VI. Развитие постпозитивистского анализа науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Модель науки Стивена Тулмина.

2. Модель науки Майкла Полани.

Представители постпозитивистской школы имели общую цель: дать аутентичную картину реального научного творчества. Полемика между представителями всё больше втягивать в изучение истории науки. Возникала опасность погружения в историю, отождествления истории и философии науки. Стивен Тулмин начал изучение психофизиологической проблематики. Лоренс открыл физиологические механизмы любопытства, истолковал это как источник творческого мышления. Стивен Тулмин критиковал теорию Поппера (научное знание есть логическое развитие), говорит: "ошибочно думать, что научное исследование может обойтись без эмпирической части исследования; также и эмпирическое не может обойтись без логической части". Но как связать эмпирическое и логическое? Обращается к учению Дарвина ("Эволюция животного мира", "О происхождении видов". Пытался описать переход "прыжок" от эмпирического к теоретическому уровню. Видел, что постпозитивистская картина не достаточно полно привлекает человеческую психику. Критиковал Куна, который порвал многие традиции. Критиковал революционность прогресса. Наука по Тулмину изменяется эволюционно, революции имеют меньшее значение, не являются существенным фактором. Революция не происходит сиюминутно. За доказательствами обращается к теории и терминам Дарвина. Например, "естественный отбор" Тулмин применил к смыслу отбора учеными теории с позиции ценности предпочтений.

 "Человеческое понимание". Теория Дарвина, применимая для мира растительного и животного мира, была применена к природе человеческого познания. Тулмин уделяет внимания человеческому аспекту в познании. Логическая картина мира построена людьми, которым свойственны желания, стремления, мотивы. Связывает процесс познания с иррациональными моментами. Если рациональность есть соответствие тех или иных действий, процедур разуму человека, то изменение содержания разума приводит к изменению рациональности. Изменения в содержании разума приводит к эволюции научной рациональности. Для понимания научного исследования следует рассматривать его с точки зрения эволюции. Критикуют Поппера за преувеличение роли теоретической физики (идеал научного исследования).

По Стивену Тулмину меняются способы деятельности, меняется методология исследования.

 Иррациональный момент: при объяснении иррациональности не исключает самой иррациональности. Хотим мы или нет, есть факт спонтанности человеческой мысли.

Любопытство не исчерпывает иррациональности. Интуиция есть инерция движения мысли.

Процесс познания эволюционирует вместе с изменением научной рациональности.

Рациональностные и рациональные.

 

Майкл Полани. "Личностное знание". Процесс исследования есть явление коллективное. Результат есть совокупность вкладов накопленного. Если научное исследование осуществляется группой ученых, то им свойственны некие правила. Личный вклад зависит от системы правил научного сообщества. Существуют лидеры и авторитеты; руководитель той или иной школы имеют лидирующее мнение, которое непосредственно влияет на общее ценности. Каждый руководитель также независим в своих идеях. Его идеи определяют нормы социума, культуры. Процесс исследования не есть исключительно логический процесс.

Любая идея может получить признание только будущее воплощенной в языке. "Невыявленныя знания" - те мысли, которые не сформулированы в языке. Часто трудно выразить мысли по тем или иным причинам. Реальные исследования сопровождаются эффектом непроявленности мыслей.

Многочисленные факты коллективной деятельности могут препятствовать выведению вышли наружу (робость, боязнь, подавленность авторитетом). Это подчеркивает характер иррациональности мысли.

 

Проблема соотношения личного и коллективного мышления.

До Майкла Полани существовали работы, доказывающие, что роль личности превосходит над ролью коллектива, что коллектив не имеет целостности. Не смог создать теорию гармонии личного и коллективного творчества в науке.

Не всегда имеет решающее значение истинность концепции, но и степень ее востребованности и эффективности часто определяет применение (принятие) теории.

Культура - важное основание науки. В силу погруженности каждого из исследователей в систему ценностей формулирование той или иной теории, её значимость обусловленны не только ее достоверностью, сколько культурными требованиями, тенденциями. Научные исследования являются не только

обязано социальному фону, в котором живет исследователь.

 

Занятие на тему жизнь и творчество Р.Е.Алексеева.

1961 год. Ленинская премия.

Первые идеи экранопланов в 1949 году.

60-х активная работа над экранопланами.

Неудобен морякам и авиаторам, так как работал в межотраслевой сфере.

1966 г. КМ спущен на воду. 50 лет.

1975 год Алексеева перевели в рядовые конструкторы. Мощнейший прессинг со стороны правительства и министров отраслей.

Прошел все этапы. От ручного труда до руководства производством.

Модельки на чердаке -> яхты, модели на заводе -> далее самоходные модели и так далее.

Цель одна - методов много.

Способы работы, поиск решений, реализация замыслов.

Моделирование движения.

 

Он был практиком. Верил в силу опыта, эксперимента.

Его практика опережала теорию (нехватка инструментария, инструментов расчёта).

Не терпел того, что люди не успевают за ходом его мысли, деятельности, делают медленнее, чем он планировал, работал.

Огромный энтузиазм и интерес, доходящие до фанатизма.

Был неудобен всем:

министрам - успехами ЦКБ по СПК.

Ученым - своим новаторством.

Рабочим - за сверх высокие требования.

Иным - особенностями личности.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.