Особенности вскармливания недоношенного ребенка. Выхаживание в домашних условиях. Особенности развития недоношенных детей. Прогноз. Медико-психологические проблемы в работе с недоношенными детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вскармливание недоношенных материнское молоко наиболее подходит нуждам ребенка и обеспечивает максимальный успех в выхаживании. Для стимуляции выработки молока рекомендуется частое сцеживание (не менее 8 раз в сутки). При отсутствии молока недоношенных детей обеспечивают донорским молоком, в исключительных случаях используют адаптированные молочные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей («Новолакт-ММ», «Детолакт-ММ», «Хумана О» и др.) а также «Малютка», «Алемя-1», смеси, обогащенные биологическими добавками.

Время первого кормления ребенка определяется индивидуально. В зависимости от тяжести состояния недоношенногокормят грудью, ложечкой или из чашечки, через зонд. Частота приема пищи зависит от способа питания, способности ребенка удерживать в желудке молоко и активности сосания

Дети со слабым сосательным и отсутствием глотательного рефлексов получают молоко через желудочный зонд. Кратность кормления через зонд обычно составляет 7-8 раз в сутки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора или инфузионной системы время введения молока не должно превышать 3 ч.

Детей с глотательным рефлексом и слабо выраженным сосательным рефлексом кормят из ложечки или чашечки. Ложечку наполняют частично и контролируют, чтобы молоко выливалось поверх языка и проглатывалось, не скапливаясь под языком. Кормление из соски затрудняет в дальнейшем вскармливание грудью.

По мере улучшения общего состояния и появления сосательного рефлекса ребенка прикладывают к груди.. Если позволяет состояние, рекомендуется как можно раньше и чаще выкладывать голого ребенка на грудь матери («метод кенгуру»). Эффективно сосать недоношенный не может и его докармливают сцеженным молоком. Детей с активным сосанием кормят грудью. Во время кормления грудью следует помочь ребенку найти правильное положение и предупредить мать, что молоко не должно оставаться в полости рта новорожденного из-за опасности аспирации.

В случае аспирации необходимо немедленно прекратить кормление, отсосать содержимое из верхних дыхательных путей, придать ребенку положение с приподнятым изголовьем, обеспечить подачу кислорода и поставить в известность врача.

Количество пищи на одно кормление в первый день жизни обычно составляет от 5-10 мл. молока, во второй – 10-15 мл., третий – 15- 20 мл. Суточное количество пищи в первые 10 дней жизни можно рассчитывать по формуле Ромелля: (10 + n) х m : 100, где n – число дней жизни, m – масса ребенка в граммах, Например, на 4-е сутки ребенку с массой 1600г. суточное количество молока составляет: (10 + 4) х 16 = 224 (мл.)

С каждым днем его количество увеличивают и к 15-му дню жизни суточная потребность молока составляет 1/7 массы тела, к концу 1-го месяца – 1/5 массы.

Суточное количество пищи можно определить с помощью калорийного метода. Потребность в калориях до 10-го дня жизни составляет (10 х n) ккал х кг. Массы тела в сутки, где n – число дней жизни; к 15-му дню - 120 ккал/кг; в возрасте 1 месяца – 140 ккал/кг, к 1 году – 120 ккал/кг. Калорийность 100 мл грудного молока составляет 70 ккал (молозина – 140 ккал). Например, ребенок в возрасте 1 месяца имеет массу 2500 г. и, следовательно, нуждается в 350 ккал/сут. Суточный объем пищи равен 350 ккал х 100 мл. : 70 ккал = 500 мл.

 

Выхаживание в домашних условиях. чаще проветривать помещение, поддерживать в комнате температуру воздуха 20-220 С, при купании – 22-260 С. Купают детей ежедневно при температуре воды 38-39гр. С. В теплое время года прогулки начинаются сразу после выписки, в холодное – с 1-2 – месячного возраста при массе тела не менее 2500- 3000 г. и температуре воздуха не ниже 1-3 0 С. В специальном обогреве большинство недоношенных перестает нуждаться к концу 1 месяца. Ребенку необходим щадящий режим сна и бодрствования. Тренирующие методы закаливания ( воздушные ванны, контрастное обливание после купания и т.д.) проводятся во втором полугодии жизни. Из физических упражнений до исчезновения физиологической мышечной гипертонии разрешаются только поглаживание и упражнения рефлекторного характера.

Особенности развития недоношенных детей. Физическое развитие -высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года жизни. Исключение составляет первый месяц жизни, когда отмечается низкая прибавка массы тела за счет большей, чем у доношенных потери первоначальной массы. Рост за первый год увеличивается на 27-38 см. Несмотря на высокие темпы развития, в первые 2-3 года жизни недоношенные дети по показателям массы тела и роста отстают от сверстников, родившихся доношенными.

На протяжении первых 1,5 лет жизни темпы психомоторного развития недоношенных детей задержаны, становление ведущих линий нервно-психического развития сдвинуто во времени на более поздний возрастной этап. Это отставание зависит от гестационного возраста ребенка. Большинство недоношенных детей обладают нормальным умственным развитием, но могут отличаться неустойчивым психическим состоянием, реакциями негативизма, беспокойством, бессонницей, нарушением аппетита, затруднением в приеме твердой пищи.

 

Прогноз

За последние годы произошло улучшение показателей выживаемости и качества жизни недоношенных детей. Существуют проблемы, связанные с выхаживанием и последующим развитием нервной системы у детей с массой тела менее 1000г и сроком гестации менее 29 недель. Смертность у таких детей остается высокой, как и частота нарушений нервной системы и инвалидизации. (ДЦП, дефекты зрения и слуха, задержка умственного развития).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 218.