назначение блюда, число порций, общее количество введенной аскорбиновой кислоты, время проведения витаминизации.

 

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в ежедневной проверке качества уборки кухни и подсобных помещений, соблюдении правил мытья оборудования и посуды.

 

Старшая сестра обязана контролировать сроки прохождения персоналом медицинских обследований с отметками в санитарных книжках, проводить ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, вести журнал здоровья, следить за соблюдением личной гигиены сотрудниками пищеблока.

 

Контроль за доведением пищи детям проводится взвешиванием порций, взятых со стола. При посещении групп обращается внимание на размер порций, наличие остатков, аппетит детей, их поведение, соблюдение правил эстетики питания, привитие гигиенических навыков. Особое внимание заслуживает обеспечение индивидуального питания, выполнение медицинских назначений при кормлении детей с отклонениями в состоянии здоровья. Сестра обязана проверять качество мытья посуды в группах.

 

Посуда освобождается от остатков пищи, моется в горячей воде (45—50 °С) с применением пищевой соды из расчета 100 г на 10 л воды, ополаскивается кипятком в течение нескольких минут на специальных лотках, затем просушивается на полках-решетках над мойками. Ложки, вилки моются также, но выдерживаются в кипятке 15 мин. Чайная посуда моется отдельно от столовой в двух водах при температуре 50—70 °С.

24)Организация питания в детских дошкольных учреждениях и школе. Работа фельдшера по организации контроля питания в организованных детских коллективах.

В зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду установлено трех-четырехразовое питание с промежутками между приемами пищи в 3—4 часа 1.

Правильно организованный процесс питания к приему пищи способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать.

Хорошее усвоение пищи зависит не только от ее вкусовых качеств и аппетита ребенка, но и от его общего состояния, настроения, от организации всей жизни детей в детском саду. Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них было хорошее настроение.

Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям, не перегружать их впечатлениями.

Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме.

Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой скатертью; поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят в детском саду приучать их есть на белой скатерти, что будет способствовать воспитанию аккуратности. Детям старших групп лучше есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах. В группу пищу лучше приносить в фаянсовой посуде с крышками.

Накануне няня узнает меню, готовит соответствующую посуду и ставит ее на подсобный стол.

Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.

Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. Детям, сидящим за одним столом, разрешается в это время негромко поговорить, обменяться впечатлениями. Во время еды на столах должен поддерживаться порядок. Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть. Следует приучать малышей к чистоте. После еды дети ставят свою посуду на середину. стола, а дежурные убирают ее. Поблагодарив взрослых, малыши, по мере того как заканчивают еду, идут играть; дети старших групп дожидаются товарищей по столу. Во время приема пищи воспитатель следит за тем, что бы дети съедали положенную им порцию приучает, есть культурно.

Старшая медицинская сестра (фельдшер) яслей, яслей-сада осуществляет постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В ее обязанности входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации, а также за соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Старшая сестра также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение пищи до детей, постановку питания детей в группах.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 464.